Проблемы развития инновационного менеджмента в России и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что экономика развитых стран перешла к постиндустриальному типу, когда снижается число занятых на производстве и большая часть населения занята в сфере услуг. Одновременно говорят о формировании экономики знаний – т.е. экономика, где основными факторами являются знания и человеческий капитал.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Инновационный менеджмент и его задачи 4
Глава 2 Создание условий для инновационного развития на макроуровне 9
Глава 3 Пути развития инновационного менеджмента на фирме 17
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Подходы к приемам по управлению инновациями  зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть самыми разными.

     Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

     Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работы по выполнению намеченной программы действий, то есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

     Важным  этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы  действий.

     Не  менее важны анализ и оценка эффективности  приемов управления инновацией. При  анализе прежде всего выявляют: помогли  ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.

     Заключительным  этапом организации инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов управления инновацией.

     Зарубежный  опыт показывает, что главным фактором стабилизации и экономического развития является рост интеллектуального потенциала и научно-технологические инновации, применение которых значительно  изменяет объемы и качество производства.

     Инновации являются главным источником дохода и сверхприбылей наиболее развитых стран мира. При этом достигается  и другая, не менее важная цель –  сокращается экспорт невосполнимых  природных ресурсов. Ведь в отличие  от них источники научно-технического творчества неисчерпаемы. Так, к примеру, в США давно законсервированы многие источники сырьевых ресурсов, а экспорт наукоемкой продукции достигает более 80% его общего объема. При этом американский бизнес контролирует более 43% рынка интеллектуальной собственности всего мира.

     Наряду  с организационными мероприятиями  существенным фактором  для инновационного процесса являются подходящие люди. Подбор способных и склонных к новаторской  деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Содействовать развитию инновационных способностей предприятия может фирменная культура, которая поощряет инновационное поведение, придавая большое значение таким ценностям, как новаторство и творчество или терпимое отношение к неизбежным неудачам. Признаками фирменной культуры, благоприятной для инновационной деятельности, являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей, поощрение командной работы.

     Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые  организационно- технические и экономические условия для выхода предприятия на новые рубежи, по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпринимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности.

     Решение внутренних инновационных задач предприятия как производителя так или иначе носит подчиненный характер. Отсюда важной составной частью общей стратегии любого предприятия является его инновационная стратегия, определяющая направленность и содержание нововведений, адекватных потребностям и изменениям внешней среды, а в конечном счете интересам потребителя (покупателя, клиента).

     По  своей содержательной направленности стратегия инновационного развития носит прагматический характер. В  нем на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов.

     Единой  для всех предприятий модели инновационной стратегии не существует, равно как и единого универсального стратегии инновационного развития. Каждое предприятие, действующее в рыночной экономике, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического управления инновационным процессом является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для многих предприятий. Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, производимого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и других. В то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегии инновационного развития.16

     В итоге можно сделать вывод, что  главным фактором стабилизации и  экономического развития промышленного  производства является рост интеллектуального  потенциала и научно-технологических  инноваций, применение которых значительно изменит объемы и качество производства.

 

Заключение

           Инновации являются ключевым  фактором роста и развития  в современной экономике. В данной работе рассматривался инновационный менеджмент, его задачи и состояние и возможности инноваций в России. Можно прийти к следующим выводам:

    • В эпоху СССР (особенно в 1950-1960-х  гг.) уровень развития инноваций  был особенно высок, более того, в ряде сфер СССР была одним из лидеров, конкурируя в основном только с США. В результате ряда особенностей плановой экономики (в частности снижения мотивации, диспропорции экономики и т.д.) к 1980-м гг. инновационный потенциал значительно иссяк. В первой половине 1990х гг. во время перехода к рынку сфера НИОКР сильно  пострадала – государство сокращало все расходы, что привело к закрытию многих организаций, которые собственно и занимались инновационной деятельностью.

    • В 2000-х гг. наметилась некоторая активность. Во-первых, в целом росли объемы инвестиций, в том числе и в  инновации. Росло число патентов и лицензий, используемых передовых технологий, были созданы венчурные фонды. На высшем уровне также постоянно обсуждается необходимость повышения инновационного потенциала экономики, в частности создана Комиссия по высоким технологиям и инновациям, выбраны приоритетные сферы развития. Однако в реальности делается очень мало, приоритетов слишком много и ни один из них качественно не финансируется. Венчурных фондов слишком мало для потребностей российской экономики, более того – большинство из них иностранные. Плохо развито законодательство, в том числе и патентное и лицензионное. Предприятия также не стремятся инвестировать в инновации, поскольку они слишком рискованны. Это ведет к вероятности того, что Россия так и останется импортером технологий, что ставит ее в зависимое положение по сравнению с  развитыми странами.

    • Однако перспективы развития инноваций  огромны. Для обеспечения развития инновационной активности в России требуется: стимулировать создание венчурных фондов, организовывать бизнес-инкубаторы и научные парки, создавать государственно-частные партнерства, государство должно отобрать несколько наиболее важных приоритетов и инвестировать в них. Также следует провести пересмотр законодательства в области регулирования объектов интеллектуальной собственности, что у инвесторов появилось больше стимулов вкладываться в инновационные проекты.

    Таким образом, в целом в России невозможен переход на инновационные рельсы без активной поддержки и вмешательства  государства.

 

Список  литературы

 

   1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2004. - 400 с.

   2. Ильенкова С.Д. ,Гохберг Л.М., Кузнецов В.И. , Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002 – 67с.

   3. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

  1. Инновационный центр «Сколково» [Электронный ресурс] //http:i-gorod.com/
  2. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов/ http://institutiones.com/innovations/294-innovacii-investicii.html
  3. Полтерович В. «Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации»/ Вопросы экономики, №6, 2009. – с. 4-22.
  4. Инновации в России обрели новый импульс / http://rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2010/03/04/381682
  5. Харин А. А., Майборода В. П. «Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы» / www.aeer.cctpu.edu.ru/winn/db_reg/articles/74.doc
  6. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: ЗАО «издательство «Экономика», 2004. – 444 с.
  7. Электронный ресурс // http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0052/
  8. Электронный ресурс //. http://innovation-management.ru/osnovnye-ponyatiya
  9. Валадайцева С.В. Финансирование и кредитование инновационной деятельности. Учебное пособие. - С.-Пб. Изд-во С.-Пб университета, 2004 г. – 222 с.
  10. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб.: «Политехника», 2000 г. – 369 с.
  11. Голова А.П. Методика определения экономической эффективности мероприятий по НОТ. – М.: Экономика, 2005 г. – 215 с.
  12. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. - М.: «Институт социологии РАН», 2006 г. – 258 с.
  13. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. - №3 – 2005 г. – с. 14-20

Информация о работе Проблемы развития инновационного менеджмента в России и пути их решения