Пути повышения эффективности управления на примере ООО «ЗИОСАБ-ДОН»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики обеспечения эффективности управления является целью любого предприятия, поскольку именно эффективность управления обеспечивает успешное функционирование и развитие каждой организационно - хозяйственного звена.
Предприятия осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции и неблагоприятной государственной политики. Эффективность деятельности предприятий также зависит от основных характеристик социально-экономического развития региона, в котором предприятие осуществляет свою деятельность; емкости регионального рынка; платежеспособности потребителей и тому подобное.
Однако, эффективность управления не определяется лишь факторами внешней среды предприятия, в первую очередь эффективность зависит от действий персонала в процессе деятельности организации, в процессе реализации разработанных планов и программ развития предприятия, в процессе достижения определенных целей. То есть, эффективность управления зависит от качества целепокладания, адекватность избранных стратегий целям предприятия, оптимальности процессов реализации стратегий, мотивации персонала на достижение целей, квалификации персонала, технологии и стиля управления.

Оглавление

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты оценки и повышения эффективности управления на современном малом предприятии
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управления предприятием
1.2 Системы показателей для оценки эффективности управления предприятием
1.3. Экономическая оценка эффективности управления
ГЛАВА 2 Комплексная оценка эффективности управления предприятием ООО «ЗИОСАБ-ДОН»
2.1 Организационно – экономическая характеристика и оценка системы менеджмента на предприятии
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ эффективности управления трудовыми ресурсами предприятия
2.4 Анализ эффективности управления основными средствами и оборотными активами предприятия
ГЛАВА 3 Пути повышения эффективности управления ООО «ЗИОСАБ-ДОН»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления деятельностью предприятием
3.2 Экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий
3.2.1 Экономическая оценка совершенствования финансовой подсистемы менеджмента
3.2.2 Социальная значимость предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

8542.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Эффективность менеджмента выступает категорией теории менеджмента, взаимосвязанной  со всеми другими его категориями.

    Эффективность менеджмента - сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности  экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимосвязь этих понятий, их методологическое единство, можно утверждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии «эффективность менеджмента».

    Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

    · экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

    · социально-экономический эффект - имеет  комплексную природу сочетания  экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

    · социальный эффект - вид эффекта, который  принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

    Общий эффект можно условно принять  за сумму трех эффектов. Условно, так  как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

    Помимо  понятия эффекта используют понятие эффективности. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

    Эффективность = Эффект/Затраты

    При управлении стремятся к максимальному  сокращению затрат и к максимальному  повышению всех видов эффектов. Затраты  в организации не однородны и  не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму).

    Обычно  затраты подразделяют на:

    · материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

    · трудовые затраты (время работы и  квалификация работников);

    · финансовые ресурсы или деньги и  их эквиваленты (например, ценные бумаги).

    Эффективность можно увеличить уменьшением  любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно  уменьшить трудовые ресурсы и  более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены.

    Наиболее  важным источником затрат является аппарат  управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так как между решением и результатом проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую систему (например, градообразующие предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, плохого выполнения работ и т. д.

    Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:

    · в управлении трудовыми ресурсами;

    · в управлении производством или  при создании операционной системы;

    · при определении методов и  структур управления.

    Повышение эффективности управления зависит  от ряда факторов, которые могут  быть систематизированы по различным  признакам.

    По  содержанию:

    - организационные факторы - это  рациональная структура аппарата  управления, четкое функциональное  разделение труда и правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;

    - экономические факторы - включают  систему материального поощрения  и материальной ответственности;

    - технические факторы - характеризуются  механовооружением управленческого труда, степенью использования техники, технической культурой;

    - физиологические факторы - это,  прежде всего санитарно-гигиенические  условия;

    - социально-психологические факторы  - охватывают межличностные отношения,  авторитет руководителей, систему  моральных мотиваций.

    По  форме воздействия различают  факторы прямого и косвенного воздействия.

    - факторы прямого воздействия  - непосредственно влияют на эффективность  управленческого труда. К числу  таких факторов обычно относят  организацию личной работы менеджеров, их квалификацию, правильность подборки и расстановки кадров в аппарате управления и т.п.

    - факторы косвенного воздействия  - оказывают опосредованное влияние  на работу организации. Это  психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.

    По  продолжительности воздействия - факторы  кратковременного воздействия и  факторы длительного воздействия. Например, кратковременное воздействие  могут иметь нарушения трудовой дисциплины. Большинство же факторов имеют длительное воздействие, к примеру, стиль управления, психологический климат в коллективе и т.п.

    По  степени формализации - факторы, влияющие на эффективность управления, могут  быть подразделены на факторы количественно  измеримые и неизмеримые. Количественно  измерить можно, например, уровень механизации управленческого труда, интенсивность информационных потоков и т.п. В то же время такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и ряд других, не поддаются количественному измерению и не могут быть формализованы.

    Каждый  из перечисленных факторов может  воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности, а также  в совокупности с другими. При  совместном положительном воздействии  они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

    На  эффективность работы организации (предприятия) оказывают влияние  помимо управления и другие факторы, например, качество сырья, уровень подготовки кадров, соответствие орудий труда  требованиям научно-технического прогресса  и т.п. В то же время, оценивая эффективность функционирования системы управления, необходимо сопоставлять расходы на ее содержание с полезными результатами управленческой деятельности. Это тоже один из важных аспектов оценки эффективности управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Ансофф  И. Стратегическое управление: Пер с  англ. – М.: Экономика, 1989.
  2. Дейнеко О.А. Эффективность и качество управления машиностроительным предприятием / О.А. Дейнеко. — М.: Машиностроение, 1979. — 24 с.
  3. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 440 с.
  4. Курс менеджмента. Учебник для вузов/ Уткин Э.А. - М.: Изд-во «Зеркало», 2001. - 448 с.
  5. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия// Менеджмент в России и за рубежом. - № 2, 2008
  6. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях / М.В. Мельник. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 136 с.
  7. Менеджмент организации: современные технологии: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатовой. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2002. - 479с. - (Учебники и учебные пособия)
  8. Менеджмент. Учебник/ Григорян А. Ф. - М.: ПБОЮЛ, 2002. - 264 с.
  9. Менеджмент: Конспект лекций/Авт.- сост. В.М. Гавриленко. - М.: Приор.-издат., 2004. - 160 с.
  10. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова и др.: ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА - М.,2003. - 224с.
  11. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, под ред. М.М. Масимцова, А.В. Игнтьевой. – Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  12. Мескян М.Х., Альбер М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. - 720 с.
  13. Мыльник В.В. Системы управления: [учебн. пособие] / В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. — М.: Экономика и финансы, 2002. — 387 с.
  14. Общий и специальный менеджмент: Учебник/ Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 568 с.
  15. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса/ Под ред. А.К. Казанцева. - М.: ИНФА - М, 1999. - 252 с.
  16. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислянова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высшая школв, 2001. - 367 с.
  17. Основы научного менеджмента/ Тейлор Ф. - М.: «Прогресс». - 1998. - 656 с.
  18. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. - М.: «Наука». - 1999, - 269 с.
  19. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник для вузов по спец. «Менеджмент». - М.: «Аспект пресс», - 2003. - 467 с.
  20. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: ИД «Вильямс», 2002.- 370 с.
  21. Рубаник Ю.Т. Российские корпорации выбирают траекторию организационного развития// Бизнес-образование. - № 6. - 2004
  22. Теория системного менеджмента: [учебник] / Под общ. ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. — М.: «Экзамен», 2002. — 516 с.
  23. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т. 1-5. – М., 1992.
  24. Часть 2. Социально-психологические аспекты менеджмента: учебное пособие/ В.А. Кузнецова, О.В. Магомедалиева. - Орел: Орел ГТУ, 2008. - 89 с.
  25. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. – М.: Русская деловая литература, 1999.
  26. Эффективность управленческого труда: политико-экономическое исследование. Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1990.

Информация о работе Пути повышения эффективности управления на примере ООО «ЗИОСАБ-ДОН»