Применение методов исследования информационных потоков в проектировании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения данной цели, следует осуществить следующие задачи:
1. Рассмотреть концептуальные основы исследования систем управления.
2. Обозначить особенности методов исследования информационных потоков.
3. Провести анализ организации проведения исследования с использованием методов исследования информационных потоков.
4. Предложить и обосновать предложения по эффективности проектирования систем управления.

Оглавление

Введение
1. Концептуальные основы исследования систем управления.
2. Особенности методов исследования информационных потоков.
2.1. Характеристика методов исследования информационных потоков.
2.2. Организация проведения исследования с использованием методов исследования информационных потоков.
3. Исследование системы с использованием методов исследования информационных потоков.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.58 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«тюменский государственный нефтегазовый  университет»

Институт менеджмента и бизнеса

 

Кафедра МТЭК

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по курсу: Исследование систем управления

 

на тему: Применение методов исследования информационных потоков в проектировании систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. УПК-10-1

Цыкина Я. И.

Руководитель: Родина В. Н.

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013


СОДЕРЖАНИЕ


 

Введение

3

1. Концептуальные основы исследования  систем управления.

4

2. Особенности методов исследования информационных потоков.

10

 2.1. Характеристика методов исследования информационных потоков.

10 

 2.2. Организация проведения исследования с использованием методов исследования информационных потоков.

16

3. Исследование системы с использованием  методов исследования информационных  потоков.

19

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

23

24

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для достижения эффективной работы организаций и предприятий необходимо развитие и совершенствование деятельности их систем управления.

Система управления организацией является сложной системой, цель которой состоит в получении максимального результата при определенных ограничениях, путем сбора, анализа и переработки информации.

Для улучшения работы этой системы необходимо проводить исследование систем управления, для развития управления при динамичном изменении внешних и внутренних условий.

Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению эффективности проектирования систем управления.

Для достижения данной цели, следует осуществить следующие задачи:

  1. Рассмотреть концептуальные основы исследования систем управления.
  2. Обозначить особенности методов исследования информационных потоков.
  3. Провести анализ организации проведения исследования с использованием методов исследования информационных потоков.
  4. Предложить и обосновать предложения по эффективности проектирования систем управления.

Объектом курсовой работы выступает система управления организации ОАО «ЦЭПиТР БН РиД», предметом – информационные потоки организации.

Деятельность ЦЭПиТРа сосредоточена на развитии и экспертизе - координации внедрения новых технологий в дочерних обществах ТНК-ВР, развитии их организационного потенциала, обучении молодых специалистов по бурению, внутрискважинных работ и капитальному строительству. [11]

 

 

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Прежде всего определим, что представляет из себя понятие как система.

Ученым В.И. Мухиным дается следующее определение: система – множество составляющих единство элементов, связей и взаимосвязей между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность. [9]

Любая система состоит из отдельных элементов, неделимых ее частей. Каждый элемент характеризуется конкретными свойствами, обладающий самостоятельностью по отношению ко всей системе.

В свою очередь система управление – это совокупность двух взаимосвязанных подсистем (управляющей и управляемой), образующих единую систему управления.

Между двумя этими подсистемами существует прямая и обратная связь.

Прямая связь - направленное управляющее воздействие управляющей подсистемы на управляемою, а обратная связь  - информация об управляющем процессе, о результатах управления, поступающая от управляемой подсистемы к управляющей.

Целью системы управления является конкретное выражение потребности, определяющую конкретную функцию созданной системы.

Существует взаимосвязь: потребность определяет цель, на основе которой возникает функционирование управленческой системы, за счет чего получается результат.

Для выявления степени организованности системы управления, к ней предъявляют следующие требования:

- детерминированность (взаимодействие подразделений органов  управления, при котором деятельность  одного элемента сказывается  на другом элементе системы);

  • динамичность (способность под воздействием внутренних и внешних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизменном качественном состоянии);
  • наличие управляющего параметра (параметр, посредством которого можно управлять всей системой или отдельным элементом);
  • наличие контролирующего параметра (элемент, который контролирует состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него управленческого воздействия);
  • наличие каналов обратной связи (обеспечение четкой регламентации деятельности аппарата управления по приему и передачи информации при подготовки управленческого решения).

При соблюдении этих требований обеспечивается условия эффективного уровня функционирования органов управления.

Эффективность управления определяется степенью достижение цели, то есть степень соответствия фактическим и ожидаемым результатам, к требуемому или желаемому результату.

 целью достижения эффективности, формулирования конкретных предложений  по совершенствованию систем  управления необходимо проводить  исследования систем управления.

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Необходимость данных исследований аргументируется наличием большого количества проблем, с которыми может столкнуться организация. От правильности найденного решения этих проблем будет зависеть успех деятельности организации.

Исследование систем управления состоит из следующих этапов:

    1. Выявление необходимости исследования (наличие проблемы, препятствующая достижению цели организации);
    2. Постановка цели исследования;
    3. Определение объекта и предмета исследования;
    4. Определение метода, с помощью которого будет проводиться исследование;
    5. Определение ресурсов, необходимые для успешной реализации исследования;
    6. Оценка результатов исследования.

Существуют следующие подходы к исследованию систем управления.

Таблица 1.1

Подходы к исследованию систем управления

Подходы

Характеристика подхода

1. Системный

Методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

2. Диалектический

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Это значит, что для изучения какого- либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне. [5]

3. Ситуационный

При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях:

  • когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения;
  • при возникновении новых ситуаций.

    Продолжение таблицы 1.1

    4. Процессный

    Подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования - совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы в выходы. Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами для осуществления процесса исследования.

    5. Функциональный

    Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе. Именно поэтому все то, что отражает поведение и отношения таким образом представленной функционирующей системы, называют функцией.

    6. Рефлексивный

    Исследование любой системы управления должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области системы управления, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности.


    После определения подхода к исследованию систем управления необходимо выбрать метод исследования.

    Методы исследований - это способы, приемы проведения исследований. Правильный выбор и использование методов способствует получению достоверных, адекватных и полных результатов исследования. Выбор методов определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

    С.И. Алексеев предлагает следующую классификацию методов исследования систем управления.[1]

    1. Качественные методы. Основаны на интуиции и знаниях специалистов. Используются когда недостаточно информации или она слабо структурирована:
    • Мозговая атака.
    • Метод экспертных оценок.
    • Метод Дельфи.
    • Морфологический метод.
    • Деловые игры.

    Сложность данных методов состоит в подборе независимых экспертов, которые в свою очередь должны быть из разных учреждений, оперировать различными методами.

      1. Формализованные (количественные) методы. Их используют, когда есть достоверные данные, представленные в цифрах.
    • статистические;
    • теоретико-множественные;
    • графические;
    • лингвистические;
    • аналитические;
    • структурно-лингвистические;
    • моделирование;
    • имитационно-динамическое моделирование;
    • логические;
    • имитационно-динамическое моделирование.
      1. Комплексированные методы (качественно-количественные):

    - комбинаторные (раздел математики, изучающий сочетания,

    комбинации, перестановки);

    • ситуационное моделирование;
    • топологические методы;
    • графосемиотическое моделирование.
    1. Методы исследования информационных потоков.

    Информация о работе Применение методов исследования информационных потоков в проектировании систем управления