Проблема разработки и внедрения оптимальных и наиболее эффективных управленческих решений, в сфере торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проблема разработки и внедрения оптимальных и наиболее эффективных управленческих решений, в сфере торговли.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Определение сущности понятия и принципов управленческих решений.

Файлы: 1 файл

курсовая УР.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого  решения является то, что оно принимается  при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.

Руководителям различных  предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных  действий для того, чтобы найти  оптимальное решения, для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Процесс принятия решений  — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

Принятие управленческого  решения – это выбор того, как  и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации.

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый день в организации принимается множество решений, как крупных, так и мелких, и очень важно, чтобы эти решения принимались наиболее эффективно, наиболее качественно и рационально. Принятие того или иного решения, в конечном счете, играет очень большую роль, конечно, может на первый взгляд показаться, что какие-нибудь мелкие решения не имеют определяющего значения, но на самом деле их совокупный вес, не менее велик, чем у более крупных решений, поэтому необходимо чтобы все управленческие решения в организации принимались наиболее эффективно.

Целью данной работы является проблема разработки и внедрения оптимальных и наиболее эффективных управленческих решений, в сфере торговли.

В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  1. Определение сущности понятия и принципов управленческих решений.
  2. Рассмотрение алгоритма выработки оптимального управленческого решения.
  3. Изучение особенностей разработки и принятия оптимальных управленческих решений в сфере торговли.
  4. Рассмотрение на примере ООО «Обувь» принятие оптимальных управленческих решений в торговых организациях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

При написании работы были использованы научные и учебные  издания по менеджменту, материалы периодических изданий, посвященные вопросам теории принятия и внедрения управленческих решений в различных организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность понятия и принципы управленческих решений

 

1.1. Сущность понятия  и характеристики управленческого решения

 

Важнейшим резервом повышения  эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.

Понятие «решение» в  современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат  выбора. Основная причина неоднозначной трактовки этого понятия заключается в том, что каждый раз в него вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований [7;134].

Принятие решений –  составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.[3;87]

М. Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь, и отмечают, что фактическое число этапов определяется самой проблемой. Данный процесс можно проследить на рисунке 1.1




 



 

 

Рисунок 1.1- Процесс принятия решений.

 

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [2;34].

Решение как процесс  характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько  этапов. В связи с этим здесь  уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений, о чем будет подробнее сказано в Главе 2. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.

Решение как результат  выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Также решение есть некоторый  процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначение волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант [1;156].

Управленческое решение  предполагает предварительное осознание целей и средств действия. Осознание — это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это — не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана, и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.

Решение является одним  из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как он формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Наибольший интерес  представляет процесс принятия и  реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

Подводя итоги всего  изложенного выше, нужно сказать, что под управленческим решением  понимается:

  • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • конечный результат постановки и выработки управленческого решения.

 

1.2 Принципы принятия оптимального управленческого решения

 

Особое значение имеет  проблема эффективности принятого  решения. Любое управленческое решение  имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно. Эффективность  решения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. В теории менеджмента особо выделяют два из них: 1) качество решения, которое в свою очередь связано с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация, а также с учетом возможностей исполнителей решения; 2) степень принятия этого решения людьми. Если один из факторов стремится к минимуму, эффективность решения падает. Высокая степень фактора качества будет обеспечиваться в том случае, если решение отвечает требованиям, предъявляемым к управленческим решениям. Они следующие:

• целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных инновационных  целей;

• иерархическая субординация: решения менеджера должны соответствовать  делегированным ему полномочиям;

• обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование рациональности;

• адресность: решения  должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного  исполнителя и ограничены по времени;

• обеспеченность: решения  должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения;

• директивность: решения  должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер.

Качество управленческого  решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного  потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. В современных сложных и быстро меняющихся условиях большинство управленческих решений требуют высокой степени принятия их людьми. С большой вероятностью спрогнозировать эффективность принятого решения можно, зная принципы, которые лежат в основе процедуры принятия управленческого решения. Наиболее распространенные — это принцип единоначалия, принцип единогласия, принцип большинства и принцип консенсуса. Остановимся на каждом из них.

Принцип единоначалия. Решение принимается единолично. Оно может быть эффективным, если оценивается как качественное (высокое "К"). Но часто единоличные решения принимают менеджеры с авторитарным стилем поведения, которые предпочитают командовать и приказывать. Поэтому при выполнении решения возникает напряженность, а межличностные отношения характеризуются повышенной конфликтностью. Принцип единогласия. Это безоговорочная поддержка выдвигаемой альтернативы. Единогласие имеет место при отсутствии "коалиции" или противоборствующих групп, для организации единогласие — довольно опасный симптом, свидетельствующий об ослаблении демократического стиля мышления. Принцип большинства. Он вводится в действие, когда в процессе выработки решения соперничают разные мнения. В связи с этим при принятии решения прибегают к голосованию. Нередко для принятия решения достаточно простого большинства, иногда по некоторым принципиальным вопросам утверждается норма. Нельзя сказать, что использование этого принципа обеспечивает принятие высококачественного решения. Ведь нет гарантии, что большинство отстаивает лучшую альтернативу. Истории известно немало случаев, когда смелые прогрессивные идеи отдельных людей поначалу вообще никто не принимал всерьез. Принцип консенсуса. Появление данного принципа связано с рядом факторов. Во-первых, это углубление процессов демократизации управления.   В условиях плюрализма мнений нельзя подавлять какую-то группу лиц или отдельных людей, представляющих свои видения решаемых проблем. Во-вторых — это возрастание информационных потоков и усложнение технико-экономических условий принятия решений. И то, и другое требует бережного отношения к каждой идее, неподдельного внимания к каждому человеку. На практике все это реализуются путем много- плановых согласований между отдельными людьми и группами по поводу значимых и "незначимых" проблем, связанных с принятием решения. Консенсус — это согласование всех спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений. Оно достигается путем взаимных обсуждений и консультаций, а также путем применения различных методик рационализации выдвигаемых альтернатив. для этой цели используется целый арсенал специальных приемов: "мозговая атака", "синектика", "интервью", "групповая работа" и т.д. В японском бизнесе для этих целей служит метод "ринги". Метод "ринги". Термин "ринги" в "Большом японо-русском словаре" трактуется как "получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания". Процедура "ринги" состоит из ряда этапов. Первый этап — руководство фирмы совместно с привлеченными специалистами выдвигает общие соображения на проблему, по которой должно быть принято решение. Например: "Начать выпуск принципиально нового двигателя". Второй этап — передача проблемы "вниз" — в секцию, где организуется работа над проектом. Третий этап — "нэмаваси", буквально "обрубание корней", т.е. детальное согласование с исполнителями по всем пунктам готовящегося проекта. В сущности — это "сглаживание углов", т.е. ослабление разногласий, отсечение противоположных точек зрения. Подобно тому, как при пересадке дерева садовник проделывает подготовительную работу, обрубая торчащие далеко в сторону корни, принятие решения предваряется обсуждением проблемы всеми заинтересованными лицами и выработкой согласованного подхода к ее решению. Четвертый этап — проведение целенаправленных совещаний и конференций, на которых обсуждается конкретный путь решения проблемы. Пятый этап — доработка документа, который называется "рингисе", визирование его исполнителями (каждый должен поставить свою печатку), утверждение документа руководством фирмы. В Японии процедуру "ринги" относят к проявлениям управленческой философии, проповедующей предусмотрительность, осторожность, коллективную ответственность. И хотя в японской печати можно встретить критику в адрес процедуры за ее чрезмерную громоздкость за то, что "рингисе" часто перегружает каналы информации, об отказе от ее использования нет и речи. В обозримом будущем японцы от "ринги" не откажутся. Они считают, что "ринги" помогает им учитывать весь спектр мнений по разрабатываемым проблемам, поэтому выбрасывать за борт какое-либо даже не очень значительное мнение — это слишком большая роскошь. Эффективное принятие решений — это одно из важных условий эффективного существования и развития организации. Сегодня существует научная дисциплина — теория принятия решений, которая предлагает арсенал современных методов и технологий разработки управленческих решений. В настоящее время использование современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя. В острой конкурентной борьбе выживают и добиваются успеха те организации, в которых руководство владеет умением принимать эффективные решения, используя дополнительные возможности, которые дают современные технологии принятия управленческих решений.

 

1.3 Процесс выработки и принятия оптимального управленческого решения

 

Процесс принятия решений  — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения [14;133]

Принятие решений является основой управления.

Выработка и принятие решений – это творческий процесс  в деятельности руководителя любого уровня, включающий:

-выработку и постановку цели;

-изучение проблемы  на основе полученной информации;

-выбор и обоснование  критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого  решения;

-обсуждение со специалистами  различных вариантов решения  проблемы (задачи);

-выбор и формулирование  оптимального решения;

-принятие решений;

-конкретизация решения  для его исполнителей.

Технология менеджмента  рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий  из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческих решений проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а  также выявляются и формулируются  проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляются контроль за ходом его выполнения; вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Наиболее целостное и наглядное представление о процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования, (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 1.3 Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческих решений

Информация о работе Проблема разработки и внедрения оптимальных и наиболее эффективных управленческих решений, в сфере торговли