Принятие управленческих решений в антикризисном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить основные управленческие решения в антикризисном менеджменте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть антикризисное управление, его цели и содержание.
2. Охарактеризовать организацию управления на примере ООО «Цемент. ру».
3. Направления совершенствования принятия управленческих решений по выводу предприятия из кризиса.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Антикризисное управление: цели и содержание 6
1.1.Понятие антикризисного управления 6
1.2. Управленческие решения в деятельности торгового предприятия 16
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на
торговых предприятиях 18
Глава 2. Организация управления на примере ООО «Цемент. ру» 21
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Цемент. ру» 21
2.2. Анализ управления персоналом предприятия ООО «Цемент. ру» 24
2. 3. Оценка эффективности работы предприятия ООО «Цемент. ру» 34
Глава 3. Направления совершенствования принятия управленческих решений по выводу предприятия из кризиса 40
3.1 Механизмы улучшения финансовой стабилизации предприятия ООО «Цемент. ру» 40
3.2. Разработка системы антикризисных мероприятий 59
Заключение 67
Список литературы 70

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

     По  отмеченным выше разделам проводится анализ финансовых и экономических  показателей, сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени, вычисляются темпы роста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.

     Учитывая  многообразие показателей и различие в уровне их критических оценок, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют проводить интегральную балльную оценку финансового состояния.

     Сущность  этой методики заключается в классификации  предприятий по степени риска  исходя из фактического уровня показателей  и рейтинга каждого показателя в  баллах. Приведем в качестве примера  следующую систему показателей и их рейтинговую оценку1.

     Кроме анализа финансового состояния, исследуется и весь процесс функционирования предприятия. При анализе вопросов, относящихся непосредственно к  организации производства продукции, антикризисный управляющий должен проанализировать состояние оборудования, его происхождение, уровень технологии, характер износа, качество обслуживания, потенциальные возможности. На этом этапе управляющий определяет, насколько имеющееся оборудование представляет возможность вывести предприятие из кризиса. Затем он переходит к анализу вопросов, непосредственно связанных с использованием оборудования. Это − виды применяемого сырья, состояние складского хозяйства, недвижимости, учета и отчетности, организации управления, работы службы безопасности и т.д. Одним из главнейших на сегодняшний день вопросов является кадровый. Порой необходима полная замена аппарата. Необходимо произвести работу по изучению поставщиков сырья, цены на необходимое сырье и оборудование, возможности их перебойной поставки, отсрочек по платежам, готовности поставщиков работать и в дальнейшем. Кроме того, нужно исследовать вопросы снабжения электроэнергией, теплом, водой. После анализа этих проблем необходимо проанализировать положение предприятия на рынках и спрос на продукцию предприятия.  Результатом такого анализа должен быть план по выведению предприятия из кризиса.      

1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на торговых предприятиях

    Кризис  предприятия вызывается несоответствием  его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

    - Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

    - Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса  можно в свою очередь подразделить на:

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны
    • Рост инфляции;
    • Нестабильность налоговой системы;
    • Нестабильность регулирующего законодательства;
    • Снижение уровня реальных доходов населения;
    • Рост безработицы.
  2. Рыночные факторы
    • Снижение емкости внутреннего рынка;
    • Усиление монополизма на рынке;
    • Нестабильность валютного рынка;
    • Рост предложения товаров-субститутов.
  3. Прочие внешние факторы
    • Политическая нестабильность
    • Стихийные бедствия
    • Ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние  факторы возникновения кризиса:

  1. Управленческие
    • высокий уровень коммерческого риска;
    • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
    • неэффективный финансовый менеджмент
    • плохое управление издержками производства;
    • отсутствие гибкости в управлении;
    • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  2. Производственные
    • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
    • Устаревшие и изношенные основные фонды;
    • Низкая производительность труда;
    • Высокие энергозатраты;
    • Перегруженность объектами социальной сферы.
  3. Рыночные
    • Низкая конкурентоспособность продукции;
    • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

    Конечно все вышеперечисленные факторы  могут лежать в основе кризиса  предприятия, но большее влияние  на состояние предприятия оказывают  управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений.

    Эта проблема обусловлена следующими факторами:

  • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

    Борьба  предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов. Итак, можно сделать следующий вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

     Глава 2. Организация управления на примере ООО «Цемент. ру»

2.1 Общая характеристика  предприятия ООО «Цемент. ру»

     Общество  с ограниченной ответственностью «Цемент. ру» (далее для удобства будем  употреблять сокращенное название ООО «Цемент. ру») было создано решением №1 учредителей о создании Общества на основании Федерального Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 08.02.1998 года и действующего гражданского законодательства РФ; действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.  ООО «Цемент. ру» осуществляет широкий спектр услуг, в том числе: обслуживание жилых домов собственников жилья и прочих зданий согласно заключенным договорам; строительными и отделочными материалами.  Директор ООО «Цемент. ру» реализует свои обязанности по принципу единоначалия и несет персональную ответственность за деятельность предприятия.

     Организационная структура ООО «Цемент. ру» –  линейная. Основу такой организационной  структуры предприятия составляет так называемый «линейный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. По каждой из подсистем формируется некая иерархия служб («линейка»), пронизывающая всю организацию. Непосредственно директору подчиняется главный бухгалтер, который несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Организационная структура ООО «Цемент. ру» представлена на рисунке 2.1.1. 

Рис.2.1.1. «Организационная структура  ООО «Цемент. ру» 

     В среднем каждая рабочая группа включает 5-6 человек, что соответствует факторам эффективности работы малого предприятия, определенным выше в работе. Управление в ООО «Цемент. ру» осуществляется во всех сферах деятельности: производственной, плановой и финансовой, технике и технологиях, работе с персоналом. Каждый такой аспект дает определенную картину одной стороны деятельности, и лишь в совокупности они представляют собой полную характеристику деятельности предприятия. Каждая из указанных подсистем имеет целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.  Следует отметить, что целью ООО «Цемент. ру», действующего на основании законодательства, является получение прибыли. Управленческие решения принимаются исключительно директором предприятия. Степень информирования сотрудников находится в тех пределах, какие необходимы для выполнения конкретной работы.  Основным методом стимулирования сотрудников в ООО «Цемент. ру» является денежное стимулирование. На предприятии используют две основные формы заработной платы – сдельную и повременную. В первом случае размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы (применяется к ремонтным бригадам). Во втором – уровень оплаты труда связывается с продолжительностью затраченного на него времени (применимо к служащим). На основе этих двух форм формируются различные варианты оплаты труда.

     Кроме того, предприятием используется такая  форма оплаты труда, как оплата «за  квалификацию». Эта форма характеризуется  тем, что уровень оплаты определяется знаниями и умениями сотрудников. В  основе лежит почасовая оплата труда, которая может быть увеличена в соответствии с повышением квалификации сотрудником, как в рамках своих основных должностных обязанностей, так и при освоении каких-либо других видов деятельности. Преимуществом такой формы оплаты является возрастание самооценки работников и желания работать добросовестно, а также уменьшение рутинности трудового процесса. Для того чтобы эта система работала, руководство предоставляет сотрудникам возможности для повышения квалификации, а также использует методы объективной оценки уровня их квалификации. Система оплаты труда строится на выборе тех или иных форм заработной платы и установлении соотношения между элементами вознаграждения, а именно: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная и т. п.

     Итак, ООО «Цемент. ру» применяет следующие формы денежного стимулирования:

  • материальное вознаграждение;
  • ставка заработной платы;
  • дополнительные выплаты (помощь в оплате расходов на образование, медицинское обследование, страхование).
 
 
 

     2.2. Анализ управления  персоналом предприятия ООО «Цемент.ру»

     Одной из особенностей ООО «Цемент. ру»  является то, что работники знают  друг друга, так как работают вместе не один год и, кроме того, существует жесткая система отбора при приеме на работу, поэтому люди, устраивающиеся на предприятие, либо увольняются сразу, либо остаются. Как правило, это происходит в период испытательного срока. Условия договора, которые подписывают с теми, кто выдержал испытание, достаточно жесткие. Если в каком-либо отделе из-за неправильных действий руководителя или его подчиненных сложилась сложная ситуация, то дается какое-то время, чтобы исправить такое положение собственными силами или с помощью других специалистов, либо руководитель понижается в должности, а его место занимает тот, кто способен вывести данную ситуацию из тупика. Это позволяет говорить о жесткой дисциплине, способствующей эффективной работе предприятия, поскольку каждый сотрудник (в первую очередь руководители отделов) имеют стимул к качественному выполнению своей работы. 

Таблица 2.2. 1. Показатели текучести кадров ООО «Цемент. ру» за 2006-2009 годы

     
Показатели 2006г 2007г. 2008г. 2009г.
Всего человек 65 68 70 72
Принято (чел.) 6 5 10 11
Уволено (чел.) 3 3 8 8
Коэффициент текучести 4,5% 4,3% 11,2% 10,9%

Информация о работе Принятие управленческих решений в антикризисном менеджменте