Производственная стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:04, реферат

Краткое описание

Современный период развития Казахстана характеризуется усложнением рыночных отношений, что обусловлено высокой динамичностью и изменчивостью окружающей среды, а также увеличением интенсивности и сложности материальных, информационных и финансовых потоков. В этой ситуации одним из ключевых направлений повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования является разработка стратегии развития, составляющей которой является производственная стратегия.

Оглавление

Введение
Содержание и цели производственной стратегии
Основные элементы производственной стратегии
Этапы построения производственной стратегии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

стратегия реф.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что стратегию производства предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению. Вместе с тем именно производственная деятельность является основной фикцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки стратегии  производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных программ действий.

    Основные  элементы стратегии производства приведены  на рисунке 1.1.

    

    Рисунок 1.1. -  Составляющие элементы стратегии  производства

  1. Планирование производства и контроль.

    Участие производственных подразделений в  процессе обоснования и разработки стратегии предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:

  • определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости  его реконструкции;
  • определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных  вопросов;
  • проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса.

         2. Повышение производительности труда.

Данное  направление деятельности предприятия  может предполагать:

  • проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест»;
  • повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием;
  • разработку программы мероприятий по повышению производительности труда.

    З. Человеческий фактор на производстве.

    Необходимо  отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы

    Вместе  тем, как уже отмечалось выше, продукция, выпускаемая предприятием, может  быть конкурентоспособной только в  том случае, если предприятие успешно  применяет на производстве новые  технологические процессы интегрированного  подхода к формы организации труда. При этом перед каждым предприятием в современных условиях стоят три основные проблемы:

  • в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией;
  • эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;
  • постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве.

        Основные компоненты производственной стратегии предприятия приведены на рисунке 1.2.

    

    Рисунок 1.2. – Основные компоненты  стратегии производства предприятия

    1.  Базовая стратегия производства. Основное содержание данной стратегии заключается в установлении интегрированного баланса между используемым оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией.

    В процессе формирования стратегии производства предприятию необходимо учитывать  следующие факторы:

  • технический уровень  производственного процесса и возможности модернизации оборудования;
  • квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами;
  • возможности быстрой переналадки оборудования, и другие необходимые действия, связанные с вероятными рекомендациями покупателей.

     2. Производственно - инженерная стратегия. Данная стратегия разрабатывается для участия производственных подразделений в формировании решений по проектированию и модификации продукции.

    З. Стратегия размещения производства. Данный вид стратегии представляется важным для крупных предприятий, которые имеют развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию.

    Кроме того, стратегия может быть разработана  для осуществления проектов нового строительства. В процессе разработки следует учитывать экономические, социополитические и географические факторы среди которых можно  отметить следующие:

  • величину транспортных расходов;
  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • наличие источников сырья или рынков сбыта;
  • политическую стабильность;
  • наличие экономических льгот, предлагаемых региональными органами управления и др.
 
    1. Этапы построения производственной стратегии
 

    Этапы разработки производственной стратегии:

  1. Философия бизнеса организации:
    • Стратегическое видение организации

Существует  множество определений понятия  так называемого видения, например: видение — это понятие, обозначающее картину относительно отдаленного будущего.

    То  есть видение — это идеальная  картина будущего, то состояние, которое  может быть достигнуто при самых  благоприятных условиях. Видение  определяет уровень притязаний в  процессе стратегического планирования.

    Значение  видения для организации заключается в следующем: видение придает смысл труду, становится средством мотивации работников, а также объединяет деятельность многих в одном направлении. Оно обеспечивает преемственность следующих одна за другой целей организации и помогает выработать критерии их достижения. И поскольку у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса в организации.

    Формирование  видения начинается с образа существующей организации и его описания. Затем эксперты создают образ желаемого будущего состояния организации и после составления описания указанного образа определяют разрыв между желаемым будущим и настоящим состоянием организации.

    • Миссия организации

    Видение определяет миссию организации —  то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, т.е. определяет ее предназначение.

    Понимание миссии есть утверждение относительно того, для чего и по какой причине  существует организация и чем  она отличается от других ей подобных. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования.

    К факторам, влияющим на формирование миссии, обычно относят: исторические особенности  организации; стиль поведения работников организации; состояние внешней по отношению к организации среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед организацией целей; специфические особенности организации. Миссия, кроме того, может определяться и кругом удовлетворяемых организацией потребностей общества, и совокупностью внешних сил, взаимодействующих с организацией.

    • Стратегические цели организации

    Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение  конкретных целей организации. Под  целями здесь понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии.

    Обычно  речь идет о целеполагании, под которым  понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности организации.

    Не  все цели, которые можно сформулировать, достижимы для организации в  принципе.

    Попытки исследователей классифицировать цели организации приводят к тому, что  в одном случае рассматривается  целевая картина в четырех  измерениях: экономическом, количественном, качественном и с точки зрения развития. Во втором случае цели организации представляются в виде перечня целей: неэкономических (социальных); экономических (качественных и количественных (показателей деятельности); временных (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией). В третьем — выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются  цели:

- положение  на рынке (позиция по отношению  к конкурентам);

- инновации  в технологии, методах организации труда;

- производительность  при меньших затратах ресурсов;

- ресурсы,  будущая потребность в них;

- доходность  — количественный уровень необходимой  доходности;

-управленческие аспекты — персональные достижения менеджеров организации;

- персонал  в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность — высокую зарплату, лучшие условия труда, общение и т.д.)

-социальная ответственность — обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества, обеспечивать его качественными товарами и услугами, формировать благоприятную экологическую среду, участвовать в решении острых социальных проблем.

    Как критерии качества целей обычно используются такие показатели:

- конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели);

- напряженность  и достижимость (повышает мотивацию);

- измеримость;

-сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);

- гибкость  возможной корректировки стратегии.

  1. Анализ внешней среды.

    Анализ  внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам:

1. Экономические факторы.

2. Политические факторы .

3. Рыночные факторы.

4. Технологические факторы .

5. Факторы конкуренции .

6. Факторы социального поведения .

7. Международные факторы.

    Анализ  среды направлен на выявление  угроз и возможностей, которые  могут возникать во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно  для решения этой задачи и разработаны определённые методы стратегического анализа среды. Разработка стратегии у американских менеджеров начинается с применения матрицы первичного стратегического анализа, которую называют матрице SWOT- анализа. Метод SWOT основан на простейшей структуризации, заключающейся в том, что сначала   весь мир делится на две части – внешнюю среду и саму компанию, а затем события в каждой из частей делятся на благоприятные и неблагоприятные.

    3. Анализ внутренней среды (ПРИМ - анализ)

    Внутренняя  среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития. Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического т.д.) и представление с помощью различных подсистем — это обусловлено постановкой конкретной задачи. Поэтому анализ внутренней среды организации всегда индивидуален, неповторим. Но общим для всех организаций является полнота анализа и его многофакторность.

Информация о работе Производственная стратегия