Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:33, курсовая работа
Изучение организационных конфликтов имеет большое значение для развития любой организации и требует понимания причин и динамики развития конфликта. В организациях всегда имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины подводят к выводу о том, что если организация есть комплекс противоречий, то она содержит в себе потенциал напряженности и она конфликтна по природе своей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЕ 4
1.1. Определение и характеристика конфликта…………...…………...…4
1.2. Сущность организационных конфликтов………………………….......5
1.3.Основные причины конфликтов в организациях………………………...7
1.4.Типы конфликтов………………………………………………………….9
2. ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ…………………………………………………………………….16
2.1. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликтов………………………………………………………………...….16
2.2. Методы разрешения конфликтов………………………….………..…..17
2.3.Общие правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………………….….19
2.4. Влияние противоречий на течение конфликта….……………….…..…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Управление конфликтами
— это процесс
При управлении конфликтом основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и позициях его участников, не делая акцента на их личностных особенностях.
Существует не один способ управления конфликтной ситуацией. Все способы можно разделить на две категории: структурные и персональные (межличностные).
Структурные методы предполагают
воздействие через
1. Четкое распределение
и разъяснение прав и
2. Разработка и реализация
общих комплексных целей.
3. Интеграционно-
Персональные методы управления:
1.Использование власти, позитивных
и негативных санкций,
2. Изменение конфликтной
мотивации сотрудников с
3. Убеждение участников
конфликта. Оно включает
4.Изменение состава
В общем плане эффективность применения различных методов управления конфликтами зависит от конкретной ситуации, специфики организации, ее структуры и культуры и ряда других факторов.
2.3.Общие правила, принципы и рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами
Известно несколько достаточно
универсальных принципов
1) институционализация конфликта,
2) структурирование
3) редукция конфликта,
его последовательное
Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятие образа оппонента по следующим ступеням: противник – соперник – сотрудник – партнер – союзник - друг.
Вторая линия подразумевает
под собой следующие ступени
продвижения: война – насилие
– агрессивность –
Конечно, грани между отдельными ступенями в снижении конфликта очень относительны, во многом условны. В любом случае снижение напряженности повышает шансы на уменьшение разрушительных последствий конфликта на его более быстрое разрешение.
Помимо общих принципов управления конфликтами, существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по разрешению конфликтов:
1.Рационализация конфликта,
снижение его эмоциональной
2.Концентрация внимания
на реальных интересах
3.Расширение коммуникаций
между сторонами конфликта с
целью получения достоверной
информации и укрепления
4.Относительность
5.Ограничение сферы
6.Конфликты решаются с
помощью перемен, а не путем
замораживания существующего
7.При разрешении конфликта
важно уважать достоинство
8.Определение на ранних
стадиях конфликта цены победы
и поражения. В глубоких и
затяжных конфликтах обычно
9.Проведение различия
между участником и предметом
конфликта. Соперничество по
10.Временное ограничение
конфликта. Чем раньше
11.Расширение временного
горизонта конфликта. Как
12.Нежелательность
13.Результаты урегулирования
должны основываться на ясно
и четко сформулированном
14.Определение круга
Конечно, все эти и некоторые другие правила и рекомендации не являются универсальными. Каждая конфликтная ситуация сама по себе уникальна, и шаблонные действия чаще всего на практике оказываются не применимы. Однако в определенном смысле накопленный опыт в этой области, а также проведенные эксперименты расширят конфликтологический кругозор, помогут принять правильные решения и направить конфликты в безопасное русло.
2.4. Влияние противоречий на течение конфликта
Противоречия, порождающие конфликты, могут быть классифицированы, исход из характера противодействия между субъектами. В этом случае выделяются межличностные противоречия, межгрупповые и противоречия между отдельным человеком и группой.
Люди, вовлеченные в конфликт, могут проявлять себя во всем многообразии реализуемых ими ролей вне зависимости от сюжета и характера противоречия.
Существует определенная
связь между участниками
Так, причиной конфликта между личностью и группой может быть нарушение установленных группой норм поведения. Содержание противоречий межгрупповых может быть связано с различными сферами деятельности в организации. Межличностные конфликты чаще обусловлены нарушением этики в форме проявления грубости, неуважительного отношения или обмана, нетерпимостью к иному мнению.
Но существуют противоречия,
по поводу которых могут конфликтовать
субъекты самого разного уровня. Наиболее
общая классификация
1. объективные целенаправленные;
2. объективные
3. субъективные целенаправленные;
4. субъективные
Чаще всего к числу объективных причин относят организационные факторы, что выражается в недостатке времени. Особое место занимают причины, возникающие на фоне складывающихся конкретных приоритетов по отношению к различным группам, в зависимости от их принадлежности к тем или иным возрастным и половым группам.
Не менее часто причинами конфликтов оказываются так называемые субъективные факторы, связанные с личными качествами человека.
Многообразие причин, порождающие
конфликты, предполагает и различные
способы их разрешения. В тех случаях,
когда в основе противоречий лежат
объективные предпосылки, лучшим выходом
из положения является создание нормальных
условий деятельности в организации.
Было выявлено, что конфликты, имеющие
в своей основе субъективные предпосылки,
могут быть разрешены как на личностном,
так и на объективном уровне, в
то время как объективные только
за счет изменения объективных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать
следующие выводы. Конфликт - это
отсутствие согласия между двумя
и более сторонами. Существование
разногласия (конфликта), столкновение
различных мнений - это нормальное
явление, факт существования человечества,
условие эволюционного
1. Организационные факторы:
• ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;
• несогласованность или противоречивость целей;
• нечеткое распределение прав и обязанностей;
• противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;
• взаимозависимость задач;
• неблагоприятные условия труда.
2. Личностные факторы:
• различия в ценностях, манерах поведения, жизненном опыте;
• личная неприязнь;
• психологический феномен;
• неопределенность перспектив роста;
• недостаточный уровень профессионализма;
• стиль управления.
Разрушительная сила
конфликтов такова, что организации,
где не уделяют должного
Итак, поскольку
конфликты в жизни организации
неизбежны, нужно научиться управлять
ими, основываясь на опыте, на усвоении
теоретических и практических знаний
по этой проблематике. Кроме того, необходимо
научиться предупреждать
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРы
- СПб.,
7. Иванова Т.Ю., Приходько В.И., Теория организации. – М.: КНОРУС,2007. – 384 с
8. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления.- 1991;
Информация о работе Природа организационных конфликтов: сущность, проблемы, противоречия