Принцип и метод делегирования полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность разрабатываемой темы определила цель: «Делегирование управленческих полномочий в организационной структуре».
Для достижения поставленной цели сформулируем и решим следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и сущность делегирования управленческих полномочий;
- раскрыть сущность принципа делегирования управленческих решений;
- определить делегирование полномочий работникам.

Оглавление

Введение …………………………………………... 3
Раздел 1. Основные понятия и сущность делегирования управленческих полномочий……………………..
6
Раздел 2. Принцип делегирования полномочий…………… 12
Раздел 3. Делегирование полномочий работникам………… 23
Заключение………………………………………… 28
Список литературы………………………………... 30

Файлы: 1 файл

курсовой-делегирование-ред.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Практическая ценность этого принципа управления очевидна, и не случайно, что он является основой европейской концепции руководства с делегированием ответственности в условиях рыночной экономики (более известной как «гарцбургская модель управления»). Причем делегирование ответственности как принцип руководства и организации управления практически реализован на ряде предприятий России: автозавод ГАЗ, Щекинский химкомбинат, ряд строительных и пищевых предприятий. Идеи гарцбургской модели более 30 лет применяются в компаниях Западной Европы (в том числе на «Фолксваген», «ОТТО», «Карлштадт», «Берлиц», а в начале 90-х годов были фактически использованы и в японской модели управления «Line production». 1

Американская практика широко применяет метод единства команды, при котором децентрализация управления сочетается с формально закрепленными правами и ответственностью исполнителей на каждом иерархическом уровне. Исполнитель имеет достаточную свободу при реализации своих прав, несет персональную ответственность за возложенные на него функции и периодически отчитывается о ходе выполнения работ.

Метод единства команды не содержит элементов новизны, но при этом способе управления производственным коллективом особо жестко выполняется одна из основных концепций управления — руководитель не имеет права давать задание исполнителю, минуя его непосредственного начальника. Это правило обязательно соблюдается при всех формах управления, но особо жестко соблюдается именно при организации работ по этому методу.

Существенным недостатком метода является возможность появления барьера между руководителем и объектом управления, т.к. его подчиненным не всегда выгодны контакты руководителя с низовыми уровнями управленческой структуры.

Таким образом, важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях доминирования экономических методов управления, реализация которых практически невозможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Этот принцип еще раз подтверждает справедливость известной формулы: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».

 

 

Раздел 3. Делегирование полномочий работникам

 

 

Любая управляемая система эволюционно развивается, совершенствуется, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Источником, причиной развития являются внутренние противоречия системы, и эволюция системы зависит от своевременного определения этих противоречий, уменьшения или устранения их негативного влияния. Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором развития, любого поступательного движения. Но накопление противоречий может привести к хаосу, потере управления, к регрессу.

Своевременная обработка информации о внутренних процессах в системе и ее осмысление позволяют принимать разумные управленческие решения, совершенствовать внутрисистемные связи, повышать эффективность взаимодействия с внешней средой.

В теории и практике управления существуют два подхода к реализации управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных результатов добиваться оказывается легче. Если же доминирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является делегирование полномочий работникам.

Однако его трудно внедрить в практику управления. Постоянная нацеленность руководителя на достижение конечных результатов мешает ему «поднять голову», осмотреться по сторонам, заглянуть вперед. Но удаленность от эпицентра событий не дает возможности глубоко чувствовать рабочую обстановку во всех задействованных управленческих циклах. И все же руководитель-профессионал не только тянет на себе воз, погружаясь в текучку, но и «заплывает» вдаль, чтобы ощутить свободу своих собственных действий.

Метод делегирования полномочий формирует организационный диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения.

Таблица 1

Диапазон организационных рамок руководителя

Узкие организационные рамки руководителя  

 

Широкие организационные рамки руководителя 

 

1. Выдача заданий в пределах обязанностей работников  

 

1  

 

Выдача заданий в расширенных пределах обязанностей  

 

2. Повседневная передача поручений   

 

2.  

 

Разовая передача поручений

3. Принятие мелких управленческих  решений на ходу  

 

3.  

 

Право работников на свободу маневра  

 

4. Передача дополнительных разъяснений  

 

4.  

 

Отладка постоянной «обратной связи» с работниками  

 

5. Дополнение уже принятых решений  новыми  

 

5.  

 

Право работников решать на месте.

6. Торможение тех решений, которые перестали исполняться  

 

6.  

 

Самоувязка управленческих решений в новые звенья  

 

7. Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика  

 

7.  

 

Принятие на себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя  

 

1  

 

2  

 

8. Организационная среда наполнена  некачественными решениями и  перегружена управленческими циклами   

 

8. Организационная среда наполняется  теми решениями, которые работают  на самореализацию управленчески»  циклов  

 

9. Руководитель «ворочает камни», которые подрывают проявление творческих возможностей  

 

9. Руководитель «разбрасывает зерна-которые  расширяют поле его творческих возможностей  

 

10. Личностный ресурс руководителя  «затаптывается»  

 

10. Личностный ресурс руководителя возрастает  

 


 

  

Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата. Он только оговаривает, какой денежный фонд можно тратить, советуется, с кем вступать в контакт, проясняет для  себя право подписи необходимой документации, процедуру согласований, подготовки документов, ведения переговоров, выхода к вышестоящему руководителю с инициативами или за разрешениями. Если все эти полномочия ему так или иначе делегируются, то работник (или низовой менеджер) получает свободу организационного, финансового, юридического и  психологического маневра, освобождая руководителя от детального «досмотра» этого управленческого цикла. Руководитель также получает свободу маневра в решении перспективных и стратегических проблем. Но наибольшую свободу получает тот руководитель, который может так организовать реализацию решений и в других управленческих циклах. Он же и достигает наибольшего эффекта в управлении.

Однако это происходит не со всеми, не всегда и не сразу. Требуется определенное время для того, чтобы наладить такое управленческое взаимодействие. Это значит, что руководителю необходимо преодолев противоречие, которое можно сформулировать так: принимая управленческие решения за подчиненных, он должен принимать его вместе с ними, чтобы творчески вовлечь их в реализацию еще одного замысла

Метод делегирования полномочий основан, с одной стороны, на преодолении негативной зависимости работников от руководителя, вынужденных подчиняться его требованиям, а с другой — на преодолении зависимости руководителя от работников, вынужденного отвечать за качество, объемы и сроки исполнения работ. Приходя работать в фирму, работники как бы заранее соглашаются, что будут выполнять управленческие решения руководителя.1 Но находясь в зависимом от него положении, они могут психологически компенсировать это неудобство:

-         во-первых, доверием к нему,

-         во-вторых, договоренностью о пределах своих обязанностей,

-         в-третьих, возможностью встречных предложений идущих к нему от них самих,

-         в-четвертых, требованием обеспечивать необходимую помощь в тех или иных рабочих ситуациях.

Только при таких «смягчающих обстоятельствах» руководитель имеет моральное право принимать решения за других. Такие решения становятся управленческими именно потому, что основаны на компенсаторной «обратной связи» со стороны исполнителей.

Опытный руководитель, принимая те или иные управленческие решения, формирует и компенсаторные «обратные связи» с работниками. Они ему необходимы, так как он берет на себя всю ответственность за реализацию управленческих решений, которую трудно выдерживать в одиночку. Он не может переложить эту ответственность на подчиненных, но он может смягчить ее переживание их доверием, добровольным расширением сферы обязанностей, инициативностью и удовлетворением их потребности в поддержке и помощи с его стороны, особенно в критических ситуациях.

В случаях, когда руководитель переживает ответственность за принятые решения в одиночку, он может допускать в результате этого ошибки в управленческом цикле из-за сильного стрессового состояния: груз ответственности оказывается тяжел. Но тогда, когда он чувствует сопереживание этой ответственности своими сотрудниками, ее груз значительно облегчается. Работники помогают ему и психологически, и реально выполнять работу, заданную его управленческим решением.

Это очень важные рассуждения, так как существует мнение, что руководитель, «запуская» решения, делегирует работникам и свою ответственность. Это не так. Он наделяет работников ответственностью, формируя  ее у них, но ни в коем случае не «сбрасывает» им свою. Если он так поступает, то перестает быть полноценным руководителем, ибо в случае неудач всю вину перекладывает на работников. Руководитель-профессионал поступает наоборот: в случае неудач работников он всю ответственность берет на себя. И защищает работников перед вышестоящим руководством, если есть претензии к ним с «верхов». Тот же, кто снимает с себя ответственность за работу своих подчиненных, по существу, подставляет их, делая это в силу своей управленческой некомпетентности. Принятие на себя ответственности за работников морально оправдывает принятие управленческих решений за них.

Однако в практике реализации управленческих решений социально-психологический феномен взаимокомпенсаций постоянно колеблется, а при авторитарных управленческих отношениях этот межличностный ресурс исчезает вообще. Ответственность руководителя усиливается, ее величина возрастает, а переживания ответственности становятся все более напряженными. Это бывает тогда, когда предпринимательские ориентации руководителя подавляют его менеджерские функции.

Таким образом, метод делегирования полномочий работникам является методом, который объединяет в себе подходы к реализации управленческих решений и является наиболее оптимальным. Руководитель, который использует этот метод, принимая те или иные управленческие решения, формирует и компенсаторные «обратные связи» с работниками.

 

Заключение

 

В условиях постоянно изменяющейся внешней среды организации стремятся ориентироваться на динамичное социально-экономическое развитие, и это развитие является, как правило, не следствием самопроизвольных процессов, а результатом целенаправленных управленческих усилий.

В этой связи П. Друкер отмечает, что только управленческий состав организации и человеческие ресурсы могут определять социально-экономическое развитие. Все другие ресурсы, являясь фактором организационной социально-экономической деятельности, не определяют динамику самовозрастающих результатов, они подчиняются законам механики и их можно более или менее эффективно использовать, при этом результативный выход никогда не будет большим, чем сумма вводов в организационную систему.

В теории управления общепризнанным является «золотое правило» руководства, суть которого такова: самой важной способностью руководителя является получение результатов через своих работников (Л.Аллен). В той мере, в какой он умело передает свои полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще руководитель применяет этот метод, тем оптимистичнее оказывается и организация исполнения в целом. Делегирование полномочий работникам психологически предполагает единство доверия и требовательности — базовый принцип, «работающий» на организацию «коммуникативного пространства». Доверяя, руководитель предоставляет работникам возможность максимально использовать свои опыт, знания и способности в выполнении заданий. Требуя, он повышает ответственность работников за его качество, объемы и сроки.

Делегирование полномочий  работникам  психологически  предполагает  единство   доверия   и требовательности   —   базовый   принцип,   «работающий»   на    организацию «коммуникативного   пространства».   Доверяя,   руководитель   предоставляет работникам  возможность  максимально  использовать  свои  опыт,   знания   и способности  в  выполнении  заданий.  Требуя,  он  повышает  ответственность работников за его качество, объемы и сроки.

   Однако в практике управления  «золотое  правило»  «опрокидывается»  тогда, когда руководитель, не доверяя работникам, начинает делать  работу  за  них.

На   самом   деле   достижение   конечного    результата    стратегически

«закладывается» уже в управленческое  решение.  На  стадии  его  подготовки.

   Распределение заданий между  начальником и подчиненным - это  особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. От того, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом.

Информация о работе Принцип и метод делегирования полномочий