Психологические аспекты принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Цель работы. Определить психологические аспекиы принятия управленческих решений и рассмотреть методы влияния на руководителей и подчиненных с учетом их типа темперамента.
Задачи:
1. Определить значимость индивидуальных качеств менеджера
2. Обозначить психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений

Оглавление

Введение 3
1. Психологические аспекты принятия управленческих решений 5
1.1. Индивидуальные качества менеджера 5
1.2. Психологические механизмы, влияющие на принятие управленческих решений 7
1.3. Взаимосвязь стиля управления руководителя и процесса принятия управленческого решения 12
2. Методы влияния на руководителей и подчиненных с учетом их типа темперамента 16
2.1. Холерик 16
2.2. Флегматик 19
2.3. Меланхолик 23
2.4. Сангвиник 27
Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

управленческие решения.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Мотиваторы для подчиненного-холерика:

                  Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом.

                  Его мотивирует участие в инновационных проектах.

                  Работа на прорывах — хороший мотиватор.

                  Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми.

                  Мотиватором может выступить работа на выставках.

                  Хороший продавец.

                  Директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя — демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент.

                  Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании — сильнейший мотиватор.

                  Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи.

                  Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата.

                  Направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.

2.2.           Флегматик

Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим за свою резкость и несдержанность, то флегматика любят все. Это спокойный, миролюбивый и сдержанный человек. У него мягкие и неторопливые движения, негромкий голос. Он никогда не перебивает собеседника, умеет внимательно выслушать и кивает в знак согласия.

Флегматик - медленный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Иногда его называют человеком «ждите ответа». Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет. Так же и в решениях. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» флегматик принял решение, оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения не отступает, проявляет настойчивость и упрямство.

Внешне нередко - плотный и полноватый человек, любит хорошо поесть. Неравнодушен к жизненным удовольствиям, предпочитает пассивный отдых. Хорошо восстанавливается в уединении. Это вдумчивый и основательный человек. Надежный друг и партнер. Стабильный, устойчивый. В стрессовой ситуации не волнуется, сохраняет самообладание и ясную голову. Правда, в условиях запредельного стресса может затормозиться и вообще отказаться от общения, решений и действий. Неконфликтный, старается избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.

Флегматик не имеет склонности к лидерству. Может работать и в команде, и самостоятельно. В работе проявляет себя либо как ведомый (подчиненный), либо как независимый эксперт. Однако если его назначают руководителем, например, линейного уровня, будет предан своим подчиненным. Не любит инноваций. Консервативный. К новому привыкает долго, нередко - мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности. Там, где нужны выдержка, терпение и усидчивость, - ищите флегматика.

Несмотря на то что флегматик - спокойный и сдержанный человек, у него есть одна неожиданная особенность: если ему что-нибудь не нравится на работе, он способен незаметно накапливать неудовлетворенность. Обычно она появляется при невнимании со стороны руководства или нарушении принципа справедливости. В подобных случаях такой сотрудник может неожиданно «взорваться» и написать заявление об уходе. И остановить его будет невозможно.

Управленческий стиль руководителя-флегматика. Такой руководитель чаще реализует лояльный стиль с низким контролем. Предпочитает принимать на работу профессионалов и старается не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Если нужно взять ответственность на себя, может стать директивным и властным.

С молодежной командой проявляет родительский стиль: строгий, но справедливый. Неконфликтный, выдержанный, солидный. Без суетливости. Хороший деловой политик. Нередко «закрывает своей спиной» первого руководителя. При необходимости занимает позицию «теневого» лидера, хотя личного стремления к лидерству не имеет. Гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Подчиненные его уважают. Однако бывает так, что он затягивает принятие решений и сопротивляется инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции.

На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных. Отчеты просматривает от первой до последней страницы. Может проявить раздражение за плохое оформление документов.

Мотиваторы для руководителя-флегматика:

                  Стабильность, надежность компании - сильнейший мотиватор для руководителя-флегматика.

                  Угроза немотивированного увольнения - сильный демотиватор.

                  Корпоративные традиции - мотиваторы для такого руководителя.

                  Работа, требующая усидчивости, внимания, тщательности и скрупулезности - хороший мотиватор.

                  Необходимость интенсивного общения с разными людьми, в том числе и незнакомыми, - демотиватор.

                  Невозможность сосредоточиться в большом рабочем помещении или при частых звонках и вызовах  высшего руководителя - демотиваторы.

                  Признание успехов и похвала за достижения - мотиваторы.

                  Отражение в заработной плате выслуги лет и стажа работы в компании - мотиваторы.

Профессиональный стиль подчиненного-флегматика. Про такого подчиненного говорят: «Человек и работник - хороший, обязательный и ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет.

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить. Темперамент любого подчиненного «ломать» вообще нет смысла: все равно ничего не получится. Холерик будет торопиться и делать ошибки, флегматик -медленно, но тщательно выполнять. Искусство управления состоит в том, чтобы найти правильную нишу для сотрудников и эффективно использовать их сильные качества на пользу компании.

Флегматика, который нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Говорите так: «Я жду от вас выполнения задания к 11 марта. Помните об этом! Уже 14-15 марта вы получите новое задание». Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче.

Сдержанные и спокойные флегматики - ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать не лучшие времена, именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

Мотиваторы для подчиненного-флегматика:

                  Основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке.

                  Высокий заработок для флегматика - не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек.

                  Спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика - сильный мотиватор.

                  Хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного  обеденного перерыва - мотиваторы для флегматика.

                  Удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта - мотиваторы.

                  Уважение со стороны руководителя - мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника.

 

2.3.           Меланхолик

На первый взгляд может показаться, что меланхолик - самый сложный психотип человека. Он - чувствительный, обидчивый и очень ранимый. Легко расстраивается даже при мелких неудачах. Любит жаловаться на судьбу. Искренне верит, что самая «тяжелая доля» и «самые тяжкие испытания» из всех возможных на Земле выпали именно ему.

Меланхолик нередко сверхосторожен, потому что многого боится. Страхи перед неудачами, неожиданными переменами, непониманием со стороны окружающих, одиночеством, несостоятельностью, болезнями и т. п. - далеко не полный перечень.

Интересно, что именно эта черта его характера, стимулирует развитие у него интуиции и способности к предвидению. Если меланхолик - компетентный специалист, он первый заметит кризисные явления в компании и забьет тревогу. Не отмахивайтесь от его предчувствий: они могут быть верными. Меланхолик обладает проницательностью и хорошо чувствует людей. Берите его на переговоры. Пусть он молчит и наблюдает, как ведут себя ваши партнеры. После первого раунда обсуждений сотрудник даст точную оценку каждому из участников: где они говорят одно, а думают - другое, что они задумали, в чем их уязвимые стороны.

Меланхолик нередко не умеет отказывать в просьбе, а потом долго переживает, что выполнил за другого работу и не успел решить свою задачу. Имеет высокую утомляемость. Перерабатывать и работать с максимальной самоотдачей не способен: может «выгореть». Лучше, если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется оплачивать.

В стрессовой ситуации меланхолик - не работник. Начинает переживать, бояться, имеет склонность к самообвинениям. Будет говорить так: «Это я виноват! Если бы я сделал по-другому, этого кошмара не было бы!» Иногда от внутреннего перенапряжения и переживаний может обвинять окружающих: «Вы все виноваты! Не прислушались вовремя к тому, что я говорил! Я предупреждал! Я говорил, что у нас ничего не получится!»

Управленческий стиль руководителя-меланхолика. На управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то научились себя «маскировать». Внешне это никак не проявляется или проявляется почти незаметно. «Маскировка» - это внешний контроль над своими переживаниями. Человек внешне - решительный, сдержанный и уверенный в себе. Однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т. п.

Если такой человек работает начальником, обычно он бережно относится к своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет. По себе он хорошо знает, как болезненно переживают подчиненные такое якобы «управление» при помощи крика. Как любой человек, меланхолик имеет уязвимые стороны. Это высокая утомляемость и опасность неосознанно попасть под влияние подчиненного или неформального лидера-манипулятора.

Мотиваторы для руководителя-меланхолика:

                  Спокойная работа - мотиватор; если есть возможность, лучше вообще отказаться от назначения  на руководящую должность - здоровье дороже.

                  Работа в подразделении с позитивной атмосферой, где нет конфликтов, а сотрудники ценят  взаимопонимание и взаимоподдержку, - сильнейший мотиватор.

                  Уважение, положительное отношение и доверие со стороны высшего руководства - сильнейший  мотиватор.

                  Отсутствие унижения и окриков со стороны высшего руководства - сильнейший мотиватор.

                  Отсутствие рисков и хронического стресса на работе - мотиватор.

Профессиональный стиль подчиненного-меланхолика. Меланхолик-подчиненный всегда занимает ведомую позицию. Он никогда не станет неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности. Меланхолик нуждается в поддержке. Бывает, он приходит к руководителю только для душевного разговора, особенно тогда, когда принимает жизненно важные решения. Нередко подчиненные-меланхолики становятся для сильного и энергичного руководителя «взрослыми детьми». Он советует им, как делать ремонт, куда поехать отдыхать, как одеваться и т. п. Они внимательно прислушиваются к его советам.

Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик — хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.

Информация о работе Психологические аспекты принятия решений