Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа
Целью данной работы является анализ процесса и оптимизация формирования и реализации конкурентной стратегии предприятия. Задачи работы:
рассмотреть понятие и виды конкурентных стратегий;
проанализировать проблему выбора конкурентной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации;
исследовать проблемы выработки конкурентной стратегии.
Введение 5
1.Понятие и сущность конкурентной стратегии, её роль и значение в иерархии стратегий организации 7
2. Виды конкурентных стратегий 11
3. Практическая часть 17
4. Разработка конкурентной стратегии компании 27
Заключение 33
Список использованных источников 34
С учетом сказанного нами была сформирована классификационная модель конкурентных стратегий организаций, определены особенности процесса разработки и реализации конкурентных стратегий.
Один из основных подходов к выбору конкурентных стратегий основан на оценке конкурентоспособности фирмы и планировании ее конкурентного статуса. Данный подход разработан М. Портером.
Исследователь выделили три базовые конкурентные стратегии, обладающие универсальной применимостью, с помощью которых фирма может обеспечить себе конкурентные преимущества. Стратегия лидерства (доминирования) по издержкам, представляющая собой первую базовую конкурентную стратегию, позволяет добиваться себестоимости продукции меньшей, чем у конкурента, за счет внутренних преимуществ, а также использования организационных и производственных «ноу-хау». Второй базовой конкурентной стратегией по М. Портеру является стратегия дифференциация продукции. Дифференциация продукции ориентирована на покупателей, готовых заплатить больше, но за более высокое качество или за более широкий выбор потребительских качеств товара. Дифференциация может быть горизонтальной и вертикальной. Фокусирование представляет собой сосредоточение усилий на каком-либо сегменте рынка (потребительской нише), характеризующемся особыми потребностями, с целью лучшего чем у конкурентов, их удовлетворения. Фокусирование является третьей базовой конкурентной стратегией, согласно подходу, предложенному М. Портером. Эта стратегия может основываться на дифференциации, либо на лидерстве по издержкам, либо на том и другом, но в рамках целевого сегмента рынка [4,с.73].
Для обеспечения конкурентного преимущества фирма должна сосредоточиться только на одной базовой конкурентной стратегии. М. Портер указывает, что самая большая стратегическая ошибка состоит в том, чтобы попытаться использовать все базовые стратегии одновременно.
В литературе распространение
получил также и «
Другим важным критерием, на основе которого могут быть классифицированы конкурентные стратегии, является доля рынка, принадлежащая организации. Так, Ф. Котлер выделяет четыре типа конкурентной стратегии: стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и аутсайдера («нишера»). Г. Л. Азоев впоследствии успешно дополнил содержание этих конкурентных стратегий с учетом особенностей российской экономики, характеризующейся высоким уровнем турбулентности (нестабильности).
Лидер рынка, занимающий доминирующую позицию, может использовать в своей деятельности следующий набор стратегий: расширение первичного спроса, оборонительную, наступательную, а также стратегию демаркетинга. Стратегия расширения первичного спроса направлена на обнаружение новых потребителей товара. Считается, что, расширяя таким образом базовый рынок, лидер приносит пользу всей совокупности конкурентов, действующих на рынке. Стратегии «бросающего вызов» сможет придерживаться в своей деятельности фирма, не занимающая доминирующие позиции. Данная компания может либо предпочесть стратегию следования за лидером, либо стратегию атаки лидера. Выделяют два вида атаки: фронтальную и фланговую. Фронтальная заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Фланговая предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен.
«Следующий за лидером» - конкурент с небольшой долей рынка, выбирающий адаптивное поведение и согласовывающий свои решения с решениями, принятыми конкурентами. Подобное поведение чаще всего имеет место на олигополистическом рынке, когда возможности дифференциации малы, а перекрестная эластичность по ценам очень высока, так что каждый конкурент стремится избежать борьбы, которая может нанести ущерб всем фирмам.
«Специалист» (аутсайдер, «нишер») интересуется только одним или несколькими сегментами, а не рынком в целом- Такая конкурентная стратегия совпадает с одной из базовых стратегий бизнеса - стратегией концентрации.
Одним из важнейших признаков классификации конкурентных стратегий следует признать размер предприятия. Крупные фирмы, в отличие от малых, имеют возможность осуществления массового стандартизованного производства, а также расширения сферы своей деятельности. Однако пропорционально росту размеров компании снижается ее гибкость. Таким образом, доминирующей стратегией крупных компаний можно считать стратегию обслуживания массового спроса. Главное достоинство стандартных товаров состоит в возможности организовать их эффективное производство.
Средние по размерам
предприятия могут успешно
3. Практическая часть
ООО «Промприбор» - торговая фирма по продаже автомобилей и запчастей, зарегистрирована 10.06.02. Компания является официальным дилером компании «ИЖ-Авто». Виды деятельности, осуществляемые данным предприятием представлены в табл.1.
Таблица 1 - Услуги, оказываемые ООО «Промприбор»
Продажа товаров | |
Автомобили |
ИЖ ODA, FABULA Москвич, ВАЗ |
Запчасти (продажа, установка) | |
Услуги | |
Ремонт, техобслуживание |
Регулировка колес, жестяные, малярные работы, ремонт двигателей, коробок передач, ремонт автоэлектрики, карбюраторов Гарантийное, послепродажное
обслуживание автомобилей ИЖ, продажа,
установка автозвука и |
Подразделения | |
Магазин |
Запасные части ТО и Р ИЖ, Москвич |
СТО, сервисный центр, мастерские |
Управлением предприятия в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.
В статусе официального дилера ООО «Промприбор» выполняет следующие функции:
Основные технико-
Балансовая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим годом сократилась на 36,9% и составила 10446 тыс. руб. Данное изменение связано со значительным ростом внереализационных расходов.
Рост численности работников приводит, как говорилось выше, к повышению производительности труда, и как следствие, увеличивается объём товарной продукции (+6,07%) и выручка от продаж (+16,6%) это свидетельствует о расширении сферы деятельности и о наличии перспектив дальнейшего развития.
Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Промприбор»
Показатель |
2009 |
2010 |
Темп роста,% |
Выручка от продажи, тыс. руб. |
110889 |
129338 |
116,6 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
91951 |
120232 |
130,8 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
18938 |
9107 |
48,1 |
Затраты в рублях на рубль реализованной продукции, руб. |
0,83 |
0,93 |
112,1 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
16549 |
10446 |
63,1 |
Объем товарной продукции, тонн |
103064 |
109324 |
106,07 |
Среднесписочная численность, чел. в т. ч. рабочих, чел. |
264 185 |
342 201 |
121,4 108,65 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
12418 |
20334 |
163,7 |
Выплаты социального характера, тыс. руб. |
500,4 |
744,2 |
148,7 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
2843 |
3366 |
118,39 |
Ввод новых основных фондов, тыс. руб. |
8310 |
3114 |
37,5 |
Чистые активы, тыс. руб. |
29144 |
35046 |
120,3 |
Среднесписочная
численность персонала ООО «
Информация о работе Проблемы разработки и реализации конкурентных стратегий