Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что экономика развитых стран перешла к постиндустриальному типу, когда снижается число занятых на производстве и большая часть населения занята в сфере услуг. Одновременно говорят о формировании экономики знаний – т.е. экономика, где основными факторами являются знания и человеческий капитал.
Введение 3
Глава 1 Инновационный менеджмент и его задачи 4
Глава 2 Создание условий для инновационного развития на макроуровне 9
Глава 3 Пути развития инновационного менеджмента на фирме 17
Заключение 22
Список литературы 24
Санкт-Петербургский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра экономики
предприятия и предпринимательства
Курсовая
работа
Проблемы
развития инновационного
менеджмента в
России и пути их
решения.
Выполнил:
студент дневного отделения
группы ЭУП-21
Игнатьев
Андрей Леонидович.
Научный руководитель:
Бляхман Л.С.
д. э. н., профессор
Оценка____________________
____________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2011год
Оглавление
В настоящее время
В связи с этим актуальным
становится вопрос
В
заключение работы приведены основные
выводы.
Инновации в настоящее время являются ключевым фактором развития экономики, что связано с переходом большинства стран мира к постиндустриальной экономике. Основоположником теории инноваций считается Шумпетер Й., который разработал теорию предпринимательства. Специфическое содержание инновации составляют, по выражению основоположника теории инноваций Й.Шумпетера, «изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция управления изменениями»1. Это самый общий и широкий взгляд на инновации. С этой точки зрения под инновациями можно понимать «внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности»2. Шумпетер выделил пять типичных изменений, которые можно считать инновациями:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства.
5. Появление новых рынков сбыта.
Примечательно, что Шумпетер
В настоящее время под
При этом существуют различные
классификации инноваций (табл.
Критерий | Виды инноваций |
|
а)
радикальные (формируют новые б) улучшающие (улучшают старые разработки) а) продуктовые (ориентированы на производство новых товаров, услуг) б) технологические (новые технологии) в)
процессные (создание и функционирование
новых организационных а) отраслевые б) межотраслевые в) региональные г) в рамках конкретной фирмы а) экономическая б) социальная в) экологическая г) интегральная |
Таблица 1. Классификация инноваций
Наиболее важными являются
Управление
ииновациями в менеджменте
Очень важную роль для развития современной компании играет инновационный менеджмент.
Основное отличие инновационного менеджмента от других видов менеджмента заключается в наличии высоких рисков. К наиболее распространенным рискам относятся технологические, коммерческие и финансовые риски:
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.4
В соответствии с этим определением инновационный менеджмент обеспечивает:
-
организацию строгого
- концентрацию внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла;
-
нахождение иди организацию
-
организацию контроля хода
-
периодическую оценку
Для инновационного менеджмента, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии.
Постановка
цели и выбор стратегии
1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2.
Определение условий и
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4.
Руководство: контроль и
Рис.
1. Схема инновационного менеджмента6
Несмотря на то, что многие авторы в своих публикациях и СМИ утверждают, что Россия переходит от плановой к рыночной экономике, инновационная экономика по своей природе остается плановой. Государство разрабатывает целевые программы (национальные проекты), в финансировании которых оно участвует, а крупный бизнес по сути является механизмом, который эти проекты реализует.
Примером такой плановой политики, а также наиболее массштабным инновационным проектом государства сейчас можно считать создание инновационного центра “Сколково”. Основными направлениями развития в “Сколково” являются:
Исходя из этого можно сказать, что инновационная деятельность «Сколково» направлена на многие развивающиеся отрасли.
В апреле 2011 года на получение финансирования в инновационном центре «Сколково» из 275 заявок были рассмотрены только 40, но гранты и финансовую поддержку получили 15 проектов.
Помимо «Сколково» в России функционирует небольшое число инновационных компаний. Инновационная компания, как и любая коммерческая организация, создаются для целей получения прибыли за счет создания и продажи продукта (услуги, технологии) и, обычно на начальном этапе представляет собой узкоспециализированную структуру, собственниками которой являются изобретатели и инвесторы.
Но годы бурного экономического роста и крупных инвестиций не пошли на пользу технологическому прогрессу. За 2005-2009 гг. число предприятий, внедрявших инновации, сократилось. Из девяти мер, которые официальная статистика относит к инновационным, 17% компаний не предпринимали никаких, в 2005 году таких было 14%.7 Получается инноваторов стало почти на четверть меньше.
К факторам, мешающим развитию инноваций в России можно отнести:
Бесспорно, Россия должна переходить на рельсы инновационной экономики. Рассмотрим особенности уровня распространения инноваций в России.
В целом следует отметить, что уровень инновационной активности в стране находится на крайне низком уровне. Это во многом связано и с тем, какое наследие оставил России СССР. Как известно, экономика СССР характеризовалась сильными диспропорциями: ВПК был гипертрофирован, поскольку его развитие было приоритетом для государства в годы «холодной войны», также были развиты тяжелая промышленность и добывающие отрасли. В 1950-1960-х гг. страна была одним из лидеров НТП – освоение космоса, оружие, ракеты, самолеты и многое другое – во всех этих сферах СССР обладал высокой конкурентоспособностью. Во многом это связано с тем, что государство направляло значительные средства на научно-исследовательские разработки. Однако в «неприоритетные» отрасли инновационные продукты поступали в малых количествах, причем трудно было внедрить новые продукты или технологии. Причинами были как нежелание персонала переучиваться и вероятность появления безработицы (а советская власть ее отрицала), так и нежелание директоров внедрять инновации, поскольку это вело к снижению показателей, а значит предприятие не могло выполнить «план». Таким образом, уже в конце 1980-х гг. экономика характеризовалась упадком инноваций.
Информация о работе Проблемы развития инновационного менеджмента в России и пути их решения