Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:19, курсовая работа
Согласно ГОСТ 15467-79 ''Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения'' –''качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих определенные потребности в соответствии с назначением''[6]. Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.
Введение……………………………………………….3
Глава1. Качество и конкурентоспособность продукции.
§ 1.Понятие качества. Система показателей качества………………………………………………..6
§ 2. Управление качеством…………………………...14
2.1. Отечественный опыт в управлении качеством..16
2.2.Международные стандарты. Управление качеством в США, Японии…………………………..19
§ 3.Качество и конкурентоспособность, соотношение понятий………………………………………………..26
§ 4.Методы анализа и управления качеством продукции…………………………………………….31
Глава 2. Проблема поддержания качества и конкурентоспособности продукции на российских предприятиях…………………………………………38
Заключение …………………………………………..50
Список литературы…………………………………..53
Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран. Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах являются: оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям международного разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной конкуренции; мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.
В настоящее время главной задачей отечественной экономики в
XXI в. является рост конкурентоспособности за счет роста качества, что отражается в концепции национальной политики. На сегодняшний день эта задача не решена[26]. В стране производится и потребляется в значительной степени не качественная, а конкурентоспособная продукция [27], и в связи с этим правительству России нужно построить свою политику таким образом, чтобы стимулировать производителя выпускать не только конкурентоспособную, но и качественную продукцию.
§4. Методы анализа и управления качеством продукции.
Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 г. Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино девять достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости – совершенствовать их. Среди них рассматривают :
1) построение схемы процесса ;
2) контрольный листок ;
3) мозговая атака
4) диаграмма Парето;
5) причинно-следственная диаграмма(диаграмма Исикавы);
6) временной ряд ;
7) гистограмма ;
8) диаграмма рассеяния (корреляционное поле);
9) контрольная карта.[28]
Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта и т.п.)является графическим изображением последовательных стадий процесса, дает представление о программе и может быть полезной для понимания взаимосвязей стадий процесса.
Рис.3.Схема процесса
При изучении процесса строят фактическую и оптимальную схемы его протекания, сравнивают их, находят отличия и потенциальные источники помех и трудностей. По результатам изучения разрабатывают мероприятия по улучшению процесса.
Контрольный листок (таблица проверок ) представляет собой информацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты бракованных изделий.
Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно короткое время, и может осуществляться двумя путями :
1) упорядоченно - каждый член группы подает идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей. Однако здесь присутствует некоторый элемент давления, что может помешать формированию идеи ;
2) неупорядоченно – члены группы просто подают идеи по мере того , как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера.
При этом необходимо придерживаться следующих правил :
никогда не критиковать чужие идеи. Записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи;
каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня о предстоящей мозговой атаке;
заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не редактируя их ;
делать все быстро ,лучше всего проводить мозговую атаку за 5-15 мин.
Анализ Парето применяется во множестве ситуаций, и без сомнения – в решении проблем качества. Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето. Диаграмма Парето применяется, когда требуется представить относительную важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки для решения проблем ,проследить за результатом или определить основную причину проблемы. Диаграмма Парето – это особая форма вертикального столбикового графика, которая помогает определить какие имеются проблемы, и выбрать порядок их решения. Построение диаграммы Парето основано на информации из контрольных карт или других источников. Диаграмма помогает ранжировать факторы, достигать высоких результатов при минимальных затратах.
Диаграмма Парето – графический метод ранжирования факторов. Ранжирование можно осуществлять с применением корреляционно-регрессионного анализа, метода анализа структуры, экспертного метода[29]. Порядок построения диаграммы Парето:
выбор проблем (факторов ,показателей и т.п.),которые необходимо проанализировать;
ранжирование проблем;
выбор критерия сравнения и периода для анализа;
построение диаграммы нарастающим итогом слева направо;
анализ диаграммы и разработка мероприятий по улучшению важнейших факторов.
Рис.4.Даграмма Парето для анализа причин брака конкретной детали.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма ''рыбий скелет'') является результатом структуризации проблемы.
Рис.5.Причинно-следственная диаграмма уровня конкурентоспособности товара:
1-качество товара;2-качество сервиса товара у его потребителя;3-цена товара;4-затраты на эксплуатацию товара за его нормативный срок службы;1.1,1.2 и т.д.- показатели качества товара
Гистограмма-кривая ,построенная по крайним верхним точкам разброса статистических данных относительно среднего значения (медианы). Гистограмма характеризует нормальность распределения. Распределения могут быть нормальными (рис.6,а),островершинными (рис.6,б),плосковершинными (рис.6,в),смещенными влево или вправо относительно центра(рис.6,г).Для оценки гистограммы применяются следующие критерии : среднеквадратическое отклонение, коэффициенты вариации, корреляции , асимметрии, эксцесса, критерии Фишера, Стьюдента и др. На рис.6,а и б технологические процессы протекают нормально, система ''станок-приспособление –инструмент- деталь ''отлаженная , на рис.6 в и г эта система требует отладки.
Рис.6.Гистограммы.Формы распределения.
Рис.6.Гистограммы.Формы распределения.
Временной ряд (линейный график )применяется, когда требуется самым простым способом представить ход процесса во времени, степень отклонения размера от средней линии. Более совершенной формой временного ряда является контрольная карта .
Рис.7.Контрольная карта.
Для установления силы влияния (корреляции )одного фактора на другой и направленности взаимодействия строят корреляционные поля (диаграммы рассеяния).
Рис.8.Корреляционные поля(диаграммы рассеяния).
Анализ рисунка показывает, что связь между Х1 и Y тесная, прямолинейная, между Х2 и Y-тесная, гиперболическая, а между Х3 и Y связь отсутствует (линию можно провести в любом направлении)[30].
Рассмотренные инструменты повышения качества применяются на передовых фирмах Японии ,США, Германии и других промышленно развитых стран. Они применялись и на оборонных предприятиях СССР .Поэтому весьма вероятно, что борьба за конкурентоспособность, качество отечественных товаров начнется с внедрения данных (в основном статистических )методов.
Необходимо отметить, что рассмотренные методы применяются преимущественно при контроле технологических процессов изготовления изделий обрабатывающих отраслей промышленности. Однако качество товаров примерно на 90% формируется не на стадии производства ,а на стадиях стратегического маркетинга и инновационного менеджмента. Поэтому обеспечение конкурентоспособности следует начинать со стадии стратегического маркетинга.
Проблема поддержания качества и конкурентоспособности продукции на российских предприятиях и пути ее решения.
Сегодня Россия предпринимает шаги по интеграции в мировую хозяйственную систему. Это стратегическая цель нашего государства, готовящегося ко вступлению во Всемирную торговую организацию. Поэтому неслучайно президент РФ В.В.Путин провозгласил повышение качества жизни россиян национальным приоритетом развития страны. Увеличить ВВП более реально улучшив качество продукции, а не удваивая число предприятий. Сегодня федеральными агентствами и министерствами ведутся работы по гармонизации норм российского законодательства с международными нормами и правилами в области таможенного, налогового законодательства, а также технического регулирования. Это влияет на уровень качества, безопасность, а значит и на конкурентоспособность продукции и услуг, их экспортные возможности. Повышение качества продукции является определяющим звеном подъема экономики и роста благосостояния граждан.
Проблемы, связанные с конкурентоспособностью отечественной продукции , требуют серьёзного осмысления. Без этого ни деловые круги, ни органы государственного управления не в состоянии правильно сформулировать задачи, стоящие перед страной и хозяйствующими субъектами.
В мировой экономической науке за длительный период ее становления и развития к проблеме конкурентных преимуществ обращались не реже, чем к проблеме развития техники. Какими бы ни были изменения в политической и экономической жизни России в обозримой перспективе, для страны будет оставаться актуальной проблема эффективности производства, внешних экономических связей ,участия в международной торговле ,и следовательно - конкурентоспособности.
Достижение глобальной конкурентоспособности России на сегодняшний день по ряду причин невозможно.
Во-первых , возрастание ненадежности России как торгового партнера привели к ее выталкиванию с мировых рынков ,к сокращению поступлений валюты от экспорта .
Во-вторых, несоответствие принятой в России системы стандартизации продукции возросшим требованиям европейских и международных стандартов качества .Это создает проблемы с сертификацией отечественных товаров (российские сертификаты за редким исключением не признаются индустриально развитыми странами).
В-третьих, государственная финансовая поддержка российских экспортеров ,несмотря на принятые в последние годы меры ,все еще значительно уступает аналогичной поддержке в других странах (главным образом ,вследствие неудовлетворительного финансирования соответствующих программ в области кредитования и страхования экспорта).В результате этого даже конкурентоспособная на мировом рынке по технико-экономическим показателям отечественная продукция не доходит до покупателей.
В-четвертых, в России экспортерам оказывается слабая информационная , консультативная и правовая поддержка со стороны как региональных отделений Торгово-промышленной палаты РФ и отраслевых объединений предпринимателей ,так и со стороны экономических отделов посольств и торговых представительств за границей.
В-пятых, все еще сохраняющиеся элементы дискриминации в зарубежных странах по отношению к российским поставщикам.
В-шестых, низкая доля в экспорте принципиально новых видов товаров и услуг ,которые создают свой рынок сбыта и позволяют поставщикам в течение определенного времени реализовать фактически на монопольных условиях .
В-седьмых, высокие экономические и политические риски , препятствующие широкому притоку частных и иностранных инвестиций в промышленность России ,но необходимые для осуществления структурной перестройки экономики и освоения конкурентоспособной продукции. Так, на долю России приходится около 0,5 % общемирового притока капиталовложений.[31]
Но существуют еще и внутренние (субъективные ) причины:
1.Низкие потребительные свойства продукции, производимой российскими предприятиями по сравнению с зарубежными аналогами вследствие серьезных различий в системах стандартов по номенклатуре и уровню требований к эксплуатационным и экологическим характеристикам : низкое качество дизайна и предоставляемого сервисного обслуживания , ремонта и обеспечения запасными частями.
2.Невысокое качество изготовления продукции, вызванное низкой технической оснащенностью производства, существенным снижением уровня квалификации производственного персонала из-за ухода наиболее грамотных и квалифицированных специалистов, падением технологической дисциплины и несоответствием систем обеспечения качества продукции требованиям ИСО 9000.