Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 16:00, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение авторов к теме управления внутрифирменным механизмом мотивации труда особенно актуальным.
Введение.……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы создания положительной мотивации трудовой деятельности персонала………………………………....5
§ 1. Мотивация как функция менеджмента…………. ……………………………5
§ 2. Сущность организационной деятельности по мотивации труда персонала предприятия………………………………... …………….…………..……………10
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и организация мотивации персонала предприятия (на примере ОАО «Уральская Сталь»………………………………………………………………………………17
§ 1. Общие сведения о деятельности ОАО «Уральская Сталь»……....................17
§ 2. Анализирование существующей системы мотивации персонала ОАО «Уральская Сталь»………........................................................................................18
Глава 3. Пути создания материальных и моральных стимулов к труду в основе зарубежного и отечественного опыта……………………...…23
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников и литературы……………….......................33
Индивидуальные заработки
Заработная плата работников ОАО «Уральская Сталь» складывается из:
Два раза в месяц в 10 и 25 числах выплачивается заработная плата.
Должностные оклады руководителям, специалистам и служащим устанавливаются генеральным директором комбината на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией работника.
При оплате труда рабочих применяется:
К должностным окладам работников фирмы установлены следующие доплаты:
Премирование работников осуществляется ежемесячно и имеет своей целью поощрение за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, инициативности и предприимчивости в труде. Основным условием начисления премий работникам является безупречное выполнение трудовых функций и обязанностей, предусмотренных законодательством о труде, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями и техническими правилами.
В схеме начисления заработной платы имеет место бонус или надбавка по распоряжению руководителя. В случае неполной отработки установленного объема рабочего времени пропорционально уменьшается зарплата.
Работники могут быть полностью или частично лишены премии в следующих случаях:
Работники полностью лишаются премии в следующих случаях:
Полное или частичное лишение премии производится за тот период, в котором было совершено упущение по работе.
Премирование рабочих (депремирование) осуществляется согласно отработанному в текущем месяце времени по табелю, количеству совершенных продаж (оказанных услуг).
Проведенный анализ условий оплаты
труда и премирования показывает,
что размер заработной платы сотрудников
предприятия поставлен в
Среди методов социально-
Таким образом, управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Используемые социально-
ГЛАВА 3. пУТИ создания материальных и моральных стимулов к труду В ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА
В странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.
Как пример можно привести европейские исследования по данной проблематике мотивации труда в Финляндии, выполненные Тапани Алкулой. Он замечает, что для работников организация, в которой они трудятся, является местом проведения значительной части времени и поэтому представляется интересным окружение, в котором хотели бы работать люди, и их ожидания по поводу работы. Такие ожидания автор обозначает понятием «ориентация на работу» («work orientation»). Эта проблема имеет два аспекта.
I. Количественный
аспект — какое место в жизни
занимает работа или «
а) Рабочее время. Автор делает важную оговорку, что было бы неправильно говорить о прямой корреляции рабочего времени и места, которое работа занимает в жизни.
б) Семейный статус. Чем большее значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе, и наоборот.
в) Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.
Т. Алкула рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь используются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих странах значение работы в жизни имеет тенденцию к снижению. В Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики к повышению роли семьи.
II. Качественный
аспект. Здесь используется понятие
«работа для вознаграждения»
и ставится вопрос, какого рода
вознаграждение превалирует.
S = W / С,
где W - количество рабочих дней;
С - общее количество дней.
У животных этот индекс равен приблизительно 1, у жителей пустыни Калахари 0,11 - 0,31, а у стандартной европейской семьи (два взрослых - два ребенка) - 0,36.
Различают три основных типа ожиданий от работы - инструментальные, ценностные и социальные. Под инструментальными Алкула, прежде всего, понимает различного рода материальные стимулы, например, обеспечение нормальных условий существования; под ценностными — разного рода желания, которые в целом можно охарактеризовать как моральное удовлетворение, а под социальными - желание, работая, выполнять определенную функцию в обществе.
Обратимся к конкретным методам мотивации персонала.
Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты на предприятиях США и Западной Европы используется система «Pay for Performance» - «плата за исполнение» (далее PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда. Существует множество типов гибких схем оплаты труда:
1. Комиссионные. Это самая простая и одновременно самая старая PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью составляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются наиболее «прямой» PFP-схемой, пик их популярности, безусловно, остался в прошлом.
2. Денежные
выплаты за выполнение
3. Специальные
индивидуальные вознаграждения
в качестве признания ценности
того или иного работника. Во-
4. Программы
разделения прибыли. При такой
схеме сотрудники получают
5. Акции
и опционы на их покупку.
При такой схеме формально
сотрудник никаких выплат в
форме «живых» денег не
Плюсы PFP очевидны. Тесная связь вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании. По некоторым данным, типичная PFP-программа повышает организационную продуктивность на 5 - 49%, а доходы сотрудников - на 3 - 29%. Работник получает возможность заработать большее количество денег при условии хорошей валюты, а также ориентиры для оценки своей эффективности. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше, чтоб заработать (больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с подходящей философией.
В качестве отечественного опыта создания материальных и моральных стимулов к труду авторами предлагается рассмотреть так называемый Механизм Активного Развития (далее MAP), предложенный и внедренный на множестве предприятий ведущим отечественным консультантом С.В. Хайнишем.
MAP представляет
собой совокупность