Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:09, контрольная работа
Для решения сложных проблем (экономических, социальных, политических, научных, технических), стоящих перед обществом, требуется организованная деятельность многих людей. Такая деятельность осуществляется в рамках искусственных формирований, называемых организационными системами. Типичные примеры организационных систем - промышленные предприятия, отрасли, народнохозяйственные комплексы. Без научной теории построения и функционирования организационных систем невозможно успешно решить задачу коренной перестройки экономики.
Введение………………………………………………………………………………….3
Тема 1. Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия……4
Тема 2. Производственный менеджмент как система…..……………………………15
Тема 3. Имущество предприятия………………………………………………………20
Тема 4. Основные принципы организации производственного процесса. Типы производства………………………………………………………………………………..28
Тема 5. Организация производственного процесса во времени и в пространстве…32
Тема 6. Оперативное планирование производства……………………………………42
Тема 7. Стратегия процессов……………………………………………………………47
Темы курсовой (контрольной) работы………………………………………………….55
Приложение…………………
4. Диспетчирование производства
Диспетчирование производства неразрывно связано с оперативным планированием. Оно заключается в повседневном (ежечасном) централизованном контроле за ходом производства и принятии немедленных мер по устранению всех нарушений. Нарушения могут быть различного характера, например, перебои в снабжении рабочих мест материалами, заготовками, инструментами, электрической энергией; аварии станков, подъемно-транспортных устройств; дефекты в конструкции; брак, обнаруженный в заготовках или допущенный в процессе обработки, и т. п.
Основными требованиями к организации диспетчерской службы на промышленном предприятии являются: а) своевременность получения сведений о ходе производственных процессов; б) их достоверность; в) быстрота и действенность принимаемых решений для устранения возникающих нарушений календарных графиков изготовления узлов, ответственных деталей; г) предупреждение отклонений от графиков.
Важными предпосылками для достижения
успешного диспетчирования
Основным содержанием
1) контроль за своевременным обеспечением производства технической документацией и материально-техническим снабжением;
2) учет запуска в производство и хода выполнения обработки ведущих, наиболее трудоемких и сложных деталей и комплектации узлов; учет должен вестись по календарному графику с отражением фактического положения на каждый день;
3) особо тщательный учет выполнения работ по каждому дефицитному станку (группе станков) или отстающим рабочим местам; этот учет должен быть ежедневным и поэтапным; с отражением количества плановых и отработанных часов, немедленной сигнализацией диспетчерскому аппарату о перерыве в работе;
4) контроль за межцеховой передачей узлов и ответственных деталей, полуфабрикатов и заготовок;
5) контроль выполнения общезаводского графика;
6) проверка отгрузки готовой продукции.
Центральный диспетчерский аппарат является частью производственного или производственно-диспетчерского отдела. Его возглавляет начальник производства. В крупных цехах диспетчерскую функцию осуществляют производственные диспетчерские бюро или планово-распределительные бюро. На производственных участках всю учетную и распорядительную работу выполняет непосредственно мастер.
Диспетчерские органы осуществляют распорядительно-регулирующие функции путем: а) обработки различных сведений, поступающих с рабочих мест, и дачи соответствующих указаний; б) личной проверки хода выполнения графиков на местах; в) проверки (переклички) всех звеньев по селекторной связи; г) организации ежедневных, пятидневных, декадных и месячных диспетчерских совещаний у начальников цехов, начальников производства, главного инженера и директора. На этих совещаниях проверяется ход выполнения графика, заслушиваются и обсуждаются взаимные претензии участков, цехов и отделов и выносятся соответствующие решения.
В условиях сложного, многопредметного производства диспетчирование играет большую организующую роль в производстве. В этом отношении заслуживает внимания зарубежный опыт организации диспетчерского аппарата. Ряд американских фирм считает целесообразным содержание многочисленного и высокооплачиваемого штата, контролирующего производство. Система контроля над производством на американских предприятиях весьма индивидуализирована применительно к особенностям каждого предприятия. Интересна практика некоторых американских фирм, имеющих в штате заводов специальных высококвалифицированных инженеров, обладающих широкими познаниями, в первую очередь конструкторскими, в области технологии. Эти инженеры называются инженерами связи, а также «стрелками по трудностям». Они наблюдают за работой в цехах, В случаях каких-либо неполадок они имеют право принимать решения на месте.
Тема 7. Стратегия процессов
Главное решение для операционного менеджера — найти лучший путь к процессу производства.
Стратегия процесса — это подход, который использует организация для преобразования ресурсов в товары и услуги. Объектом стратегии процесса является нахождение пути производства товаров, которые удовлетворяют потребностям покупателя и специфике производства по пене и другим управленческим критериям. Отобранный процесс будет иметь долговременный эффект по таким критериям, как гибкость, цена и качество производимых товаров. Следовательно, многие стратегии фирм определяются временем, затрачиваемым на принятие решений о выборе процесса. Выплаты для эффективного процесса, отобранного в качестве приоритетного для начала производства, много больше, чем усилия, затраченные позже для усовершенствования неудовлетворительного процесса.
1.Типы процессов
Сфокусированный на процессе. Более 75% производств в странах Запада выполняется в очень малых объемах или партиях разнообразных товаров — это так называемые «заказы на изготовление». Малый объем товаров может быть диверсифицированным, т. е. разнообразным. Эти малые объемы, высокое разнообразие процессов также известны под названием «перемежающегося процесса». Способности производства, позволяющие организоваться вокруг такого процесса, дают нам стратегию, сфокусированную на процессе.
Сфокусированный на продукте. Высокий объем производства и малое разнообразие процессов характеризуют процессы, сфокусированные на продукте. Возможности производства организуются вокруг товаров. Эти процессы также называются продолжительными, непрерывными процессами. Они имеют очень долгий, продолжительный период производства одного и того же товара, отсюда их название. Такие товары, как стекло, бумага, электрические лампы, гайки и болты производятся с применением этих процессов, Только с использованием стандартизации и статистического контроля качества фирмы могут использовать процессы для производства таких товаров. Организация производства электрических ламп или хот-догов изо дня в день осуществляется вокруг одного товара. Такой организации присуща способность к стандартизации и, главное,— к обеспечению качества, в отличие от организации, которая производит уникальные продукты ежедневно.
Повторяющиеся процессы. Производства, занимающие промежуточное положение между продолжительными и изменяющимися процессами,— это повторяющиеся процессы. Повторяющиеся процессы используют модули. Модули — это части и компоненты, предварительно изготавливаемые, часто с использованием продолжительных процессов.
Линия с повторяющимися процессами — классический сборочный конвейер. Повторяющиеся процессы широко используются, в том числе сборочные конвейеры для всех автомобилей. Повторяющаяся стратегия более структурирована и последовательна, чем стратегия работы на заказ.
Ресторан быстрого питания — вот пример повторяющегося процесса, использующего модули. Этот тип производства более, чем продолжительные процессы, принимает во внимание испрашиваемый в данный момент состав потребления; определенные составляющие (например, мясо, сыр, соус, томат, лук) соединяются в продукт, называемый чизбургер. Таким способом фирма приобретает как экономическое преимущество продолжительных процессов (когда многие модули заранее изготовлены), так и покупательное преимущество от малых объемов и высокого разнообразия моделей.
Табл.1 содержит главные характеристики по объемам, разнообразию трех видов процессов.
Таблица 1
Сравнительные характеристики процесса с малым объемом и высоким разнообразием, повторяющегося процесса и процесса с высоким объемом и малым разнообразием
Сфокусированный на процессе |
Повторяющийся процесс |
Сфокусированный на продукте |
1. Малое количество и большое разнообразие товаров |
Обычно стандартизованные товары с выбором того, что будет производиться из модулей |
Большое количество и малое разнообразие товаров |
2. Используется оборудование универсального, а не специального назначения |
Специальное оборудование и оснастка используется как помощь на сборочных конвейерах |
Используется оборудование специального, а не общего назначения |
3.Работники должны быть более широко подготовлены |
Работники должны быть достаточно хорошо обучены |
Работники должны быть менее широко подготовлены |
4. Должно быть много рабочих инструкций, так как каждый раз работа видоизменяется |
Повторяющиеся операции уменьшают изменения в рабочих инструкциях |
Наряд-заказов и рабочих инструкций мало, так как они стандартны |
5. Запасы материалов высоки по отношению к объему производства |
Техника ЛТ используется для слежения за запасами |
Запасы материалов низки по отношению к объему производства |
6.Незавершенное производство высоко по отношению к выходу |
Техника ЛТ используется для слежения за производством |
Незавершенное производство мало по отношению к выходу |
7. Медленное движение предметов обработки через предприятие |
Движение, измеряемое в часах и днях |
Быстрое движение предметов обработки является типичным |
8. Заготовки двигаются через малое число гибкого оборудования |
Заготовки перемещаются конвейером, транспортными средствами, в т. ч. АТС |
Материалы перемещаются по соединительным трубам, материалопроводам и т. д. |
9.Достаточные объемы хранилищ являются типичными |
Средние или малые места хранилищ |
Хранение, построенное вокруг оборудования, машин, продуктовых потоков |
10.Конечная продукция обычно производится по порядку и не хранится |
Конечная продукция |
Конечная продукция обычно производится на основе прогнозов и хранится |
11Расписание, ориентированное на порядок запуска, является комплексным и преимущественно связано с соотношением продаж, запасов, мощностью и обслуживанием заказчиков |
Расписание, ориентированное на временные характеристики, часто охватывает операции и оборудование различных моделей, а также выбор вариантов модулей по прогнозам спроса |
Расписание, ориентированное на временные характеристики, устанавливающие простые и преобладающие связи с выпуском, достаточным для обеспечения прогнозируемых продаж |
12. Фиксированные цены с возможной тенденцией к уменьшению и высокая цена любых изменений 13.Ценообразование—часто выполняемая процедура, оценивает в основном работу, но цена часто становится фактически известной только после окончания работы |
Фиксированные цены, зависящие от производственной мощности
Цена обычно известна, хотя преимущественно на основе опытных данных
|
Фиксированные цены с возможной тенденцией к увеличению и низкая цена любых изменений
Вследствие фиксирования высокой цены цена зависит от возможности продажи товара
|
Машины, оборудование и технологии. Выбор машин и оборудования для производственного процесса также требует обсуждения проблем качества, мощности и гибкости. Операционный персонал разрабатывает документы, в которых отражается мощность и необходимый размер производства. Один из этих факторов может быть определяющим фактором, имеющим отношение к использованию процесса. Альтернативы методов производства рассматриваются операционными менеджерами в госпиталях, ресторанах или на промышленных предприятиях. Таким образом, операционные менеджеры имеют отношение, во-первых, к эффективному лидерству, так как они могут приносить новые процессы в их организации; во-вторых, к изменениям технологий в том порядке, когда новые процессы следовало бы обсуждать;
в-третьих, к версиям в аналитических процедурах, объективно оценивающим выбор решений.
Выбирая лучшую стратегию для фирмы, нужно понимать специфические особенности ее производства, управленческие процессы и технологию. Хотя изучение специфики производства и их
технологий остается
за пределами книги, знакомство с
ними наводит на мысль, что фирмы,
не использующие инвестиционные процессы
и высокотехнологичные
2. Стратегии сервисных процессов
Стратегии переменных процессов могут быть использованы как для сервиса, так и для производства. Например, практика дает доказательства, что сервисные предприятия имеют в большинстве своем производство очень малыми партиями. Это, вероятно, правильно для медицинского сервиса, ресторанов и др. Они часто производят малые размеры или единичные размеры партий товаров и услуг.
Решения в секторе сервиса. В стратегиях, сфокусированных на процессе, мощность и использование оборудования крайне низки — около 5%. Это справедливо не только для производства, но также и для сервиса. Рентген в кабинете дантиста и много оборудования в лучших ресторанах мало используются. Низкий уровень использования оборудования частично возникает потому, что мощность рассчитана на пиковые нагрузки или приобретается как необходимое. Другая причина — плохие расписания (из-за больших усилий, которые требуются для прогнозирования спроса в индустрии сервиса) и, как результат-несбалансированность при использовании оборудования.
Стратегия процесса и контакт с покупателем. Контакт с покупателем — это важная переменная в производственной системе. В процессе, который непосредственно рассчитан на покупателя, ожидания отдельным покупателем результатов процесса производства не оправдываются. Деятельность в секторе сервиса — хороший этому пример. В ресторанах, медицинских учреждениях, юридических конторах так много взаимодействия с клиентом, как это только возможно для оперативного и гладкого осуществления процесса. Многие процессы могут быть выполнены в уникальной для покупателя манере. Это взаимодействие может сопровождаться различными вариантами, как показано в табл. 2.
Таблица 2.
Взаимодействие с покупателем и стратегии процесса
Техника |
Пример | |
Ограниченное предложение Сеть потребительских поставок Структура сервиса такова, что потребители приходят, когда им необходимо обслуживание Сервис самообслуживания покупателей в их собственном темпе Отдельные услуги, которые могут оказываться автоматически |
Ресторан с ограниченным меню Перевозки транспортом предпочтительнее, чем производство на месте Банк: потребитель приходит в представительство открыть новый счет, берет кредит и т. д. Супермаркет или универмаг Автоматические расчетные узлы |
3. Мощность
Так как определение размера производства является решающим в успехе фирмы, теперь исследуем концепцию и технику планирования мощности. Выясним, как фирма может управлять своим спросом исходя из существующей мощности, уделим внимание технике, которая может помочь нам изменить потребные мощности. Эта техника включает прогнозирование и анализ деревьев решений, которые мы описали в главах 4 и 3 соответственно.
Управление спросом. Менеджер может иметь возможность изменять спрос. В случае, когда спрос превышает мощность, фирма может урезать спрос, просто поднимая цены, планируя долгосрочное лидерство и прибыльный бизнес. В случае, когда мощность превышает спрос, фирма может захотеть стимулировать спрос через изменения цены или агрессивный маркетинг либо приспособиться к рынку через изменение товара.
Неиспользование оборудования (т. е. излишек мощности) отражается в повышении постоянных затрат; недостаточное количество оборудования делает годовой доход ниже, чем это возможно.
Таким образом, варианты факторов для математического соотношения мощности к спросу существуют. Внешние изменения включают сглаживание процесса по объему через изменение персонала; выравнивание оборудования и процессов, которое может включать покупку или продажу машин, или лизинг необходимого оборудования; совершенствование методов увеличения производства; и/или перепроектирование производимого товара.