Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель этой работы состоит в разработке бизнес-плана реализации стратегии диверсификации деятельности предприятия. Задачи данной курсовой работы:
1) дать общую характеристику стратегии деятельности предприятия;
2) изучить условия и факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии;
3) рассмотреть общую структуру и состав бизнес-плана
4) изучить методические основы составления бизнес-плана;
4) научиться разрабатывать бизнес-план.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какое-то действие в будущем. Предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижений таких решений является прогрессивная форма бизнес-плана.
Бизнес-план – это комплекс инструкций для менеджеров, обрисовывающих значение, которое любая часть организации должна использовать в процессе достижения целей.
Для того чтобы составить бизнес-план, необходимо собрать большое количество достоверных сведений по широкому кругу вопросов. Объем информации стабильно повышается по мере вступления в бизнес и/или его развития. Рационально располагать двумя видами одного бизнес-плана.
Первый вид бизнес-плана – это официальный бизнес-план, который является кратким описанием прошлого, настоящего и будущего организации. Он приготовлен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров организации для того, чтобы у них могло сформироваться общее представление о целях бизнеса.
Второй вид бизнес-плана – это повседневный рабочий документ для руководителя организации, команды разработчиков плана и консультантов. В него включается рабочий информационный материал.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее разработка разделов плана.
Обычно используется
следующая структура бизнес-
1) титульный лист бизнес-плана;
2) меморандум о конфиденциальност
3) аннотация (0,5-1 страницы);
4) резюме (2-3 страницы);
5) непосредственно бизнес-план (15-50 страниц без приложений);
6) приложения.
Разделы бизнес-плана бывают самые разные, это непосредственно зависит от вида деятельности предприятия. В основном в состав бизнес-плана включают:
1) план маркетинга;
2) производственный план;
3) организационный план;
4) финансовый план;
5) план капитальных вложений;
6) оценку рисков и страхование;
7) оценку конкуренции на рынке
8) заключение.
Не все из перечисленных разделов могут отражать особенности бизнеса. Можно включить в состав бизнес-плана и другие разделы. Возможно, что в этом году потребуются только некоторые из них, а другие — только в следующем году.
В зависимости от цели составления бизнес-плана и стратегии, используемой предприятием, разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Следует отметить что диверсификация, снижая уровень хозяйственного риска, способствует увеличению инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных инвесторов. А это значит, что таким структурным элементам бизнес-плана как «оценка рисков» и «инвестиционный план» следует уделить особое внимание. Также в структуру бизнес-плана необходимо добавить такой раздел как «анализ рынка» и/или «рыночные исследования». Необходимо сделать упор на план маркетинга и на анализ конкуренции на данном рынке.
Состав и структура бизнес-плана определяется не только спецификой вида деятельности предприятия, а также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспективного роста создаваемого предприятия. Естественно у небольшого предприятия бизнес-план проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия- инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.
Меморандум о
Аннотация необходима для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений. Обычно содержит: название организации; адрес; телефон; факс; Ф.И.О. руководителя; смысл нового проекта и место осуществления; результат реализации проекта; его общую стоимость; необходимые финансовые ресурсы; сроки окупаемости; ожидаемую среднегодовую прибыль; предполагаемую форму и условия участия инвесторов.
В резюме бизнес-плана входят сведения о сущности и эффективности проекта; сведения о фирме; о команде управления; сведения о планах действий; финансировании; гарантии возврата инвестиций.
Раздел «план маркетинга» должен содержать информацию:
1) об основных видах товаров;
2) об участках рынка, на которые нацелен бизнес;
3) о маркетинговых
исследованиях, проведенных
4) о маркетинговых
исследованиях, которые будут п
5) о рекламной кампании, которую планируется провести, каким образом предполагается ее организовать, какие средства массовой информации использовать и почему, с какой частотой и периодичностью предполагается рекламировать бизнес;
6) о других формах стимулирования сбыта;
7) об обеспечении необходимыми материалами и сырьем и их распределении;
8) о политике ценообразования;
9) об общих затратах
на маркетинговые цели и
Главная задача производственного раздела подтвердить расчетами, что создаваемое предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужный срок и с нужным качеством. Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные:
1) структура производства, планируемого к использованию в рамках инвестиционного проекта;
2) технологическая схема;
3) схема распределения производственного процесса в пространстве и времени;
4) инфляционные характеристики;
5) трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих;
6) данные о квалификации персонала;
7) структура персонала и виды затрат на персонал;
8) перечень исходных
материалов и комплектующих
9) основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок;
10) необходимое количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д. и стоимость единицы их потребления;
11) перечень услуг сторонних организаций, необходимых для осуществления процесса производства и реализации продукции;
12) объем внутренних и внешних перевозок по всем видам транспорта, тарифы по перевозкам;
13) затраты по перечисленным позициям.
В организационном плане дается описание концепции и структуры управления проектом (или организационная схема по структуре предприятия), а также как будут распределены роли между основными членами управленческой команды и как они взаимодополняют друг друга. Здесь необходимо привести схему организационной структуры компании. Инвесторы, зарубежные партнеры хотели бы видеть управленческую команду, в которой были бы на равных представлены как административные навыки, так и навыки в управлении финансами, маркетингом, производством.
В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации проекта, структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли.
Раздел «Финансовый план» просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Здесь наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениям и выплатам) должно быть подробно описано текущее финансовое состояние предприятия (при условии, что проект реализуется на действующем предприятии). Обычно финансовый раздел представлен тремя основными документами:
1) балансовой ведомостью, которая отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени;
2) отчетом о прибылях и убытках, который отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта и по которому можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени;
3) отчетом о движении денежных
средств, который показывает
На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.
В разделе «оценка
рисков» описывается вероятност
Предприятие для уменьшения риска может использовать различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность результатов инвестиций: метод математической статистики, экономико-математическое моделирование, анализ чувствительности. В результате определения чувствительности проекта к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска, и устанавливается оптимальный вариант реализации проекта.
В раздел «приложения» включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться:
1) копии всех относящихся к делу контрактов;
2) копии деловых соглашений;
3) результаты маркетинговых исследований;
4) заключения аудиторов;
5) фотографии или видеоролик образцов продукции;
6) список основных клиентов с указанием объемов годовых продаж и их условий;
7) список основных
поставщиков с указанием
8) заключения служб
государственного надзора по
вопросам экологии и безопаснос
9) статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
10) любые патенты и
авторские права, которыми
11) любые другие относящиеся к делу официальные документы.
Приведенные рекомендации по построению разделов бизнес-плана относятся к достаточно сложному случаю компании, которая намерена производить новый продукт, и ищет финансирования или партнеров под свой проект. В реальности бизнес-план торговых, посреднических и подобных им компаний и проектов оказываются намного проще. В этих случаях не нужен такой раздел, как план производства. Кроме того, упрощается и исследование, посвященное анализу рынка, и снижается связанный с этим риск.
В последние годы появились компьютерные программы, которые помогают и начинающим, и уже опытным руководителям составлять достаточно убедительные бизнес-планы. В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении, финансах, маркетинге).
На Западе при составлении бизнес-планов даже небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его составлении средств.
В качестве примера для
составления бизнес-плана