Проблемы разработки и реализации конкурентных стратегий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ процесса и оптимизация формирования и реализации конкурентной стратегии предприятия. Задачи работы:
рассмотреть понятие и виды конкурентных стратегий;
проанализировать проблему выбора конкурентной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации;
исследовать проблемы выработки конкурентной стратегии.

Оглавление

Введение 5
1.Понятие и сущность конкурентной стратегии, её роль и значение в иерархии стратегий организации 7
2. Виды конкурентных стратегий 11
3. Практическая часть 17
4. Разработка конкурентной стратегии компании 27
Заключение 33
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

конкурент.стратег..doc

— 209.50 Кб (Скачать)

С учетом сказанного нами была сформирована классификационная  модель конкурентных стратегий организаций, определены особенности процесса разработки и реализации конкурентных стратегий.

Один из основных подходов к выбору конкурентных стратегий основан на оценке конкурентоспособности фирмы и планировании ее конкурентного статуса. Данный подход разработан М. Портером.

Исследователь выделили три базовые конкурентные стратегии, обладающие универсальной применимостью, с помощью которых фирма может обеспечить себе конкурентные преимущества. Стратегия лидерства (доминирования) по издержкам, представляющая собой первую базовую конкурентную стратегию, позволяет добиваться себестоимости продукции меньшей, чем у конкурента, за счет внутренних преимуществ, а также использования организационных и производственных «ноу-хау». Второй базовой конкурентной стратегией по М. Портеру является стратегия дифференциация продукции. Дифференциация продукции ориентирована на покупателей, готовых заплатить больше, но за более высокое качество или за более широкий выбор потребительских качеств товара. Дифференциация может быть горизонтальной и вертикальной. Фокусирование представляет собой сосредоточение усилий на каком-либо сегменте рынка (потребительской нише), характеризующемся особыми потребностями, с целью лучшего чем у конкурентов, их удовлетворения. Фокусирование является третьей базовой конкурентной стратегией, согласно подходу, предложенному М. Портером. Эта стратегия может основываться на дифференциации, либо на лидерстве по издержкам, либо на том и другом, но в рамках целевого сегмента рынка [4,с.73].

Для обеспечения  конкурентного преимущества фирма  должна сосредоточиться только на одной  базовой конкурентной стратегии. М. Портер указывает, что самая большая стратегическая ошибка состоит в том, чтобы попытаться использовать все базовые стратегии одновременно.

В литературе распространение  получил также и «биологический» подход к классификации конкурентных стратегий, согласно которому существуют следующие четыре стратегии конкуренции на товарном рынке:

  1. Виолентная («силовая») стратегия - стратегия доминирования на рынке, она ориентирована на высокую производительность и снижение издержек производства, а следовательно, и снижение цены реализации.
  2. Патиентная (нишевая) стратегия - стратегия, основанная на выпуске ограниченного количества продукции высокого качества. Фирмы, придерживающиеся такой стратегии, стремятся уклониться от соперничества с ведущими компаниями и найти на рынке собственную нишу, недоступную для виолентов.
  3. Коммутантная (приспособительная, соединяющая) стратегия-стратегия, направленная на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему, кратковременных, часто меняющихся потребностей. По мнению исследователей, именно коммутантная стратегия преобладает среди новых российских частных фирм.
  4. Эксплерентная (пионерская) стратегия - стратегия, ориентирующая на радикальные нововведения и создание новых потребностей и спроса на принципиально новые товары. Такая стратегия свойственна постиндустриальной эпохе и предпринимательской реакции на изменения на рынке. Реализовать ее могут фирмы, имеющие высокий научно-технический потенциал и предпринимательский стиль поведения [4,с.108].

Другим важным критерием, на основе которого могут быть классифицированы конкурентные стратегии, является доля рынка, принадлежащая организации. Так, Ф. Котлер выделяет четыре типа конкурентной стратегии: стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и аутсайдера («нишера»). Г. Л. Азоев впоследствии успешно дополнил содержание этих конкурентных стратегий с учетом особенностей российской экономики, характеризующейся высоким уровнем турбулентности (нестабильности).

Лидер рынка, занимающий доминирующую позицию, может использовать в своей деятельности следующий набор стратегий: расширение первичного спроса, оборонительную, наступательную, а также стратегию демаркетинга. Стратегия расширения первичного спроса направлена на обнаружение новых потребителей товара. Считается, что, расширяя таким образом базовый рынок, лидер приносит пользу всей совокупности конкурентов, действующих на рынке. Стратегии «бросающего вызов» сможет придерживаться в своей деятельности фирма, не занимающая доминирующие позиции. Данная компания может либо предпочесть стратегию следования за лидером, либо стратегию атаки лидера. Выделяют два вида атаки: фронтальную и фланговую. Фронтальная заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Фланговая предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен.

«Следующий за лидером» - конкурент с небольшой долей рынка, выбирающий адаптивное поведение и согласовывающий свои решения с решениями, принятыми конкурентами. Подобное поведение чаще всего имеет место на олигополистическом рынке, когда возможности дифференциации малы, а перекрестная эластичность по ценам очень высока, так что каждый конкурент стремится избежать борьбы, которая может нанести ущерб всем фирмам.

«Специалист» (аутсайдер, «нишер») интересуется только одним или несколькими сегментами, а не рынком в целом- Такая конкурентная стратегия совпадает с одной из базовых стратегий бизнеса - стратегией концентрации.

Одним из важнейших  признаков классификации конкурентных стратегий следует признать размер предприятия. Крупные фирмы, в отличие от малых, имеют возможность осуществления массового стандартизованного производства, а также расширения сферы своей деятельности. Однако пропорционально росту размеров компании снижается ее гибкость. Таким образом, доминирующей стратегией крупных компаний можно считать стратегию обслуживания массового спроса. Главное достоинство стандартных товаров состоит в возможности организовать их эффективное производство.

Средние по размерам предприятия могут успешно функционировать, если будут придерживаться нишевой  специализации, при этом они могут  выбрать один из четырех видов  стратегии роста: сохранения; «поиска захватчика»; лидерства в нише; выхода за рамки ниши. В конкурентной борьбе с крупными фирмами мелкие организации могут использовать свои главные преимущества: гибкость и мобильность. М.И. Кныш выделяет следующие стратегии малых фирм (цель использования данных стратегий состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать свои преимущества):

  1. деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только малым бизнесом;
  2. стратегию копирования;
  3. стратегию оптимального размера (стратегия заключается в освоении мелкомасштабных и специализированных рынков, т.е. тех областей деятельности, в которых крупное производство неэффективно, а оптимальным является малое предприятие);
  4. стратегию участия в продукте крупных фирм, или стратегию интеграции (организация выполняет функции субпоставщика несложных деталей или полуфабрикаты для более крупной компании (виолента или патиента));
  5. стратегию использования преимуществ крупной фирмы (мелкое предприятие сотрудничает с крупным на условиях товарного, производственного или делового франчайзинга) [3,с.122].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая часть

 

 

        ООО «Промприбор» - торговая фирма по продаже автомобилей и запчастей, зарегистрирована 10.06.02. Компания является официальным дилером компании «ИЖ-Авто». Виды деятельности, осуществляемые данным предприятием представлены в табл.1.

 

Таблица 1 - Услуги, оказываемые ООО «Промприбор»

Продажа товаров 

Автомобили 

ИЖ ODA, FABULA

Москвич, ВАЗ 

Запчасти (продажа, установка)

Услуги 

Ремонт, техобслуживание

Регулировка колес, жестяные, малярные работы, ремонт двигателей, коробок передач, ремонт автоэлектрики, карбюраторов

Гарантийное, послепродажное обслуживание автомобилей ИЖ, продажа, установка автозвука и сигнализаций

Подразделения

Магазин

Запасные части

ТО и Р  ИЖ, Москвич

СТО, сервисный  центр, мастерские


 

 

Управлением предприятия  в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.

В статусе официального дилера ООО «Промприбор» выполняет следующие функции:

  • обеспечивает развитие взаимосвязей с потребителями товаров;
  • выполняет работу по покупке или продаже товаров оптом;
  • изучает конъюнктуру и тенденции развития рынка, цены и спрос на товары и предоставляемые услуги;
  • выясняет запросы и мнения потребителей о них.
  • разъясняет покупателям преимущества определенного вида товаров или услуг в сравнении с аналогичными им;
  • подготавливает необходимые документы по купле-продаже, на получаемые и отправляемые товары, а также для заключения договоров с юридическими и физическими лицами;
  • анализирует информацию о надежности клиентов и компаний, участвующих в инвестиционной деятельности, особенности и ожидаемые изменения товарного и финансового рынков, консультирует клиентов о состоянии и перспективах их развития;
  • способствует сокращению сроков реализации товаров и предоставления услуг, увеличению объема продаж, числа клиентов, в том числе постоянных, систематически обращающихся за товаром либо услугой, улучшению качества обслуживания клиентов, расширению услуг, сокращению транспортных затрат;
  • изучает поступающие жалобы на продаваемый товар и предоставляемые услуги, принимает меры по предупреждению их возникновения, а также случаев причинения клиентам материального ущерба;
  • обеспечивает соблюдение действующих стандартов и норм по организации хранения, сбыта и транспортировки товара, а также принятие мер по совершенствованию (ускорению) сбытовых операций;
  • участвует в организации рекламы, пропаганде достоинств продаваемого товара, его потребительских свойств, преимуществ предлагаемых услуг, в подготовке образцов товаров, описаний услуг.

Основные технико-экономические  показатели для анализируемого предприятия  представлены в таблице 2.

Балансовая  прибыль в отчетном году по сравнению  с предыдущим годом сократилась  на 36,9% и составила 10446 тыс. руб. Данное изменение связано со значительным ростом внереализационных расходов.

Рост численности  работников приводит, как говорилось выше, к повышению производительности труда, и как следствие, увеличивается  объём товарной продукции (+6,07%) и  выручка от продаж (+16,6%) это свидетельствует о расширении сферы деятельности и о наличии перспектив дальнейшего развития.

 

Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Промприбор»

Показатель

2009

2010

Темп роста,%

Выручка от продажи, тыс. руб.

110889

129338

116,6

Себестоимость продаж, тыс. руб.

91951

120232

130,8

Прибыль от реализации, тыс. руб.

18938

9107

48,1

Затраты в рублях на рубль реализованной продукции, руб.

0,83

0,93

112,1

Балансовая  прибыль, тыс. руб.

16549

10446

63,1

Объем товарной продукции, тонн

103064

109324

106,07

Среднесписочная численность, чел.

в т. ч. рабочих, чел.

264

185

342

201

121,4

108,65

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

12418

20334

163,7

Выплаты социального  характера, тыс. руб.

500,4

744,2

148,7

Среднемесячная  заработная плата, руб.

2843

3366

118,39

Ввод новых  основных фондов, тыс. руб.

8310

3114

37,5

Чистые активы, тыс. руб.

29144

35046

120,3


 

Среднесписочная численность персонала ООО «Промприбор» возросла на 21,4% по сравнению с предыдущим годом и в отчетном году составила 442 чел. Это изменение оказало соответствующее влияние на фонд оплаты труда: он увеличился с 12418 тыс. руб. в предыдущем году до 20334 тыс. руб., т.е. на 63,7%. При этом видно, что фонд оплаты труда растет опережающими темпами по сравнению со среднесписочной численностью персонала (163,7% и 121,4%, соответственно). Это связано с тем, что на предприятии используется сдельная форма оплаты труда применительно к производственным рабочим. Следовательно, рост объемов производства повлек за собой соответствующее увеличение заработной платы.

Информация о работе Проблемы разработки и реализации конкурентных стратегий