Проблемы развития инновационного менеджмента в России и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что экономика развитых стран перешла к постиндустриальному типу, когда снижается число занятых на производстве и большая часть населения занята в сфере услуг. Одновременно говорят о формировании экономики знаний – т.е. экономика, где основными факторами являются знания и человеческий капитал.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Инновационный менеджмент и его задачи 4
Глава 2 Создание условий для инновационного развития на макроуровне 9
Глава 3 Пути развития инновационного менеджмента на фирме 17
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

   Санкт-Петербургский государственный университет

   Экономический факультет

   Кафедра экономики предприятия и предпринимательства 
 
 

   Курсовая  работа 

Проблемы  развития инновационного менеджмента в  России и пути их решения. 
 
 
 
 

   Выполнил:

    студент дневного отделения

   группы ЭУП-21

   Игнатьев Андрей Леонидович. 
 
 
 

   Научный руководитель:

   Бляхман Л.С.

   д. э. н.,  профессор

   Оценка____________________ 

   ____________________

        (подпись) 
 
 
 
 
 

   Санкт-Петербург

   2011год 

Оглавление 
 

 

Введение

          В настоящее время общепризнанным  является тот факт, что экономика  развитых стран перешла к постиндустриальному  типу, когда снижается число занятых на производстве и большая часть населения занята в сфере услуг. Одновременно говорят о формировании экономики знаний – т.е. экономика, где основными факторами являются знания и человеческий капитал. Одной из ее ключевых характеристик является большая инновационная активность. В настоящее время в развитых странах огромные инвестиции вкладываются ежегодно в разработку и вывод на рынок инновационных продуктов. Скорость «устаревания» технологий резко выросла, соответственно жизненный цикл продуктов сократился. Всего два десятка лет назад в России, например, не было ПК и мобильных телефонов, сейчас с ПК сталкивается большая часть населения России, растет число пользователей Интернета, каждый третий россиянин имеет две SIM-карты. Можно приводить множество примеров того, как инновации быстро входят в современную жизнь.

          В связи с этим актуальным  становится вопрос исследования  состояния инновационной активности  в России и перспективы ее  развития, что и является целью  данной работы.

    В заключение работы приведены основные выводы. 

 

Глава 1  Инновационный  менеджмент и его  задачи

    Инновации в настоящее время являются ключевым фактором развития экономики, что связано  с переходом большинства стран  мира к постиндустриальной экономике. Основоположником теории инноваций считается Шумпетер Й., который разработал теорию предпринимательства. Специфическое содержание инновации составляют, по выражению основоположника теории инноваций Й.Шумпетера, «изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция управления изменениями»1. Это самый общий и широкий взгляд на инновации. С этой точки зрения под инновациями можно понимать «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности»2. Шумпетер выделил пять типичных изменений, которые можно считать инновациями:

              1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

              2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

              3. Использование нового сырья.

              4. Изменения  в организации  производства.

              5. Появление новых рынков сбыта.

        Примечательно, что Шумпетер считал  инновациями не только качественные изменения техники и технологии, но и изменения в организации производства.

        В настоящее время под инновациями  часто понимают «использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых  форм организации производства  и труда, обслуживания и управления»3

        При этом существуют различные  классификации инноваций (табл.1)

     

    Критерий     Виды  инноваций
  1. Степень новизны
 
 
  1. Объект  применения
 
 
 
  1. Масштаб охвата
 
 
 
  1. Эффективность
    а) радикальные (формируют новые направлениями  технологии) 

    б) улучшающие (улучшают старые разработки)

    а) продуктовые (ориентированы на производство новых товаров, услуг)

    б) технологические (новые технологии)

    в) процессные (создание и функционирование новых организационных структур)

    а) отраслевые

    б) межотраслевые

    в) региональные

    г) в рамках конкретной фирмы

    а) экономическая

    б) социальная

    в) экологическая

    г) интегральная

Таблица 1. Классификация инноваций

        Наиболее важными являются радикальные  инновации, наиболее новаторские  из них называются эпохальными  инновациями. Этот термин ввел в 1971 г. нобелевский лауреат Саймон Кузнец для обозначения переворотов, которые происходят раз в несколько столетий, приводят к глубочайшим трансформациям и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства.  Примерами эпохальных инноваций являются освоение скотоводства и земледелия, появление письменности, промышленный переворот XVIII в., появление ЭВМ, распространение глобализации.

    Управление  ииновациями в менеджменте получило название инновационный менеджмент. Существует несколько видов менеджмента, различающиеся друг от друга по выполняемым функциям:

  • Стратегический
  • Производственный
  • Маркетинг
  • Инновационный
  • Финансовый
  • Кадровый
  • Антикризисный
  • и другие

    Очень важную роль для развития современной  компании играет инновационный менеджмент.

    Основное  отличие инновационного менеджмента от других видов менеджмента заключается в наличии высоких рисков. К наиболее распространенным рискам относятся технологические,  коммерческие и финансовые риски:

  1. Технологические риски связаны с недостаточным уровнем развития техники для решения поставленных задач. Например, невозможно создать электромобиль без новейших систем батарей питания высокого качества.
  2. Коммерческие риски связаны с трудностью достижения приемлемого объема продаж и уровня рентабельности.
  3. Финансовые риски связаны с недостигаемостью окупаемости. То есть, даже если инновация будет полезна, есть риск, что вложенные средства не окупятся.

    Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.4

    В соответствии с этим определением инновационный  менеджмент обеспечивает:

    -  организацию строгого взаимодействия  между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели;

    -   концентрацию внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла;

    -  нахождение иди организацию разработки  интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций:

    -  организацию контроля хода работ  по всему инновационном циклу - от разработки продукта до сбыта продукции;

    -  периодическую оценку результатов  работы на отдельных этапах  как необходимое условие для  принятия решения о целесообразности продолжения пли прекращения работ по отдельным проектам.

    Для инновационного менеджмента, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии.

    Постановка  цели и выбор стратегии осуществляется в цикле в четыре этапа и на каждой стадии цикла решаются определенные задачи:5

    1.  Планирование: составление плана  реализации стратегии.

    2.  Определение условий и организация:  определение потребности в ресурсах  для реализации различных фаз  инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

    3.  Исполнение: осуществление исследований  и разработок, реализация плана.

    4.  Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление  опыта. Оценка эффективности инновационных  проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

    

    Рис. 1. Схема инновационного менеджмента6 

 

Глава 2 Создание условий для инновационного развития на макроуровне

 

    Несмотря  на то, что многие авторы в своих  публикациях и СМИ утверждают, что Россия переходит от плановой к рыночной экономике, инновационная экономика по своей природе остается плановой. Государство разрабатывает целевые программы (национальные проекты), в финансировании которых оно участвует, а крупный бизнес по сути является механизмом, который эти проекты реализует.

    Примером  такой плановой политики, а также  наиболее массштабным инновационным проектом государства сейчас можно считать создание инновационного центра “Сколково”. Основными направлениями развития в “Сколково” являются:

  • Информационные технологии
  • Ядерные технологии
  • Энергоэффективные технологии
  • Биомедицинские технологии
  • Космические технологии

    Исходя  из этого можно сказать, что инновационная  деятельность «Сколково» направлена на многие развивающиеся отрасли.

    В апреле 2011 года на получение финансирования в инновационном центре «Сколково» из 275 заявок были рассмотрены только 40, но гранты и финансовую поддержку получили 15 проектов.

    Помимо  «Сколково» в России функционирует  небольшое число инновационных компаний. Инновационная компания, как и любая коммерческая организация, создаются для целей получения прибыли за счет создания и продажи продукта (услуги, технологии) и, обычно на начальном этапе представляет собой узкоспециализированную структуру, собственниками которой являются изобретатели и инвесторы.

    Но  годы бурного экономического роста и крупных инвестиций не пошли на пользу технологическому прогрессу. За 2005-2009 гг. число предприятий, внедрявших инновации, сократилось. Из девяти мер, которые официальная статистика относит к инновационным, 17% компаний не предпринимали никаких, в 2005 году таких было 14%.7 Получается инноваторов стало почти на четверть меньше.

    К факторам, мешающим развитию инноваций  в России можно  отнести:

  1. То, что государство не вкладывает деньги в развитие инноваций
  2. Таможня ( например даже если Россия изготовит, допустим, микросхему за рубежом , то таможня может не позволить ввезти ее в Россию; а вывезти инновационные продукты из России почти вообще не возможно, и поэтому срываются выгодные контракты)8

    Бесспорно, Россия должна переходить на рельсы инновационной экономики. Рассмотрим особенности уровня распространения инноваций в России.

    В целом следует отметить, что уровень  инновационной активности в стране находится на крайне низком уровне. Это во многом связано и с тем, какое наследие оставил России СССР. Как известно, экономика СССР характеризовалась сильными диспропорциями: ВПК был гипертрофирован, поскольку его развитие было приоритетом для государства в годы «холодной войны», также были развиты тяжелая промышленность и добывающие отрасли. В 1950-1960-х гг. страна была одним из лидеров НТП – освоение космоса, оружие, ракеты, самолеты  и многое другое – во всех этих сферах СССР обладал высокой конкурентоспособностью. Во многом это связано с тем, что государство направляло значительные средства на научно-исследовательские разработки. Однако в «неприоритетные» отрасли инновационные продукты поступали в малых количествах, причем трудно было внедрить новые продукты или технологии. Причинами были как нежелание персонала переучиваться и вероятность появления безработицы (а советская власть ее отрицала), так и нежелание директоров внедрять инновации, поскольку это вело к снижению показателей, а значит предприятие не могло выполнить «план». Таким образом, уже в конце 1980-х гг. экономика характеризовалась упадком инноваций.

Информация о работе Проблемы развития инновационного менеджмента в России и пути их решения