Процесс комплектования кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходный этап в процессе управления персоналом – набор и отбор кадров. От того, как проведен набор, и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. Поэтому, чтобы не создавать дополнительных трудностей, необходимо очень тщательно относиться к набору и отбору персонала. Для того чтобы нанять соответствующих работников, нужно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы индивидуальные и общественные характеристики этих работ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1 Факторы, влияющие на процесс комплектования кадров……………..4
2 Источники найма персонала…………………………………………….7
3 Этапы отбора персонала…………………………………………………9
4 методы отбора персонала………………………………………………12
5 Критерии качества отбора персонала……………………………….…14
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 34.47 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное 
Учреждение высшего профессионального образования 
«Тульский государственный университет» 
 
Медицинский институт 
Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
 
 
 
 

Контрольно-курсовая работа

 по дисциплине «Управление персоналом»

на тему: «Процесс комплектования кадров» 
 
 

Выполнил:                                                                                         Казакова М.В.

Проверил:                                                                                           Малафий А.С. 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2011

     Содержиние 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1 Факторы, влияющие на процесс  комплектования кадров……………..4

     2 Источники найма персонала…………………………………………….7

     3 Этапы отбора персонала…………………………………………………9

     4 методы отбора персонала………………………………………………12

     5 Критерии качества отбора персонала……………………………….…14

     Заключение………………………………………………………………..16

     Список  использованных источников…………………………................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Исходный  этап в процессе управления персоналом – набор и отбор кадров. От того, как проведен набор, и какие  люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими  ресурсами. Поэтому, чтобы не создавать  дополнительных трудностей, необходимо очень тщательно относиться к  набору и отбору персонала. Для того чтобы нанять соответствующих работников, нужно в деталях знать, какие  задачи они будут выполнять во время работы и каковы индивидуальные и общественные характеристики этих работ.

     Основной  целью при найме на работу персонала  является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Факторы, влияющие  на процесс комплектования кадров

 

     Основными факторами, влияющим на процесс комплектования кадров, являются специфика организации, традиции и культура организации, характер должности, на которую подбирается  кандидат.

     Специфика организации один из самых важных факторов. Важными характеристиками предприятия, влияющими на отбор, являются его размер, сложность деятельности и технология работы.

     Систематические, надёжные и действенные методы отбора, как уже известно, требуют больших  материальных затрат, и лишь относительно большие организации берутся  за их использование. Разработка этих методов оправдана в случае большого числа вакантных мест и ещё  большего числа кандидатов.

     Основные  факторы, влияющие на процесс набора и отбора персонала:

  1. Специфика деятельности предприятия - размер предприятия (малое, среднее, крупное); коммерческое или государственное предприятие; деятельность предприятия (производство, оказание услуг);
  2. Местоположение предприятия – если крупное предприятие находится в определенном регионе, то большая часть персонала будет из данного региона.
  3. Культура внутри предприятия – на различных предприятиях существуют различные типы культуры, традиции, ценности и нормы на которые ориентируются при найме и отборе персонала. Важно, чтобы кандидат не только умел выполнять работу, но и влился в коллектив, не нарушил его психологический климат.
  4. Требования к должности – кандидат должен удовлетворять критериям, применяемым к вакантной должности;

     Критерии  отбора, применяемые  к различным категориям персонала

     Критерии  отбора персонала для организации  напрямую зависят от ценности работника. Так, наименьшие требования предъявляются  к специалистам низкой квалификации, которых в любой момент можно  заменить. Вряд ли мелкие и средние  компании будут затрачивать много  сил и средств на тестирование и тщательный отбор квалифицированных  сотрудников, которые в избытке  представлены на рынке труда или  могут быть обучены необходимым  профессиональным навыкам силами самой  фирмы. Совсем другая методика применяется  при отборе высококлассных специалистов, способных за счет своих уникальных знаний и личных качеств создавать  для фирмы дорогостоящие продукты. К данной категории относятся  генеральные и коммерческие директора, топ-менеджеры, главные бухгалтеры, ведущие инженеры-проектировщики и  другие. Именно для перечисленных  категорий кандидатов создаются  тесты, деловые игры, проводятся многократные собеседования, а впоследствии подобные приемы отбора переносятся на остальных  сотрудников.

     Оценка  достоинств и недостатков  различных источников внешнего набора персонала

     Сравним два основных источника персонала, которыми на сегодняшний день пользуется большинство компаний.

  1. Интернет и профильные СМИ
  2. Рекрутинговые агентства

     Для этого составим сравнительную таблицу 2.  

 

      Таблица 2. Сравнение достоинств и  недостатков источников внешнего набора персонала

Источник Достоинства Недостатки
Интернет  и профильные СМИ - Возможность  выбора из большого числа кандидатов.

- Небольшие  затраты на размещение объявлений (Интернет – бесплатно);

-Недостаточная  осведомленность о соискателе;

-Большой поток кандидатов создает сложности при отборе;

- недостаточные  знания сотрудника компании в  области специализированных Интернет  ресурсов и СМИ могут нивелировать  положительные стороны данного  источника. 

Рекрутинговые агентства  - Проведение  предварительных собеседований  и отбор наиболее подходящих  кандидатов;

- возможность  перехватить хороших специалистов (head-hunting);

- возможность  нахождения эксклюзивных специалистов.

- экономия  времени

- Субъективное  мнение сотрудников агентства  может привести к тому, что  достойные кандидаты будут отсеяны;

- достаточно  затратный метод;

- некоторые  кадровые агентства не имеют  своей базы кандидатов.

     2 Источники найма  персонала

 

     Когда организации необходимо принять  новых работников возникают два  вопроса: где искать потенциальных  работников (источники) и как известить  соискателей об имеющихся вакансиях (методы). Имеются два возможных  источника набора персонала: внешний (из работников предприятия) и внутренний (из людей, не относящихся к предприятию). Положительным моментом внутренних источников найма персонала является то, что сотрудники, занимающиеся отбором  персонала, уже знают о качествах  работников, их потенциале и квалификации. Недостаток – возможен риск осложнения личных взаимоотношений между сотрудниками.

     К внешним источникам набора персонала  относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в  ней в настоящий момент.

     Внешними  источниками могут быть:

  1. Прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию. Они могут назвать претендентов на освобождающуюся должность.
  2. Случайные претенденты, обратившиеся в компанию по поводу работы.
  3. Центры занятости и компании по поиску персонала (кадровые агентства). Эти службы могут помочь найти персонал по требованиям, предоставляемым организациям.
  4. Самостоятельный поиск через средства массовой информации. В данном случае необходимо четко представлять к каким средствам массовой информации следует обращаться. Необходимо точно сформулировать информационное объявление, чтобы привлечь наиболее подходящих кандидатов.
  5. Школы, колледжи, институты. Многие учебные заведения имеют службу по трудоустройству выпускников.

     Не  следует забывать, что источники  по набору персонала различны по уровню эффективности и затрат. Естественно, что внутренний набор персонала  будет менее затратным для  компании. Для определения эффективности  предприятие может вычислить  затраты по каждому методу набора и поделить их на тот результат, который  ему этот метод приносит (т.е. на число  принятых работников). Основным источником поиска персонала на сегодняшний  день является Интернет и СМИ. Менеджер по персоналу дает объявление и ждет звонков и резюме от соискателей. Тут могут возникнуть некоторые  сложности, которые допускают менеджеры  по персоналу, размещающие объявления. Многие объявления о вакансиях отпугивают потенциальных кандидатов завышенными  требованиями к навыкам и знаниям. Начинать составление объявлений о  вакансии нужно с проведения небольшого анализа тех задач, которые предстоит  решать специалисту. Требования к кандидатам полезно разделить на три категории: обязательные, желательные и нежелательные.

     Такой элементарный предварительный анализ помогает точнее составить объявление и значительно увеличивает шансы  на привлечение нужного кандидата. Иногда облегчить поиск помогает и понимание ситуации на рынке  труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Этапы отбора персонала

 

     Формирование  трудовых ресурсов начинается с их планирования. Процесс планирования включает в себя три этапа:

     Оценка  наличных ресурсов. На этом этапе руководство  должно определить, сколько человек  занято выполнением каждой операции. требующейся для реализации конкретной цели, определить качество труда своих  работников. Оценка будущих потребностей. На этом этапе осуществляется прогнозирование  численности персонала для реализации краткосрочных и перспективных  целей. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей, то есть выбор  средств для достижения целей. Программа  должна включать конкретный график и  мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей  организации. Следующим этапом планирования является прогнозирование численности  персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных  целей. Следует различать качественную и количественную потребность в  персонале. Оба эти вида потребности  в практике планирования численности  рассчитывают в единстве и взаимосвязи. Качественная потребность - потребность  по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к  персоналу. Общая потребность в  персонале находится суммированием  количественной потребности по отдельным  качественным критериям. Задача определения  количественной потребности в персонале  сводится к расчету необходимой  численности работников на определенный временной период. Определив свои будущие потребности, руководство  должно разработать программу их удовлетворения. Для того, чтобы  нанять соответствующих работников, руководство должно в деталях  знать, какие задачи они будут  выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством  анализа содержания работы.

     Этапы отбора персонала включают в себя несколько ступеней:

  1. Предварительный отбор, беседа.

       Работа  на этой ступени может быть организована различными способами. Чаще всего с  кандидатом беседует специалист отдела кадров. При этом на предприятиях применяются  некоторые общие правила беседы, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личных качеств.

  1. Заполнение анкеты.

       Количество  пунктов анкеты должно быть минимальным  и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность будущей работы претендента. Чтобы использовать анкету как метод отбора, специалист по кадрам должен сравнить каждый пункт анкеты с установленными критериями результативного отбора. Анкета должна составляться отдельно для каждого типа работы и организации.

Информация о работе Процесс комплектования кадров