Разработка бизнес-плана реализации стратегии диверсификации деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы состоит в разработке бизнес-плана реализации стратегии диверсификации деятельности предприятия. Задачи данной курсовой работы:
1) дать общую характеристику стратегии деятельности предприятия;
2) изучить условия и факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии;
3) рассмотреть общую структуру и состав бизнес-плана
4) изучить методические основы составления бизнес-плана;
4) научиться разрабатывать бизнес-план.

Файлы: 1 файл

ОНО.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

2. Структура бизнес-плана и методические основы его составления

2.1 Бизнес-план и адаптация его структуры для реализации стратегии диверсификации

 

Современная экономическая  ситуация, связанная с переходом  к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является прогрессивная форма бизнес-плана.

Бизнес-план – это  комплекс инструкций для менеджеров, обрисовывающих значение, которое любая часть организации должна использовать в процессе достижения целей.

Для того чтобы составить  бизнес-план, необходимо собрать большое  количество достоверных сведений по широкому кругу вопросов. Объем информации стабильно повышается по мере вступления в бизнес и/или его развития. Рационально располагать двумя видами одного бизнес-плана.

Первый вид бизнес-плана  – это официальный бизнес-план, который является кратким описанием прошлого, настоящего и будущего организации. Он приготовлен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров организации для того, чтобы у них могло сформироваться общее представление о целях бизнеса.

Второй вид бизнес-плана – это повседневный рабочий документ для руководителя организации, команды разработчиков плана и консультантов. В него включается рабочий информационный материал.

Состав, структура и  объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее разработка разделов плана.

Обычно используется следующая структура бизнес-плана:

1) титульный лист бизнес-плана;

2) меморандум о конфиденциальности;

3) аннотация (0,5-1 страницы);

4) резюме (2-3 страницы);

5) непосредственно бизнес-план (15-50 страниц без приложений);

6) приложения.

Разделы бизнес-плана  бывают самые разные, это непосредственно  зависит от вида деятельности предприятия. В основном в состав бизнес-плана включают:

1) план маркетинга;

2) производственный план;

3) организационный план;

4) финансовый план;

5) план капитальных вложений;

6) оценку рисков и страхование;

7) оценку конкуренции  на рынке

8) заключение.

Не все из перечисленных разделов могут отражать особенности бизнеса. Можно включить в состав бизнес-плана и другие разделы. Возможно, что в этом году потребуются только некоторые из них, а другие — только в следующем году.

В зависимости от цели составления бизнес-плана и стратегии, используемой предприятием, разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Следует отметить что  диверсификация, снижая уровень хозяйственного риска, способствует увеличению инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных инвесторов. А это значит, что таким структурным элементам бизнес-плана как «оценка рисков» и «инвестиционный план» следует уделить особое внимание. Также в структуру бизнес-плана необходимо добавить такой раздел как «анализ рынка» и/или «рыночные исследования». Необходимо сделать упор на план маркетинга и на анализ конкуренции на данном рынке.

2.2 Содержание и методика разработки бизнес-плана

 

Состав и структура  бизнес-плана определяется не только спецификой вида деятельности предприятия, а также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспективного роста создаваемого предприятия. Естественно у небольшого предприятия бизнес-план проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия- инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

Меморандум о конфиденциальности создается в целях предупреждения лиц, читающих бизнес-план, о конфиденциальности хранящихся в нем сведений.

Аннотация необходима для  высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений. Обычно содержит: название организации; адрес; телефон; факс; Ф.И.О. руководителя; смысл нового проекта и место осуществления; результат реализации проекта; его общую стоимость; необходимые финансовые ресурсы; сроки окупаемости; ожидаемую среднегодовую прибыль; предполагаемую форму и условия участия инвесторов.

В резюме бизнес-плана  входят сведения о сущности и эффективности проекта; сведения о фирме; о команде управления; сведения о планах действий; финансировании; гарантии возврата инвестиций.

Раздел «план маркетинга»  должен содержать информацию:

1) об основных видах товаров;

2) об участках рынка, на которые нацелен бизнес;

3) о маркетинговых  исследованиях, проведенных предприятием (в особенности, если оно занимается новым видом бизнеса или же предполагает найти рынки сбыта для новых видов товаров и услуг);

4) о маркетинговых  исследованиях, которые будут проведены в течение ближайших 12 месяцев;

5) о рекламной кампании, которую планируется провести, каким  образом предполагается ее организовать, какие средства массовой информации использовать и почему, с какой частотой и периодичностью предполагается рекламировать бизнес;

6) о других формах  стимулирования сбыта;

7) об обеспечении необходимыми  материалами и сырьем и их  распределении;

8) о политике ценообразования;

9) об общих затратах  на маркетинговые цели и организацию  контроля в сфере маркетинга.

Главная задача производственного раздела подтвердить расчетами, что создаваемое предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужный срок и с нужным качеством. Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные:

1) структура производства, планируемого к использованию  в рамках инвестиционного проекта;

2) технологическая схема;

3) схема распределения  производственного процесса в  пространстве и времени;

4) инфляционные характеристики;

5) трудоемкость выполнения  операций, тарифы по оплате труда  основных производственных рабочих;

6) данные о квалификации  персонала;

7) структура персонала  и виды затрат на персонал;

8) перечень исходных  материалов и комплектующих изделий,  их количество и стоимостные характеристики;

9) основные поставщики  сырья, материалов, комплектующих  изделий, объемы и условия поставок;

10) необходимое количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д. и стоимость единицы их потребления;

11) перечень услуг сторонних  организаций, необходимых для  осуществления процесса производства и реализации продукции;

12) объем внутренних  и внешних перевозок по всем видам транспорта, тарифы по перевозкам;

13) затраты по перечисленным  позициям.

В организационном плане  дается описание концепции и структуры  управления проектом (или организационная схема по структуре предприятия), а также как будут распределены роли между основными членами управленческой команды и как они взаимодополняют друг друга. Здесь необходимо привести схему организационной структуры компании. Инвесторы, зарубежные партнеры хотели бы видеть управленческую команду, в которой были бы на равных представлены как административные навыки, так и навыки в управлении финансами, маркетингом, производством.

В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации проекта, структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли.

Раздел «Финансовый  план» просчитывается по результатам  прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:

1) балансовой ведомостью, которая отражает финансовое  состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени;

2) отчетом о прибылях  и убытках, который отражает  операционную деятельность предприятия в текущий период проекта и по которому можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени;

3) отчетом о движении денежных  средств, который показывает формирование  и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

На основе результатов трех отчетов  проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.

В разделе «оценка  рисков» описывается вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов предприятия, сокращению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности. Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации. Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение доли факторов риска, что является более сложной задачей.

Предприятие для уменьшения риска может использовать различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность результатов инвестиций: метод математической статистики, экономико-математическое моделирование, анализ чувствительности. В результате определения чувствительности проекта к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска, и устанавливается оптимальный вариант реализации проекта.

В раздел «приложения» включаются документы, которые могут служить  подтверждением или более подробным  объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться:

1) копии всех относящихся  к делу контрактов;

2) копии деловых соглашений;

3) результаты маркетинговых  исследований;

4) заключения аудиторов;

5) фотографии или видеоролик  образцов продукции;

6) список основных клиентов с указанием объемов годовых продаж и их условий;

7) список основных  поставщиков с указанием объемов  закупок и их условий;

8) заключения служб  государственного надзора по  вопросам экологии и безопасности;

9) статьи из журналов  и газет о деятельности предприятия;

10) любые патенты и  авторские права, которыми владеет  предприятие;

11) любые другие относящиеся  к делу официальные документы.

Приведенные рекомендации по построению разделов бизнес-плана  относятся к достаточно сложному случаю компании, которая намерена производить новый продукт, и ищет финансирования или партнеров под свой проект. В реальности бизнес-план торговых, посреднических и подобных им компаний и проектов оказываются намного проще. В этих случаях не нужен такой раздел, как план производства. Кроме того, упрощается и исследование, посвященное анализу рынка, и снижается связанный с этим риск.

В последние годы появились  компьютерные программы, которые помогают и начинающим, и уже опытным руководителям составлять достаточно убедительные бизнес-планы. В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении, финансах, маркетинге).

На Западе при составлении  бизнес-планов даже небольшие фирмы  обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его составлении средств.

В качестве примера для  составления бизнес-плана возьмем Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Производственно-тенический центр ФПС МЧС России по Тюменской области»(ФГБУ «ПТЦ ФПС МЧС России по Тюменской области»), выполняющее ремонт и техническое обслуживание специальной пожарной техники, ПТО и ПТВ, средств связи, узлов и агрегатов автомобильной техники, восстановление и изготовление отдельных видов деталей машин и механизмов и нестандартного оборудования для бюджетных пожарных частей отрядов и ГПС, а другим предприятиям, организациям и объектовым пожарным частям и отрядам ГПС - на основании заключённых в установленном порядке договоров (контрактов).

Информация о работе Разработка бизнес-плана реализации стратегии диверсификации деятельности предприятия