Профессиональный отбор и повышение квалификации кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Всем известен факт, что ранее работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных организации людей, то они смогут выполнить необходимую от них работу. Современные же организации считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала руководство организации должно постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.

Оглавление

Введение3
1. Значение профессионального отбора и производственного обучения в условиях перехода к рыночным отношениям6
2. Профессиональный отбор и его элементы: профориентация, профконсультация, профотбор и профадаптация9
3. Социально – экономическое значение подготовки и переподготовки кадров.12
4. Анализ форм и методов подготовки и повышения квалификации кадров14
5. Расчет влияния повышения квалификации кадров на повышение конкурентоспособности фирмы16
Список литературы20

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Управление персоналом»

 

ТЕМА: Профессиональный отбор  и повышение квалификации кадров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

 доктор экономических наук,

профессор. Бондаренко

Владимир Викторович

Студент: Жукова

Татьяна Владимировна

11ффд35365, 4-группа

(№ личного дела, №  группы)

 

 

 

 

Пенза 2012

Содержание

 

Введение………………………..…………………………………………………….3

1. Значение профессионального отбора и производственного обучения в условиях перехода к рыночным отношениям………..……………………………6

2. Профессиональный отбор и его элементы: профориентация, профконсультация, профотбор и профадаптация…………..............................…..9

3. Социально – экономическое значение подготовки и переподготовки кадров.

……………………………………………………………………………………….12

4. Анализ форм и методов подготовки и повышения квалификации кадров…………………...…….……………………………………………….…….14

5. Расчет влияния повышения квалификации кадров на повышение конкурентоспособности фирмы…………….……………………………………..16

Список литературы…………………..…………………………….……………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Всем известен факт, что ранее работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных организации людей, то они смогут выполнить необходимую от них работу. Современные же организации считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала руководство организации должно постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.

   Переход к рыночным отношениям обозначил высокую динамику изменения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества. Весьма убедительным примером здесь может послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника. В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система подготовки все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологичных производств. Этому также способствуют сокращающийся цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых квалификаций. Недаром многие организации считают увеличение вложений в развитие персонала главным фактором в конкурентной борьбе.

     Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Таким образом, мероприятия по обучения персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации.

     Актуальность темы обоснована тем, что развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов.

    Использование организацией нового современного оборудования, внедрение более эффективных технологий, возможные изменения методов руководства и проведение других организационных мероприятий могут привести к серьезному изменению содержания труда работников различных категорий. Вследствие этого возникает потребность в дополнительных знаниях, в развитии необходимых навыков и нестандартных подходов к работе. В этих условиях подготовка работников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач должна обеспечить более успешную деятельность работника, которая приведет к повышению деятельности компании в целом.

Цель: Рассчитать влияние повышения квалификации кадров на повышение конкурентоспособность фирмы.

Объект и предмет исследования: Профессиональный отбор и повышение квалификации.

  1. Значение профессионального отбора и производственного обучения в условиях перехода к рыночным отношениям

       В условиях рыночной экономики организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а затраты на него - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний независимо от их численности и сферы деятельности. Возрастание роли профессионального обучения обусловлено тем, что успех на рынке сегодня во многом зависит от способности работников усваивать новые навыки и знания и эффективно использовать их в своей работе.

Профессиональное развитие - это процесс подготовки сотрудников  к выполнению новых производственных функции, занятию новых должностей, решению новых задач. Основными  методами профессионального развития являются:

- профессиональное обучение;

- развитие карьеры;

- образование.

Многие организации разрабатывают  специальные методы и системы  управления профессиональным развитием, включающим управление профессиональным обучением, подготовку резерва руководителей, управление развитием карьеры. Инвестиции в профессиональное развитие персонала  быстро окупаются, поскольку в результате освоения и применения работниками  новых знаний повышается производительность труда, увеличивается вклад каждого  в достижение организационных целей, повышается мотивация сотрудников, возрастает их преданность организации, обеспечивается преемственность в  управлении. Профессиональное развитие положительно влияет и на самих сотрудников: приобретая новые знания и навыки, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают новые возможности для профессионального роста.

Необходимо, однако, отметить, что цели организации и ее сотрудников  различаются. С точки зрения работодателя, основными целями обучения являются воспроизводство персонала, адаптация  персонала, гибкое формирование и интеграция персонала, адаптация персонала  и внедрение нововведение (инновации). По мнению персонала, адаптация персонала, основные цели обучения заключаются  в поддержании на соответствующем  уровне и повышении их профессиональной квалификации и приобретении профессиональных знаний вне её сферы, развитии способностей в области планирования и организации  производства.

Ключевой момент в управлении профессиональным развитием - определение  потребностей в нем организации, т.е. выявление несоответствия между  имеющимся профессиональными знаниями и навыками персонала и теми, которыми он должен обладать для реализации ее целей. Данная задача в отношении  отдельного сотрудника решается совместными  усилиями службы управления персоналом, самого работника и его руководителя. При этом каждая из сторон должна понимать, что потребности организации  в развитии персонала обусловлены  следующими факторами:

- динамикой внешней среды  (потребители, конкуренты, поставщики, государство);

- развитием техники и  технологии, следствием чего являются  выпуск новой продукции, появление  новых услуг и более совершенных  методов производства;

- изменением стратегии  развития организации;

- созданием новой организационной  структуры;

- основанием новых видов  деятельности.

Профессиональное обучение - это комплексный, непрерывный процесс  формирования у сотрудников организации  специфических профессиональных навыков  посредством специальных методов  обучения. Цель деятельности организации  в указанной области состоит  в обеспечении:

- уровня подготовки работника,  соответствующего требованиям рабочего  места (должности);

- условий для мобильности  работника как предпосылки к  лучшему его использованию и  обеспечению занятости;

- возможности для продвижения  работника как предпосылки формирования  мотивации и удовлетворенности  трудом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Профессиональный отбор и его элементы: профориентация, профконсультация, профотбор и профадаптация

Решение проблемы соответствия способностей человека требованиям профессии является компетенцией системы профориентации. По подсчетам американских ученых правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза снижает текучесть кадров, на 10—15% повышает производительность труда и в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

    Профессиональная ориентация представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Профориентация имеет целью оказать помощь учащимся и людям, ищущим работу, в осуществлении их конституционного права на труд, свободный выбор профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов, навыков и способностей, знаний каждого конкретного человека, психофизиологических особенностей, а также с учетом потребностей общества и складывающейся конъюнктуры на рынке труда. Эта общая цель состоит из ряда задач, имеющих более конкретный и узкий характер. К таким задачам можно отнести:

  • информирование заинтересованных лиц и облегчение выбора вида профессиональной деятельности;
  • создание условий для целенаправленного развития профессионально значимых способностей будущих работников;
  • определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности

Перечислим основные формы профориентационной работы:

профконсультации — оказание помощи конкретному человеку в профессиональном самоопределении с целью осознанного выбора собственного профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профотбор — набор специализированных мероприятий по изучению и вероятностной оценке пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях;

профессиональная  адаптация — завершающий этап, направленный на приспособление новичка к требованиям профессиональной деятельности в конкретных производственных условиях, новому социальному окружению, условиям и режиму труда.

В профессиональном отборе выделяются четыре стороны, или компонента: медицинский, психофизиологический, образовательный и социально-психологический. Медицинский отбор заключается в выявлении лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяют успешно и в регламентированные сроки овладеть той специальностью, для которой проводится отбор, а также надежно и эффективно работать по данной специальности в течение длительного времени без ущерба для здоровья. Образовательный отбор направлен на выявление лиц, уровень знаний которых может обеспечить успешное обучение в избранной профессии или непосредственное выполнение профессиональных обязанностей. Он позволяет обеспечить требуемый стартовый уровень подготовки специалистов.

Социально-психологический  отбор имеет целью определение тех социально обусловленных психологических свойств личности, а также моральных и нравственных качеств, которые отражают готовность и стремление выполнить производственные задачи. Психофизиологический отбор позволяет определить состояние и уровень развития совокупности тех психофизиологических, психических и личностных качеств и способностей человека, которые в наибольшей мере отвечают требованиям выбранной профессии, благоприятствуют использованию профессиональных навыков в реальных условиях.

         Современные службы управления персоналом активно используют различные элементы профориентации для управления развитием персонала. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение НТП значительно ускоряет устаревание профессиональных знаний и навыков. Профессиональное развитие состоит в подготовке работника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей и решению новых задач внутри его профессии.

Информация о работе Профессиональный отбор и повышение квалификации кадров