Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие делегирования полномочий как инструмент управления, а также основные принципы делегирования полномочий.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие, функции и задачи делегирования;
2) Проанализировать существующие виды полномочий и этапы делегирования полномочий.
Введение 3
1. Основные понятия, сущность и виды полномочий 4
1.1 Делегирование полномочий: понятие и сущность 4
1.2 Виды полномочий 6
1.3 Централизация и децентрализация полномочий 9
1.4 Основные принципы делегирования полномочий 16
2 Рекомендации по рациональному делегированию полномочий 23
2.1 Этапы делегирования 23
2.2 Рекомендации по формированию заданий 31
Заключение 36
Литература 37
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором – об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этажах управленческой иерархии.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
В условиях существования гигантских предприятий с массовым выпуском однородной продукции тенденция к централизации управления была преобладающей, поскольку условия производства создавали для нее наиболее благоприятную почву и давали возможность реализовывать ее преимущества, заключавшиеся в следующем.
Во-первых, в усилении стратегической
направленности управленческого процесса
и обеспечении при
Однако централизация полномочий имеет свою оборотную сторону. Затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются лицами, плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены, и те навязываются им в принудительном порядке. В результате решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.
Сегодня в условиях значительного
усложнения производственных и информационных
процессов, увеличения числа и степени
хозяйственной
Она позволяет, во-первых, быстро
разрабатывать и принимать
Однако децентрализация
управления сопровождается рядом негативных
последствий, которые необходимо учитывать
в практической деятельности. Прежде
всего, вследствие обособленности процесса
принятия решений и концентрации
его на нижних этажах управленческой
структуры зачастую слабо учитываются
или вовсе игнорируются интересы
других подразделений и организации
в целом, в результате чего решения
часто носят тактический
Из-за отсутствия общих правил и процедур выработки и принятия решений "утряска" занимает много времени и далеко не всегда оказывается успешной. Наконец, децентрализация может привести к сепаратизму, наносящему огромный вред организации.
Крайней формой децентрализации
управления является его полное отсутствие,
что имеет место в так
Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом – централизацией. Таким образом, возникают своего рода "маятниковые колебания", придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость.
Другим способом обуздания
излишней самостоятельности
Преимущества централизации |
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. |
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. |
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. |
Преимущества децентрализации |
1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся дли этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений. |
2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает. |
3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе. |
4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней. |
Недостатки централизации
состоят в том, что она закрывает
пути получения преимуществ
Факторы, влияющие на соотношение
централизации и
Рассматриваемые ниже принципы
делегирования полномочий являются
основополагающими для
Несоблюдение их на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.
1.Принцип делегирования
на основе ожидаемых
Поскольку смысл полномочий
заключается в предоставлении управляющему
некоего инструмента для
Только так управляющий
способен делегировать полномочия в
четком соответствии с предъявляемыми
им потом требованиями к подчиненному.
Часто руководитель имеет представление
о том, что необходимо сделать, но
не задумывается над тем, располагает
ли подчиненный необходимыми для
этого полномочиями. Порой он просто
не хочет признать, что выполнение
задачи требует предоставления большей
свободы действий подчиненному, также
нечетко представляет себе ожидаемые
результаты. Поэтому нет ничего удивительного,
что на предприятиях получило распространение
ошибочное представление о
Делегирование в соответствии
с ожидаемыми результатами предполагает,
что цели установлены, а планы
разработаны, что они доведены до
сведения подчиненных и поняты ими,
что введены соответствующие
должности, которые будут способствовать
выполнению поставленных задач. Кроме
того, данный тип делегирования указывает
на то, что планирование является необходимой
предпосылкой для осуществления
любых стоящих перед
2.Принцип функциональной дефиниции.
Структурное деление –
это группировка видов
Исходя из этого, принцип функциональной дефиниции означает, что чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями – тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия.
Несоблюдение данного
принципа способно вызвать путаницу
и неразбериху в вопросе о
том, что именно и от кого именно
следует ожидать. Данный принцип (который
относится и к делегированию
и к структурному делению), будучи
концептуально весьма простым, зачастую
трудно применим на практике. Четкое определение
содержания работы и делегирование
необходимых для ее выполнения полномочий
в большинстве случаев требуют
терпения, высокого интеллекта и ясного
представления о целях и
3.Скалярный принцип
Скалярный принцип относится
к цепочке прямых должностных
отношений руководителей и
Данная шкала описывается Файолем как:
«...цепочка руководителей
от высшего управляющего до низших.
Линия полномочий – это путь,
по которому проходят (через каждое
звено в цепочке) все коммуникации
от высшего управляющего к низшим
и наоборот. Это обусловливается
как потребностями в
Ясное понимание скалярного
принципа – есть необходимое условие
для нормального
4. Принцип уровня полномочий
Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни.
Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции. Часто высшие управляющие, утверждая, что прекрасно понимают всю важность делегирования полномочий вниз дают понять, что гораздо большую тревогу они испытывают в связи с распространением среди подчиненных практики делегирования "вверх".
Информация о работе Распределение заданий и делегирование полномочий как инструмент управления