Разработка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ принятия оптимального управленческого решения с учетом фактора неопределенности и риска на примере конкретной организации (ЗАО «Молочный рай»).
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
рассмотреть понятия неопределенности и риска;
рассмотреть процесс влияния неопределенности и риска на деятельность организации;
рассмотреть научные методы принятия решений, рекомендуемые в условиях неопределенности и риска;

Оглавление

1. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности рыночной среды
1.1 Неопределенности в среде принятия управленческих решений
1.2 Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости
2. Сущность, содержание и виды рисков при реализации управленческих решений
2.1 Классификация рисков
2.2 Способы оценки степени риска
2.3 Управление рисками при принятии управленческих решений
3. Основные способы борьбы с рисками на примере торговой организации «Молочный рай»

Файлы: 1 файл

Зао Молочный рай.docx

— 108.23 Кб (Скачать)

установка допустимого уровня риска;

анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

разработка мероприятий  по снижению риска при принятии управленческого  решения.

После проведения анализа  рисков в процессе разработки управленческого  решения используются специальные  приемы управления риском.

Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской  деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые  компании, финансовые менеджеры. Схема  риск-менеджмента представлена на рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска.

Одна из основных сфер риск-менеджмента  – страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые  услуги, предоставляемые организациям и отдельным гражданам преимущественно  страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами.

 

Рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска

 

Основные приемы риск-менеджмента  при принятии управленческих решений:

избежание риска – уклонения  от мероприятия, связанного с риском;

удержание риска – оставление риска за инвестором (предполагая  покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

передача риска – передача ответственности за риск, например, страховой компании;

снижение степени риска  – уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Наиболее распространенные приемы для снижения степени риска:

диверсификация;

получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;

лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продажи, кредита;

самострахование за счет создания натуральных и денежных резервных (страховых) фондов;

страхование.

Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с  необходимостью проведения анализа  существующих рисков, а также осуществления  мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или  снижения их степени. Кроме того, в  условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.

Разработка и принятие решения в условиях риска.

Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более  низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления  неопределенностей и их последствий  на деятельность организации для  разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Организация процесса управления риском и снижением неопределенностей  представлена на рис. 2. Схема управления рисками.

Для анализа риска нужна  прежде всего, быстрая и достоверная  информация. В условиях более жесткой  конкуренции, вызванной глобализацией  рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском – выявление риска.

Для того чтобы выявить, оценить  риск и принять соответствующее  решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте  – носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о  структуре объекта и выявление  опасностей или инцидентов.

Основные методы получения  исходной информации об исследуемых  объектах:

стандартизированный опросный лист;

рассмотрение и анализ первичных документов отчётности;

анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

составление и анализ диаграммы  организационной структуры;

составление и анализ карт технологических процессов;

инспекционные посещения;

консультации специалистов;

экспертиза документации внешними аудиторами.

С целью исключения возможности  провала либо предупреждения значительного  ущерба при принятии решений необходимо анализировать риск и определять его последствия. Назначение анализа  риска – дать руководителям и  потенциальным партнерам необходимые  данные о целесообразности участия  в проекте и предусмотреть  меры по защите от возможных финансовых потерь.

 

Рис. 2. Схема управления рисками

 

3. Основные способы  борьбы с рисками на примере  торговой организации «Молочный  рай»

 

ЗАО «Молочный рай» представляет собой предприятие среднего размера, расположенное по адресу: Москва, ул. Двинцев, 40. Занимается реализацией молочной продукции населению в пределах Москвы и Московской области. На рынке существует 5 лет. В связи с тем, что уровень платежеспособности потребителей носит характер неопределенности, на данный момент ЗАО «Молочный рай» имеет два, волнующих руководство компании, вопроса:

1. Определение оптимальной  стратегии оптовых закупок.

2. Определение оптимальной  стратегии сбыта.

Для решения этих вопросов мною были выбраны следующие методы:

а) Правило минимакс (критерий Севиджа);

б) Правило Гурвица.

Принятие управленческого  решения по выбору оптимальной стратегии  оптовых закупок в условиях неопределенности.

Целью является определение  объема оптовых закупок у поставщиков  в зависимости от вероятных колебаний  платежеспособного спроса населения  в районах реализации товара на основе минимаксных стратегий.

Сущность метода минимаксных  стратегий заключается в выявлении  наилучшего и наихудшего варианта свершения  события и определения наиболее подходящего с учетом неопределенности и риска.

 

Выводы

 

Для выполнения поставленной цели организации ЗАО «Молочный  рай» сперва необходимо рассчитать варианты среднегодовой прибыли с учетом имеющихся объемов закупок и  колебаний спроса для каждой из предложенных стратегий (табл. 3). Расчет прибыли осуществляется по формуле:

 

П = Спр х Qр – Cпок х Qп – Иобр

 

Затем, используя критерий Вальда, определяем максиминную стратегию, которая гарантирует наибольший из всех наихудших возможных исходов  действия по каждой стратегии. Для этого  по каждому варианту выбираем решение, минимизирующее прибыль с помощью  формулы: a i = min П i, j,после чего выбираем максимальное из минимальных значений. По полученным результатам стратегия Q1 является максиминной, она дает результат -40 руб.

Следующий шаг – определение  минимаксной стратегии, которая  дает наихудший из всех наилучших  результатов действия каждой из стратегий. Для этого по каждому варианту вероятного объема сбыта выбираем решение, максимизирующее прибыль с помощью  выражения: β i = max П i, j. Затем выбираем минимальное из полученных значений. По результатам стратегия Q1 является минимаксной: ее использование в самом худшем случае обеспечит получение гарантированной прибыли 3440 руб.

С помощью критерия Сэвиджа  мы можем выбрать такую стратегию, при использовании которой величина риска примет минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации: Q = min max r ij. Для этого необходимо рассчитать показатель риска для каждой стратегии: r ij = β i – пij, – и построить матрицу риска: Проведя исследование, мы получили результат, согласно которому при реализации стратегии Q3 предприятие ЗАО «Молочный рай» может понести минимальные убытки в 1800 руб., реализуя продукцию в объеме 10000 шт.

Также для решения поставленной задачи мы можем применить критерий Гурвица, который позволит определить компромиссное решение проблемы путем определения линейной комбинации минимального и максимального значения прибыли для каждой стратегии  и определения наибольшего из полученных результатов: Gi = xmin п ij + (1-x) max п ij; Gопт. = max Gi. По итогам вышеописанных вычислений делаем вывод: стратегия Q3 является оптимальной. Таким образом, результаты критерия Сэвиджа и критерия Гурвица совпадают: стратегия Q3 является наиболее безопасной.

Руководством ЗАО «Молочный  рай» было принято решение реализовывать  продукцию в объеме 10 000 шт., так как реализация в таком объеме принесет наилучшие результаты для организации «Молочный рай» и даст возможность функционировать и снабжать население молочной продукцией, несмотря на условия неопределенности и риска.

Принятие управленческих решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей  процесса принятия решений в различных  условиях, знание и применение различных  методов и моделей принятия решений  играет значительную роль в успешной деятельности и дальнейшем развитии организации.

Риски – непременная составляющая деловой жизни, а управление ими  – часть той масштабной работы, которую ведет любая компания. Оценка рисков и неопределенности при  планировании позволяет компаниям  заранее определить и смягчить потенциальные  потери, обеспечивая основу для принятия качественных решений и внесения улучшений в управленческий процесс.

В данной работе мною были подробно рассмотрены такие моменты, как: риски, неопределенность, способы их оценки, а также научные методы борьбы с ними.

На примере ЗАО «Молочный  рай» были подробно рассмотрены некоторые  методы борьбы с неопределенностью  и рисками, в ходе которых было найдено оптимальное решение  относительно объема выпускаемой продукции  в условиях неопределенности и риска.

И в заключении хотелось бы выразить надежду на то, что со временем руководитель предприятия, принимая окончательное  управленческое решение, будет руководствоваться  научным подходом в этой области.

 

Литература

 

Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. – СПб: Питер, 2004 г.

Виханский О.С. – Стратегическое управление, М. Гардарика, 1999 г.

Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в поисках совершенства управления. – МНИИПУ, 1997.

Менар Клод – Экономика  организаций. – М. Инфра-М, 1996 г.

Мескон М., Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001 г.

Румянцева З.П. Менеджмент организации – М.: Инфра-М, 2005 г.

Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 278 с.


Информация о работе Разработка и реализация управленческих решений в условиях неопределенности и риска