Психология менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:51, реферат

Краткое описание

Человек составляет основу организации, её сущность и её основное богатство. Однако с позиции управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Оглавление

Введение стр.2
Социально-психологический климат стр.3
Учет психологического фактора стр.4
Методы убеждения стр.9
Контакты и построение отношений с неформальными лидерами стр.10

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание:

 

 

  1. Введение                                                             стр.2
  2. Социально-психологический  климат              стр.3  
  3. Учет  психологического  фактора                    стр.4  
  4. Методы убеждения                                            стр.9    
  5. Контакты и построение отношений с неформальными лидерами                                                             стр.10                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Человек  составляет  основу  организации, её сущность и её  основное богатство. Однако с позиции управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Всё это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Но проблема управления человеком в организации не сводится  только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных  и  неформальных групп. И это на него исключительно большое влияние, либо помогая более полно  раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.

Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором   определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека,  который учится  и меняет своё  поведение в соответствии с принципами научения  поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально- психологический  климат.

От того, в какой  атмосфере трудится человек, напрямую зависит эффективность его работы. Враждебность в отношениях между работниками, нездоровая конкуренция, отсутствие уважения к подчиненным со стороны начальства, наплевательское отношение к руководству со стороны подчиненных − все это как нельзя хуже сказывается на  качестве работы людей. Напротив, если в организации царят взаимопонимание и  взаимоуважение, воздействовать на людей  гораздо проще, поскольку они охотнее идут на контакт, чувствуют ответственность за свое поведение.

От менеджера напрямую зависит, какой социально-психологический Климат установился в коллективе. И он должен помнить, что  положительная атмосфера − это важное средство, которое облегчает процесс  управления  и  решения  стоящих  перед  организацией  задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет психологического  фактора.

То обстоятельство, что  результат работы  команды  в  условиях  рынка предопределяется прежде всего качеством  работы  менеджера  с человеческим материалом, находящимся в  его распоряжении, предопределяет особую  значимость  психологических факторов в управлении. Психология менеджмента становится фундаментом,  на котором строятся ныне здания  делового  успеха.

 

 

Психология  менеджмента− сфера науки, занимающейся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами изучения здесь выступают взаимоотношения людей между собой, в коллективе.  Основные психологические проблемы: структурно-функциональный  анализ управленческой  деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов, автоматизированных систем управления, социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, взаимодействие и взаимоотношений в них людей, факторов формирования благоприятного морально-психологического климата; исследование психологии  руководства и лидерства, личности  и деятельности  руководителя, отношений между  руководителем и  подчиненными, психологических  аспектов  подбора и расстановки кадров руководителей, психологических аспектов управления  персоналом, факторов, влияющих  на процессы  принятия  и реализации  управленческих решений.


 

 

Благодаря использованию  достижений психологии в менеджменте  удается повысить эффективность  управленческой деятельности. Среди инноваций в данной сфере  решение таких важных вопросов, как оптимальная численность первичных коллективов, рабочих групп, бригад, формирование команды; их функциональная структура; психологическая совместимость членов коллектива, мотивация труда, в том  числе управленческой деятельности и т.д.

В последнее время  а России особое значение приобрели  следующие социально-психологические  аспекты менеджмента:

 

 

  • Основным стимулом в работе выступает стабильность и перспективность служебного положения;

 

  • Увольнение по инициативе администрации осуществляется довольно редко, поскольку сопряжено с необходимостью соблюдения множества  различных правил и законодательных препон;

 

  • Воспитание у работников чувства приверженности своей фирме.

 

Вместе с тем нельзя считать, что основное  в совершенствовании  руководства  персоналом уже делается. Многого можно добиться за счет:

 

  • Улучшения организации рабочих мест;

 

  • Обеспечения более рационального планирования и использования имеющихся служебных помещений;

 

  • Проведения систематической переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников фирмы;

 

  • Создания условий для стабильности занятости;

 

  • Разработки и успешной реализации самых различных социально-экономических программ.

 

Характерным для многих российских компаний является ограниченность, а порой отсутствие современной системы мотивации высокоэффективного труда. Большинство работников  не стремиться  проявлять инициативу и творчество в своей деятельности, в полной мере брать на себя ответственность за принимаемые и реализуемые на практике  решения. Как известно, имеется два вида привлечения человека к выполнению определенной  работы − принуждение и мотивация. Общепризнанным является то, что  принуждение малоэффективно в решении задач управления и достижения результатов. Поэтому особенно в последнее время активно  развивается мотивационный механизм. Для российских фирм он является  определяющим  фактором мобилизации персонала на выполнение задач. Формы мотивации известны самые разные, но в первую очередь важны материальные вознаграждения и нематериальные поощрения.

Как известно, за труд  полагается вознаграждение, в качестве которого выступает все, что человек считает  ценным для себя. Такого рода поощрения  подразделяются  на  внутренние и  внешние. К первым относятся  чувство  самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущение содержательности и  значимости своего труда, “роскошь человеческого общения”, возникающего в процессе выполнения работы. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется  организацией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения.

 

Учет заслуг,  благодарность  за выполненную работу усиливают  стимулы к труду. Мотиваторами  служат не только различные премии, памятные подарки и т. д. Характер  вознаграждения труда зависит от его количества и  качества, а также от удовлетворения пожеланий и надежд самих сотрудников. Один из наиболее действенных мотивов творческого труда− продвижение по службе. Большое значение имеет и возможность приобретения акций организации, что делает сотрудника совладельцем компании.

Как показывает практика, многое можно изменить в лучшую сторону  и в материальном стимулировании. Обычно материальные стимулы имеют стабильную часть (базовая оплата, ставка) и переменную. В последнюю входят премии за высокие результаты работы поздравления, за хорошую работу конкретного сотрудника, надбавки за профессиональный рост, знание и применение в работе иностранных языков, способность использовать возможности компьютера, поощрение за  осуществление инициативных проектов, надбавки за разработку и внедрение новых направлений деятельности, за совместительство и т.д. Эффективным показало себя на практике внедрение индивидуально начисляемой и гибко изменяемой в установленных пределах заработной платы в зависимости от реальных достигнутых результатов. Некоторые фирмы готовы к использованию в своей практике участия работников в распределении полученной  прибыли с учетом вкладов каждого. Широкое распространение  в настоящее время  получил ещё   один вид материального вознаграждения− социальные гарантии ( оплата обучения и медицинского  обслуживания, питание за счет компании и т.п.

Размеры  материального  вознаграждения  не должны быть для коллектива тайной. Чтобы все сотрудники могли убедиться, что эффективный труд, инициатива, стремление работника принести пользу всемерно поощряется руководством. Лучше всего стимулирует сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством  качества работы. Но если это сделано с большим запозданием, если труд всех оплачивают одинаково, по стандарту, не учитывая индивидуальные результаты (профессиональный рост сотрудника), то успеха ждать бесполезно, равно как и от одновременного повышения зарплаты всем и в равной мере. Каждому предприятию в соответствии с его особенностями, возможностями и традициями необходимы разработка,  внедрение и постоянное  совершенствование системы стимулов,  в полной  мере  обеспечивающей личные интересы  сотрудников и фирмы в целом. При этом дело  не только  и не столько в материальном  поощрении, в его объеме. Ещё более значимыми и эффективными могут оказаться морально-психологические   стимулы.

 

Очень эффективна идея  “коллективной  экономической  ответственности”: изменение премии по результатам  коллективной   работы подразделения заставляет его сотрудников адекватно оценить вклад каждого и воздействовать на тех работников, из-за  которых произошло уменьшение премии.

Эти меры во многом   устарели, “приелись”.  Гораздо более эффективно,  например,  развитие и качественное совершенствование процесса разнообразного привлечения  сотрудников к  управлению  предприятием. 

С сотрудником советуются, его привлекают  к процессам анализа, планирования,  прогнозирования,  разработки  миссии, стратегии и тактики, организации и контроля  работы  компании.  Осознав и прочувствовав свою  причастность  к работе  фирмы, оценив  собственную значимость, сотрудник способен совершенно  иначе организовать свой  труд,  порой многократно увеличить его   отдачу.

Нематериальные вознаграждения  сейчас  становятся  все более актуальными и,  несомненно,  их  значение  будет возрастать.  Особенно  важны при решении творческих задач  положительные  физические и  психические  ощущения  исполнителя  при доброкачественном выполнении  задания.  Их  воздействие на  мотивацию деятельности  многократно увеличивается,  когда признание исходит от  коллег,  руководства,  внешнего  окружения  фирмы.  В  этом  плане  для  менеджера  важно  осуществление  следующих  мероприятий:

 

  • Подведение  итогов  работы  подразделений  за  короткие  периоды  и  организация  обмена  опытом  между  их  коллективами  с  целью  взаимообогащения  новой  информацией;

 

  • Систематическое  отслеживание  соответствия  карьерного  роста  каждого  сотрудника  достигнутым  результатам;

 

 

  • Привлечение  самых  опытных  и  наиболее  активных  членов  команд  к  работе  в  рамках  внутрифирменного  образования  и  совершенствования  подготовки  персонала;

 

  • Обеспечение  участия  работников  в  самых  разнообразных  конкурсах,  выставках,  конференциях,  круглых  столах  и других  мероприятиях,  проводимых  вне  фирмы;

 

  • Организация  творческих  конкурсов,  “мозговых  атак”,  решения  сложных  ситуационных  задач,  связанных  с  деятельностью  фирмы  с  обеспечением  высокого  престижа  подобных  мероприятий  и  должного  уровня  материального  и  морального  вознаграждения  лучших;

 

  • Обеспечение  постоянного  контроля  за  соблюдением  норм   авторского  и  других  форм  права  своих  сотрудников.

 

 

Перестройка  мотивации  коллектива позволит форсировать процесс  нововведений,  поможет  улучшить  положение  фирмы на рынке, более  эффективно задействовать возможности  сотрудников,  выступающих в качестве  сплоченной команды единомышленников. В этом  случае  способность фирмы устоять перед  неблагоприятным воздействием изменений внешней сферы возрастает многократно.

Информация о работе Психология менеджмента