Пути повышения эффективности управления на примере ООО «ЗИОСАБ-ДОН»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики обеспечения эффективности управления является целью любого предприятия, поскольку именно эффективность управления обеспечивает успешное функционирование и развитие каждой организационно - хозяйственного звена.
Предприятия осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции и неблагоприятной государственной политики. Эффективность деятельности предприятий также зависит от основных характеристик социально-экономического развития региона, в котором предприятие осуществляет свою деятельность; емкости регионального рынка; платежеспособности потребителей и тому подобное.
Однако, эффективность управления не определяется лишь факторами внешней среды предприятия, в первую очередь эффективность зависит от действий персонала в процессе деятельности организации, в процессе реализации разработанных планов и программ развития предприятия, в процессе достижения определенных целей. То есть, эффективность управления зависит от качества целепокладания, адекватность избранных стратегий целям предприятия, оптимальности процессов реализации стратегий, мотивации персонала на достижение целей, квалификации персонала, технологии и стиля управления.

Оглавление

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты оценки и повышения эффективности управления на современном малом предприятии
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управления предприятием
1.2 Системы показателей для оценки эффективности управления предприятием
1.3. Экономическая оценка эффективности управления
ГЛАВА 2 Комплексная оценка эффективности управления предприятием ООО «ЗИОСАБ-ДОН»
2.1 Организационно – экономическая характеристика и оценка системы менеджмента на предприятии
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ эффективности управления трудовыми ресурсами предприятия
2.4 Анализ эффективности управления основными средствами и оборотными активами предприятия
ГЛАВА 3 Пути повышения эффективности управления ООО «ЗИОСАБ-ДОН»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления деятельностью предприятием
3.2 Экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий
3.2.1 Экономическая оценка совершенствования финансовой подсистемы менеджмента
3.2.2 Социальная значимость предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

8542.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Оценивание  внутренней эффективности управления предприятием должно основываться на обобщенной оценке эффективности за отдельными элементами, которые складывают целостную систему управления предприятием. К элементам внутренней структуры системы управления предприятием относят управляемую подсистему, которую складывают управленческий персонал, организационная структура управления, технологии управления и организационная культура, и управляющую, в состав которой вошли управление операционной, финансовой, маркетинговой, инновационной и инвестиционной видами деятельности, а также управление персоналом предприятия. Следовательно, внутренняя эффективность управления предприятием оценивается по оценкам четырех составляющих эффективности управляющей подсистемы и шестью составляющими эффективности управляемой подсистемы управления. Выделенные составляющие части оценки эффективности управления предприятием позволяют определить перечень соответствующих показателей оценки.

    Эффективность - это комплексная характеристика управления предприятия, которая отображает степень достижения целей его  деятельности, то в ее оценивании должна быть примененная система показателей, построение которой происходит при соблюдении определенных условий. Во-первых, для большей информативности к системе оценки эффективности управления должны исключаться лишь относительные показатели, которые могут не подпадать под стандартное определение эффективности управления как соотношение результата управления и расходов (ресурсов) на управление. Во-вторых, для отображения целей деятельности предприятия каждый показатель системы оценки эффективности управления должен иметь предельное значение. В-третьих, для учета фактора времени для каждого показателя рядом с его констатирующим значением должна определяться его динамика.

    Показатели  оценки эффективности управления предприятием разделяются на количественных и  качественных. Количественные показатели определяются путем расчета и применяются в оценивании таких составляющих частей эффективности управления как эффективность управляющей подсистемы управления (оценивание эффективности управленческого персонала, организационной структуры управления, технологии управления) и эффективность управляемой подсистемы. Количественные показатели разделяются на показники-стимулянти, показателей-дестимулянтов и показатели диапазона. Значение показателей-стимулянтов пропорционально влияет на уровень эффективности управления предприятием, то есть чем выше является значение показателя, тем выше является уровень эффективности управления предприятием. Значения показателей-дестимулянтов влияют на уровень эффективности управления предприятием в обратном направлении. То есть чем выше является значение показателя, тем ниже является уровень эффективности управления. Показатели диапазона характеризуются наличием определенного диапазона значений. В этом случае уровень эффективности управления будет наибольшим, если определенное значение показателя совпадает с высшим предельным значением. Если результат показателя более высок или более низок предельного значения, то уровень эффективности будет снижаться по мере отдаленности от диапазона наиболее благоприятного значения показателя.

    Качественные  показатели получают путем экспертных оценок. Их применяют в оценивании эффективности организационной  культуры в пределах определения  эффективности управляющей подсистемы управления и в оценивании внешней  эффективности управления предприятием за всеми составляющими частями. Экспертные оценки должны проводиться с помощью анкетирования. Каждая составляющая оценки внешней эффективности управления должна определяться независимыми экспертами и экспертами от предприятия при обязательном установлении совпадения оценок.

    Количественные  и качественные показатели должны устанавливаться  не менее чем за два отчетных периода, что дает возможность определять их констатирующее значение и динамику с целью учета фактора времени  при оценивании эффективности управления предприятием. Констатирующее значение показателя определяется за алгоритмом расчета, а динамика - за темпом прироста показателя в соответствии с предыдущим периодом.

    Перечень  показателей оценки внутренней эффективности  управления предприятием подан в табл. 1.

    Таблица 1

    Показатели  оценки внутренней эффективности  управления предприятием

Составляющие  части оценки  Показатели  оценки
Оценка  эффективности управляющей  подсистемы Оценка эффективности  управленческого персонала коэффициент количественной и качественной укомплектованности персонала управления; удельный вес управленческого персонала, который имеет стаж работы на предприятии и в отрасли более чем 5 лет; удельный вес персонала управления в возрасте от 30 до 50 лет; коэффициент постоянства персонала управления; коэффициент текучести персонала управления; коэффициент замещения персонала управления; коэффициент соотношения темпов наращивания объема реализации и темпов роста фонда заработной платы персонала управления; коэффициент соответствия среднемесячной заработной платы персонала управления уровню реальной заработной платы; рентабельность расходов на управление
Оценка  эффективности организационной  структуры управления коэффициенты  соблюдения норм управляемости ланок  управления; коэффициент соотношения темпов наращивания объема реализации и темпов роста структурной централизации; коэффициент соотношения темпов наращивания объема реализации и темпов роста количественной централизации; коэффициент соотношения темпов наращивания объема реализации и темпов роста централизации управления; коэффициент соответствия должности; коэффициенты соотношения темпов наращивания объема реализации и темпов роста формализации персонала аппарата управления и структурных подразделений
Оценка  эффективности технологии управления коэффициент оперативности  работы с документами и другими  источниками информации; коэффициент  использования информации; коэффициент  полноты реализации управленческих решений; коэффициент охватывания  функций управления автоматизацией; коэффициент роста технической вооруженности управленческого труда; рентабельность использования основных средств административного назначения; удельный вес прогрессивных видов оргтехники и ЭВМ в общей их стоимости
Оценка  эффективности организационной  культуры уровень организации деятельности подразделений управления персоналом; уровень состояния трудовой дисциплины; уровень удовлетворенности организацией рабочих мест; уровень удовлетворенности условиями труда; уровень состояния социальнопсихологического климата в коллективе; уровень удовлетворенности членством в коллективе; уровень удовлетворенности принятыми на предприятии нормами поведения работников; уровень безопасности и охраны труда; значение личности руководителя для деятельности организации в целом; уровень учета интересов работников при управлении предприятием; уровень условий социального развития и социальной защиты персонала
Оценка  эффективности управляемой  подсистемы Оценка эффективности  управления операционной деятельностью коэффициент фондоотдачи  основных средств; коэффициент обновления основных средств; коэффициенты физического и морального износа основных средств; удельный вес основных средств с ограниченным правом собственности; коэффициент материалоотдачи; рентабельность материальных расходов; коэффициент использования производственных мощностей; коэффициент соблюдения норм экологичности операционной деятельности; удельный вес расходов на исправление нехватки в общей сумме операционных расходов; рентабельность расходов операционной деятельности
Оценка эффективности управления персоналом коэффициенты  количественной и качественной укомплектованности кадрового состава предприятия; удельный вес работников, которые  имеют стаж работы на предприятии  и в отрасли более чем 5 лет; удельный вес работников в возрасте от 25 до 50 лет; коэффициент постоянства персонала предприятия; коэффициент текучести персонала предприятия; коэффициент замещения персонала предприятия; коэффициент соотношения темпов роста среднемесячной производительности труда и среднемесячной заработной платы персонала предприятия; коэффициент соответствия среднемесячной заработной платы персонала предприятия уровню реальной заработной платы
Оценка  эффективности управления финансовой деятельностью коэффициент финансовой независимости; коэффициент финансового риска; коэффициент обеспеченности оборотными средствами; коэффициент долгосрочной финансовой независимости; рентабельность собственного капитала; коэффициенты ликвидности; коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности; коэффициенты оборотности дебиторской и кредиторской задолженности; удельный вес позитивного денежного потока операционной деятельности в общей его сумме; удельный вес отрицательного денежного потока операционной деятельности в общей его сумме; коэффициент ликвидности денежного потока операционной деятельности
Оценка  эффективности управления маркетинговой  деятельностью коэффициент рыночной части продукции предприятия  на национальном рынке; коэффициент  эластичности спроса на продукцию; коэффициент изменения объема реализации продукции; рентабельность продажи; коэффициент соотношения темпов наращивания объема реализации и темпов роста себестоимости реализованной продукции; коэффициент оборотности готовой продукции и товаров; коэффициент окупаемости расходов в маркетинговую деятельность; коэффициент окупаемости расходов на рекламную деятельность; удельный вес суммы штрафов за несвоевременную отгрузку продукции в общей сумме штрафных санкций
Оценка  эффективности управления инвестиционной деятельностью коэффициент реальной стоимости имущества; коэффициент  обеспеченности необоротных активов  собственным капиталом; коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент маневренности; рентабельность инвестиций в необоротные активы; рентабельность инвестиций в оборотные активы; удельный вес собственных средств в общей сумме реального инвестирования; рентабельность финансовых инвестиций; удельный вес собственных средств в финансовом инвестировании; рентабельность инвестированного в предприятие капитала; коэффициент выплаты процентов
Оценка  эффективности управления инновационной  деятельностью коэффициент роста  суммы расходов на исследование, разработку и внедрение новых видов продукции; удельный вес высокотехнического оборудования в общей стоимости основных средств; коэффициент роста суммы расходов на освоение новых рынков сбыта; коэффициент соотношения темпов роста прибыли от операционной деятельности и темпов роста расходов на инновации в маркетинг; коэффициент роста авторских и смежных с ними прав; удельный вес работников и руководителей, которые повысили квалификацию; коэффициент роста суммы расходов на подбор, учебу и повышение квалификации персонала
 

      Перечень показателей оценки  внешней эффективности управления предприятием подан в табл. 2.

    Таблица 2

    Показатели  оценки внешней эффективности  управления предприятием

     

Составляющие  части оценки Показатели  оценки
Сбалансированность  интересов между инвесторами  и предприятием уровень деловой  репутации предприятия; уровень кредитного рейтинга предприятия; уровень удовлетворенности базой данных о существующих и возможных инвесторах; уровень удовлетворенности наличием специальных средств коммуникации; уровень удовлетворенности наличием степени ротации инвесторов; уровень удовлетворенности приростом вложенного капитала; уровень удовлетворенности выплатой процентов и дивидендов; уровень доверия к руководству предприятия; уровень удовлетворенности доступностью к соответствующим кредитным ресурсам; уровень долгосрочных отношений с инвесторами
Сбалансированность  интересов между поставщиками и  предприятием уровень деловой  репутации предприятия; уровень  доверия к поставщикам (к предприятию); уровень удовлетворенности базой  данных о существующих и возможных  поставщиках; уровень удовлетворенности оперативностью поступления информации о/от поставщиков; уровень удовлетворенности специальными средствами коммуникации; уровень удовлетворенности скоростью и качеством поставок; уровень удовлетворенности ценами и своевременностью оплаты за поставки; уровень удовлетворенности системой скидок и отсрочки оплаты; уровень долгосрочных отношений с поставщиками; уровень удовлетворенности доступностью к основной информации, которая способствует улучшению поставок материальных ресурсов и предоставления услуг
Сбалансированность  интересов между потребителями  и предприятием уровень деловой  репутации предприятия; уровень  доверия к потребителям (к предприятию); уровень удовлетворенности возможностью осуществления мониторинга мнений потребителей; уровень удовлетворенности базой данных о потребителях предприятия; уровень удовлетворенности оперативностью поступления информации о/от потребителей; уровень удовлетворенности специальными средствами коммуникации; уровень удовлетворенности скоростью и качеством поставки продукции; уровень удовлетворенности ценами на продукцию и системой скидок; уровень удовлетворенности своевременностью оплаты за продукцию; уровень долгосрочных отношений с потребителями
Сбалансированность  интересов между органами, которые  регламентируют, и предприятием уровень удовлетворенности  соблюдениям требований законов  и законодательных актов; уровень  достоверной отчетности о деятельности предприятия и налогах; уровень  удовлетворенности своевременной  оплатой государственных налогов  и собраний; уровень удовлетворенности стабильностью и ясностью нормативной базы, которая регламентирует деятельность предприятия; уровень удовлетворенности наличием источников бюджетного финансирования в деятельности предприятия; уровень удовлетворенности мероприятиями органов государственной власти; уровень удовлетворенности высоким уровнем компетенции аппарата чиновников
Сбалансированность  интересов между конкурентами и  предприятием уровень удовлетворенности  оперативностью реакции предприятия  на появление новой продукции на рынке; уровень удовлетворенности базой данных о конкурентах предприятия; уровень удовлетворенности возможностью проведения периодической оценки состояния конкурентов; уровень возможности получения выгоды от расходов на исследование состояния конкуренции; уровень удовлетворенности договоренностями об упрощении конкурентной борьбы
 

    Эффективность - это комплексная характеристика управления предприятия, которая отображает степень достижения целей его  деятельности. Для ее оценивания должна быть применена сложная система показателей, которая включает разные их виды (по способу определения, значению и характеру влияния на конечный результат). Включение к общей системе оценивания эффективности управления предприятием значительного количества показателей требует дальнейших исследований в области сравниваемой их значений через приведение к единственной шкале измерения. 

     1.3. Экономическая  оценка эффективности  управления

    Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая  категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата - такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Эта цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

    Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая  эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро - и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

    Сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.

    Сущность  экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов.

    Реальность  информации об уровне эффективности  всего связана с классификацией и формами выражения экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты.

    Оценка  деятельности предприятия производится на основе комплексного анализа конечных итогов его эффективности. Экономическая  суть эффективности предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли. Количественно она измеряется сопоставлением двух величин: полученного в процессе производства результата и затрат живого и овеществленного труда на его достижение.

    Понятие «эффективность» предполагает сопоставление  затрат и результатов. Повысить эффективность  означает с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты.

    Эффективность менеджмента выступает как некая  условность, символ, результат функционирования системы менеджмента, к которому необходимо стремиться.

    Отправным моментом исследования и проблемы эффективности  менеджмента является эффективность  общественного производства. Социально-экономическая  природа управленческой деятельности обусловливает правомерность трактовки эффективности менеджмента как формы проявления эффективности общественного производства. Отсюда вытекает единая сущность эффективности производства (коммерции) и менеджмента, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям.

    При выявлении содержания эффективности  менеджмента исследуется важнейшая  линия формирования эффективности: цель - результат - эффективность, т.е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности - с позиций самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т.е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) - результат - эффективность.

    Таким образом, эффективность производства (коммерции) служит критерием эффективности  менеджмента, а повышение эффективности менеджмента - один из решающих факторов и резервов роста эффективности производства (коммерции). Следовательно, более эффективный менеджмент, при прочих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эффективности производства (коммерции).

Информация о работе Пути повышения эффективности управления на примере ООО «ЗИОСАБ-ДОН»