Проектирование стратегии предприятия с использованием SWOT-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение комплексного исследования проектирования стратегии предприятия с использованием SWOT-анализа.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть характеристику SWOT-анализа , эффективность этого вида анализа.
- Изучение SWOT-анализа внутренней и внешней среды организации.
- Выбор стратегии по результатам SWOT-анализа

Оглавление

С
Введение
3
1. SWOT-анализ в менеджменте
6
1.1. Характеристика SWOT-анализа
6
1.2. Задачи SWOT-анализа
6
2. SWOT-анализ внутренней среды организации
9
3. SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации
12
4. Выбор стратегии по результатам SWOT-анализа
15
5. SWOT-анализ на примере ОАО «НК «Роснефть»
23
Заключение
27
Список использованной литературы
30

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт экономики

 

Кафедра экономики и  управления на предприятии

нефтяной и газовой  промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория  менеджмента»

 

на тему:

«Проектирование стратегии  предприятия с использованием SWOT-анализа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                 ст. гр. БУТ-11-01 

                                                                                                     Алексеева А.Н.

 

 

Проверил:                                             преподаватель

                                                                                                      Пономарёва Е.В.

 

 

Уфа 2012

Содержание

 

С

Введение

3

1. SWOT-анализ в менеджменте

6

1.1. Характеристика SWOT-анализа

6

1.2. Задачи SWOT-анализа

6

2. SWOT-анализ внутренней среды организации

9

3. SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации

12

4. Выбор стратегии по результатам SWOT-анализа

15

5. SWOT-анализ на примере ОАО «НК «Роснефть»

23

Заключение

27

Список использованной литературы

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие в современной  экономике изменения , такие как: нарастание конкуренции , интернационализация и глобализация бизнеса, развитие информационных технологий , возрастание роли человеческого капитала , рост неопределенности и т.д. приводят к переосмыслению понятий стратегического анализа и управления предприятиями, обеспечения их роста, развитию и актуализации исследований в этой области. 

Долгое время большинство  подходов к оценке эффективности  предприятий базировалось, в основном, на экономико-финансовых индикаторах , что исключало из анализа такие важные факторы успеха любой организации, как ее брэнд , знания и опыт сотрудников, качество отношений с клиентами и партнерами, потенциал инноваций и т.п.   

При сравнении всех инструментов стратегического анализа целесообразно  выделить методику SWOT-анализа как  одну из наиболее эффективных по сравнению с другими зарубежными и российскими методиками, применяемыми в настоящее время в России, преимуществом которой явилась возможность применения для всех отраслей хозяйствования, простотой использования и понятностью широкому кругу заинтересованных лиц. Этот метод широко применяется в зарубежной практике финансового анализа, где он рассматривается как важнейший инструмент маркетингового анализа организации.

В деятельности любого предприятия, как новообразованного, так и  давно присутствующего на рынке, немаловажную роль играет стратегия действия. От правильно выбранной стратегии зависит не только сиюминутная разовая прибыль от сделки, но и перспектива существования предприятия на протяжении длительного времени.

Одним из важных этапов формирования стратегии предприятия является стратегический анализ отрасли , в которой предприятия существует, либо открывается; сегмента рынка , в котором будет , либо уже позиционируется продукция предприятия; анализ опыта конкурентов - их ошибок и успехов; а также , многих других факторов, которые в той или иной степени могут повлиять на работу и прибыльность предприятия.

Одним из наиболее удобных  методов анализа является SWOT-анализ. Несмотря на то, что его принципы были разработаны достаточно давно, в 60-х годах двадцатого века, они не потеряли актуальности и объективности по сей день. SWOT-анализ удобен, прежде всего , тем , что в рамках одной матрицы аналитик может рассмотреть как внутренний потенциал предприятия , его ресурсы и резервы , так и влияние внешней среды на работу предприятия и его успешность на рынке и в отрасли.

Качественный анализ деятельности предприятия - это не только ревизия уже достигнутого, но и  прогноз, тонкий расчёт на будущее. Он должен учитывать такие немаловажные аспекты, как перспективы внедрения  новых технологий, обновления производственного оборудования, увеличения его мощности, и так далее. Не меньшее значение играет и организация производства, распределение должностных и производственных функций и полномочий на предприятии, а также профессиональная подготовка персонала, его способность к обучению и повышению квалификации, умением оперативно принимать тактические решения. Таким образом, стратегический анализ призван формировать особую, стратегическую позицию предприятия, которая сможет обеспечить длительную жизнеспособность предприятия в изменяющихся условиях, и - в особенности - в условиях экономического спада. А менеджмент предприятия, готовый тратить время на постоянный анализ, обеспечивает, таким образом, постоянный потенциал прибыльности своего предприятия.

Целью курсовой работы является проведение комплексного исследования проектирования стратегии предприятия с использованием SWOT-анализа.

 Для реализации  цели необходимо решить следующие  задачи:

- Рассмотреть характеристику SWOT-анализа , эффективность этого вида анализа.

- Изучение SWOT-анализа внутренней и внешней среды организации.

- Выбор стратегии по  результатам SWOT-анализа

Объектом курсовой работы является значение SWOT - анализа.

Предметом является  SWOT-анализ на примере ОАО «НК «Роснефть»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. SWOT-анализ в менеджменте

 

1.1 Характеристика SWOT-анализа

Акроним SWOT был впервые  введен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета — Leraned, Christensen, Andrews, Guth предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

Поскольку SWOT-анализ в  общем виде не содержит экономических  категорий, его можно применять  к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

SWOT-анализ – это  определение сильных и слабых  сторон предприятия, а также  возможностей и угроз, исходящих  из его ближайшего окружения  (внешней среды).

1)  Сильные стороны (от. англ. Strengths) - преимущества организации;

2)  Слабости (от. англ. Weaknesses) - недостатки организации;

3)  Возможности (от. англ. Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

4)  Угрозы (от. англ. Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

 

1.2 Задачи SWOT-анализа

Ниже рассмотрим основные задачи SWOT-анализа:

- выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;

- оценить возможности и угрозы внешней среды;

- связать сильные и слабые стороны с возможностями и  угрозами;

- сформулировать основные направления развития организации.

Рисунок-1- Место SWOT-анализа в разработке стратегии предприятия.

Сильные и слабые стороны  – это внутренние черты компании, следовательно, они ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны  с характеристиками рыночной среды  и должны быть учтены при обосновании развития организации.

В целом, проведение SWOT-анализа  сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке-2. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

 

Рисунок-2 - Матрица SWOT-анализа.

Сильные стороны предприятия - то, в чем предприятие преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение.

Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. SWOT-анализ внутренней среды организации

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Представление об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Для того, чтобы выживать в долгосрочной перспективе, организация  должна уметь прогнозировать то, какие  трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Применяемый для анализа  среды (как внешней, так и внутренней) организации метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится  организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

Информация о работе Проектирование стратегии предприятия с использованием SWOT-анализа