Процессный
подход
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение
деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.
Согласно стандарту
ИСО 9001:2000, процессным подходом может считаться систематическая
идентификация и менеджмент применяемых
организацией процессов и, прежде всего,
обеспечения их взаимодействия.
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:
- Восприятие бизнеса как системы (см. Системный подход)
- Восприятие деятельности
как процесса
- Стандартизация и прозрачность
ответственности
Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента
Качества на предприятии.
Business Process Modeling Notation (BPMN) — стандартизированная модель описания бизнес-процессов, связующее звено между разработкой бизнес-процессов и их реализацией. Основное назначение
стандарта – создание нотации, понятной
всем участникам бизнес-сферы, от бизнес-аналитиков,
создающих первоначальные эскизы процессов,
технических разработчиков, ответственных
за внедрение технологии, в которой будут
представлены данные процессы, и, наконец,
до бизнесменов, которые будут управлять
этими процессами, а также осуществлять
их мониторинг.
Видимые
достоинства
- BPMN позволяет следить за влиянием окружающей бизнес-среды на процесс: получено сообщение, возникла исключительная ситуация, клиент отказался от заказа, выход из строя оборудования. Возникновение любых ситуаций требует обработки, ведь они заставляют процесс идти иначе, а ко всему надо быть готовым для исключения максимального количества сбоев в ходе процесса. Под сбоями понимаются ситуации, когда неизвестно что делать при так или иначе сложившейся ситуации, но делать что-то надо (события: сообщения, таймеры, сигналы, ошибки, компенсации и проч).
- BPMN позволяет не только выделять исполнителей для каждого действия, но объединять исполнителей в группы, что позволяет контролировать и следить за их иерархией (пулы и лэйны). Указание исполнителей в лэйнах, помимо прочего, позволяет сконцентрировать действия, положенные одному исполнителю, в одном месте, чтобы можно было в дальнейшем при прочтении схемы четко выделить роль, которую в данном процессе играет исполнитель.
- BPMN позволяет моделировать взаимодействие с внешними объектами: называть в качестве исполнителей клиентов, поставщиков и прочие роли, которые в процессе задействованы опосредованно.
- BPMN позволяет представить процесс настолько детально, насколько это необходимо. Степень детализации ограничена лишь компетентностью сотрудника.
- Доступна привязка к определённым действиям объектов системы, которые применяются или создаются в ходе выполнения того или иного действия, т.е. можно описать не только рабочий процесс, но и документооборот.
- Широкая классификация подпроцессов BPMN помогает, в случае когда при описании одного бизнес-процесса выясняется, что в него входит один или n раз какой-то другой процесс. Тогда можно на схеме одного процесса оставить только ссылку на другой процесс, который, в свою очередь, описать на другой схеме, а можно в этой же схеме в рамках развёрнутого подпроцесса. И если подпроцесс цикличный, то и это очень просто смоделировать.