Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:17, реферат
Традиционно должностью руководителя сестринской службы учреждений здравоохранения считается должность главной медицинской сестры. Назначение на эту должность производится с учетом существующих требований к квалификации из числа наиболее опытных, высококвалифицированных специалистов со средним медицинским образованием. То же самое относится и к назначению на должности старших медицинских сестер, которых можно было бы считать менеджерами низшего уровня, так как в их подчинении находятся только исполнители - медицинские сестры и младший медицинский персонал. Следовательно, главная медицинская сестра, являясь менеджером высшего звена, ответственна за постановку стратегических целей и задач развития сестринской службы в соответствии с целями и задачами деятельности учреждения здравоохранения в целом.
Введение………………………….………………………………….. 3
Назначение, роли и задачи старшей медицинской сестры…… 4
Основы менеджмента необходимые для осуществления управленческой деятельности старшей медицинской сестры... 7
Анализ коллектива, основы психологии управления…………. 9
Заключение………………………………………………………….. 14
Список литературы…………………………………………………. 15
Министерство здравоохранения Хабаровского края
Государственное образовательное
учреждение дополнительного
«Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Кафедра сестринского дела
Цикл Современные аспекты управления, экономики здравоохранения
Сроки проведения цикла с « 10 » января по « 30 » января 2009 г.
РЕФЕРАТ
Психология управления в сестринском коллективе
Выполнил: слушатель цикла: Иванова А.Ю.
Проверил:
Хабаровск
2009
Содержание
Введение………………………….……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Традиционно должностью руководителя сестринской службы учреждений здравоохранения считается должность главной медицинской сестры. Назначение на эту должность производится с учетом существующих требований к квалификации из числа наиболее опытных, высококвалифицированных специалистов со средним медицинским образованием. То же самое относится и к назначению на должности старших медицинских сестер, которых можно было бы считать менеджерами низшего уровня, так как в их подчинении находятся только исполнители - медицинские сестры и младший медицинский персонал. Следовательно, главная медицинская сестра, являясь менеджером высшего звена, ответственна за постановку стратегических целей и задач развития сестринской службы в соответствии с целями и задачами деятельности учреждения здравоохранения в целом.
1. Назначение, роли и задачи старшей медицинской сестры.
Главное назначение сестринского дела в том, чтобы пациент как можно быстрее обрел независимость в медицинской помощи. В этом ему помогают все члены бригады медицинской помощи – врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, лаборанты и т.д. В обстановке острой конкурентной борьбы, существующей сегодня в здравоохранении, сестринское дело находится в центре ухода за пациентом. Это сила, которая защищает права пациента, отвечая на его клинические, физические и психологические нужды. Роль медицинской сестры сильно изменилась по сравнению с первыми днями существования этой профессии, она переосмысливается и в здравоохранении, и в обществе, расширяются полномочия сестринского персонала. Главная роль в приобретении независимости пациента в процессе лечения принадлежит медицинской сестре, которая сочетает в себе не только аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, но и образование, интеллект, организаторские способности, порядочность, творческое мышление, профессиональную компетентность. Она здесь занимает ведущее положение, выступает в ролях:
Можно сформулировать перечень управленческих работ, выполняемых медицинскими сестрами-менеджерами:
Данный перечень наглядно демонстрирует выраженную тенденцию к осуществлению контролирующей деятельности (функции контроля), что, с одной стороны, может быть объяснено спецификой медицинской деятельности, но, с другой стороны, противоречит существующим современным тенденциям в управлении организации, в первую очередь за счет ущемления остальных функций управления. От работы сестер-руководителей во многом зависит качество и уровень оказания медицинской помощи пациента.
В настоящее
время, учитывая перемены, происходящие
в отечественном
Под ее руководством находится не только разная возрастная категория медицинского персонала, но и люди с разным воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодежь. Поэтому зачастую сестре руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных, этических и эстетических позиций. Приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности.
2. Основы менеджмента необходимые для осуществления управленческой деятельности старшей медицинской сестры.
Структура власти в малых группах проявляется в психологических феноменах лидерства и руководства, которые не синонимичны. Оба феномена являются проявлением влияния одного из членов группы на других, однако имеют различную природу. Лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы влияние одного члена на других. Руководство – это формальная власть, возложенная на конкретное лицо, юридически с соблюдением определенной процедуры «введение во власть».
Лидер, выдвигаемый группой, как бы отражает систему предпочитаемый ею ценностей и целей. Лидера порождают не только его индивидуально-личностные качества (которые безусловно тоже весьма значимы), но и структура взаимоотношений в данной конкретной группе, ее система связей, ценностей и эталонов. Следовательно, лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых ценностей группы и имеет право на влияние и оценку, но он же и платит за тяжелое бремя власти.
Как уже было сказано, руководство, в отличие от лидерства, управление на правовой основе. Поэтому лидерство представляет психологическую характеристику поведения, а руководством является социальная характеристика отношений. Существует точка зрения, что идеальный руководитель должен совмещать в одном лице руководителя и лидера. Следует указать, что существуют психологические факторы, определяющие меру авторитетности руководителя:
Среди стилей лидерства и типов управления группой выделяют директивную-авторитарную модель, когда имеет место единоначалие, все связи проходят только через руководителя, но он же несет всю полноту ответственности в случае неудачи деятельности. При демократическом стиле лидерства – руководитель заботится об одновременном развитии и деловых, и личных отношений, принимает окончательное решение, опираясь на мнение коллектива, частично делегирует членам группы свои властные полномочия. При либеральном-попустительском руководстве часть прав руководителя спонтанно переходит к другим членам группы, работа строится по принципу «как решит большинство», руководитель берет часть обязанностей членной группы, лишаясь своих прав.
3. Анализ коллектива, основы психологии управления.
В целях оптимизации будущей деятельности менеджеру необходимо вырабатывать гибкий тип руководства коллективом, опирающийся, в зависимости от ситуации, на сильные стороны каждого из перечисленных типов, а управление группой должно включать следующие основные моменты:
Уровень социального и психологического развития группы принято оценивать, исходя их трех критериев:
Межличностные отношения, сложившиеся в группе, могут стать мощным фактором внутригруппового развития, стимулировать личность на достижение новых целей. Такая группа становится коллективом и имеет позитивную динамику развития. Однако, прежде чем стать коллективом, благополучно развивающаяся группа может иметь негативные воздействия на своих членов. Прежде всего, это объясняется неумением людей правильно строить общение, хотя всем известно, что успех в обществе зависит от умения правильно вести себя и общаться друг с другом.
Общение в социальной психологии определяется как процесс взаимодействия между двумя и большим числом индивидов. Круг социального общения с течением жизни сокращается, выход из одной сферы общения и переход в другую может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Общение определяют как сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями, в первую очередь, потребностью в совместной деятельности. Общение – это и обмен информацией, и восприятие человека, и понимание его потребностей и забот.
Эволюция коммуникативных связей в обществе была связана с развитием сознания и сопровождалась появлением все более развитых и совершенных форм и средств общения: от развития знаковой и письменной речи до современных средств массовой информации.
Выделяется несколько сторон общения:
Потребность в общении, как социальная потребность личности, состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей. Различают средства общения - то, с помощью чего осуществляется действие общения. Это вербальные (язык и речь) и невербальные средства общения. К последним относится кинесика (язык телодвижения), просодика (интонационно-мелодическая экспрессия) и мимика (выразительные движения лица, выражение глаз). Невербальный язык общения является очень значимым, именно он определяет большую часть личностной значимой информации. Владение «чтением» невербальной экспрессии необходимо хорошему коммуникатору.
Различают такие типы общения, как прямое и косвенное, оно подразумевает использование разных видов связи.
Среди видов общения выделяют:
Как всякий психологический процесс, процесс коммуникации подвержен искажениям, затрудняющим взаимопонимание, мешающий развитию нормальных межличностных отношений. В результате неправильного развития межличностных отношений в производственной группе может произойти ее переориентация с решения производственных задач на выяснение межличностных отношений, раскол профессионального коллектива, внутригрупповые конфликты. Вот почему знание психологии, умение организовать правильную коммуникацию являются необходимыми менеджеру в его практической деятельности. Для коррекции ошибок восприятия других людей следует больше внимания уделять невербальному поведению партнера - мимике, позе, интонации, направлению взгляда и т. д. Следует обращать внимание на ошибочные действия партнера, которые могут быть результатом использования им механизмов психической защиты при общении с Вами.
Информация о работе Психология управления в сестринском коллективе