Применение аутсорсинга в стратегическом развитии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение применения аутсорсинга в стратегическом развитии предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретический аспект аутсорсинга, его виды и формы;
2) Изучить возникновение аутсорсинга в России;

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, виды и формы аутсорсинга 5
2. Применение аутсорсинга на предприятии 9
3. Аутсорсинг в России 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

стратег.менедж.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

      –   получение доступа к лучшим мировым технологиям менеджмента;

  • освобождение внутренних ресурсов для других целей;
  • разделение рисков;
  • автоматизация процесса управления персоналом аутсорсером (заказчику не приходится покупать специализированные программы);
  • стандартизация HR-функций и повышение их качества.

Достижение любого из этих преимуществ  позволит компании-заказчику значительно  сократить свои издержки. Выгода аутсорсинга заключается также в том, что иногда весьма проблематично на индивидуальном уровне обеспечивать вовлеченность сотрудников. Это требует не только постоянного материального и морального стимулирования вовлеченных работников, но и постоянного мониторинга изменений их предпочтений. В такой ситуации выгоднее привлечь наемный, хотя и не вовлеченный персонал со стороны, который в рамках целей и задач компании будет заниматься тем, что ему интересно. Ибо интерес к работе - залог ее эффективности.

Практика  показывает, что использование аутсорсинга  позволяет сократить расходы  компаний на HR-функции на 10 - 20%.

«Персонал является одним из компонентов Системы Сбалансированных Показателей, определяющей стратегическое развитие и успешность компании. Привлечение тренера на аутсорсинге позволяет скоординировать профессиональное обучение с целями компании, экономя ресурсы времени», – говорит Эдуард Федюшин, ведущий тренер-консультант Консалтинговой группы "Bi to Be"8.

Аутсорсинг в различных отраслях современного бизнеса набирает обороты  день ото дня. Это новый и потому довольно сложный бизнес-процесс, требующий  от руководства четкого понимания  соответствия принимаемого решения  стратегическим задачам компании. Анализируя опыт зарубежных и отечественных  коллег, важно совершенствовать аутсорсинг как необходимый инструмент финансового успеха9.

Понятие «аутсорсинг» в стандарте  ИСО 9001:2000 употреблено только один раз, однако в зарубежной литературе по качеству оно применяется активно.

Судя по опыту чтения лекций по проблемам качества, это понятие  остается еще достаточно неясным  для большинства слушателей. Кстати, одним из слушателей была дана оригинальная трактовка термина «аутсорсинг»: «аут» – означает «прочь», а «сорсинг» – это что-то лишнее, ненужное, подлежащее удалению. Так что получилось нечто сродни «вынесению сора» из корпоративной «избы». Смешно, но, тем не менее, заставляет задуматься. Описанный случай еще раз подтверждает, что наличие в русском тексте стандартов ИСО 9000 терминов, являющихся «калькой» соответствующих английских слов, затрудняет понимание основной идеи стандартов, искажая их «русское лицо».

Приведем еще один пример «калькирования»  с английского языка. Недавно  в одной из газет можно было увидеть объявление фирмы, оказывающей  «клининговые услуги», которые при ближайшем рассмотрении оказались простым мытьем полов и чисткой окон («новообразование» от английского глагола to clean – чистить)10.

Что же такое аутсорсинг? Английское слово outsourcing применительно к системам менеджмента качества отражает ситуацию, когда организация, в случае необходимости, поручает одному или нескольким партнерам выполнение части бизнес-процессов или подпроцессов. Речь идет о процессах, на которые распространяются положения раздела 7 «Процессы жизненного цикла продукции» ИСО 9001. Иными словами, предполагается кооперация с партнерами по бизнесу – поставщиками.

Отношения с поставщиками имеют  различные уровни глубины и зрелости. Согласно современной трактовке TQM, поставщики и их потребители рассматриваются  как партнеры, чьи процессы взаимно  дополняют друг друга. Поставщик имеет свои ценности и определенный опыт, которые могут использоваться организацией-потребителем для целей собственного улучшения.

Хорошие отношения с поставщиками и партнерские связи – основа конкурентоспособности организации. Партнерская сеть является продолжением организации. Ее характер и функционирование могут иметь стратегическое значение для организации. Конкуренция внутри партнерских отношений существенно отличается от конкуренции на рынках. Процесс «поставщик – потребитель» и процесс сотрудничества с поставщиками организации протекают совместно. Здесь обе стороны несут ответственность за свои собственные процессы, но сотрудничество реализуется на принципах взаимной выгоды (побеждаем вместе). В долгосрочных отношениях с поставщиками важно взаимное доверие и взаимовыгодные отношения. При решении данного вопроса стандарты ИСО серии 9000 дают общую канву, которая может быть гибко изменена для конкретных нужд. Можно сказать, что эти стандарты в данном случае создают предпосылки для инновационных решений, в том числе и в вопросах организации аутсорсинга11.

Например, имеется фирма, изготавливающая  электронные блоки бесперебойного питания для атомных электростанций. Сборку электронной части блоков она выполняет собственными силами, а металлические корпуса для  них выпускает фирма-партнер. В  данной ситуации имеются все основания  говорить об аутсорсинге. Поскольку  качество корпусов существенным образом  влияет на качество продукта в целом, организация-производитель блоков питания должна оказывать управляющие  воздействия на предприятие, изготавливающее  корпуса для них.

Сказанное означает, что процессом  аутсорсинга нужно управлять. Следует  понимать, что подобное управление обязательно будет сопряжено  с некоторыми трудностями, поскольку  речь идет об управлении процессами, пусть  даже партнерской, но все же другой организации.

При выборе организации –  поставщика, которой может быть передан ряд работ в рамках аутсорсинга, необходимо соблюдать требования стандарта ИСО 9001, а именно: полностью исследовать возможности поставщика в соответствии с установленными требованиями; разработать четкие критерии одобрения поставщика; периодически отслеживать его деятельность по всем параметрам.

Аутсорсинг –  это своего рода индикатор, показывающий степень фактического освоения организацией принципов TQM. Совершенно ясно, что процесс аутсорсинга будет протекать корректно только в случае, если обе взаимодействующие организации имеют определенные результаты в создании и дальнейшем развитии собственной модели TQM. Только в этом случае организация готова воспринимать и развивать партнерские отношения со своими поставщиками. Большинству российских организаций лишь предстоит научиться этому в ближайшие несколько лет. Можно только надеяться, что руководители российских компаний осознают, что успех организации невозможен без руководящей и направляющей роли лидера. Успех достигается только там, где руководитель организации осознает свою роль и берет на себя функции лидера. Таким образом, в проблеме аутсорсинга, как в капле воды, отражаются все важнейшие вопросы менеджмента качества12.

И еще одно важное положение. Ни при  каких обстоятельствах аутсорсинг не может быть средством уменьшения ответственности в области менеджмента  качества и обеспечения качества. Обеспечение качества вызывает доверие только в том случае, когда оно основано на значительных усилиях компании в отношении качества, что, в свою очередь, предполагает менеджмент качества, построенный на процессном подходе. Основное положение стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что деятельность, связанная с качеством, должна быть систематической и открытой. Применение данного положения к процессам аутсорсинга делает очевидным следующий вывод: процессы, переданные партнеру, не могут быть без ущерба для качества продукции оставлены без внимания или совсем забыты.

Цель стандартов ИСО серии 9000 –  превосходство в бизнесе – не может быть достигнута без инноваций. Конкурентоспособность требует отличия от других, что, в свою очередь, требует инновационного подхода. Инновационный подход справедлив для менеджмента качества и обеспечения качества и необязательно постоянно приходит с новыми вещами, но включает также перегруппировку старых, известных элементов новым способом. Примером инновационного подхода может служить заключение соглашения по обеспечению качества, выгодное и потребителю и поставщику, которое будет являться частью контракта на поставку в рамках аутсорсинга13.

Таким образом, следует понимать, что аутсорсинг  – это не передача каких-либо этапов выполнения заказа из одного филиала организации в другой, даже если они находятся в разных странах мира. Аутсорсинг предполагает партнерское взаимодействие двух совершенно независимых друг от друга организаций.

 

 

 

  1. Аутсорсинг в России

Зарождение предпринимательства  в современной России проходило  в весьма суровых условиях, когда  методы конкурентной борьбы угрожали не только бизнесу, но и жизни и  здоровью его собственников. Поэтому  первейшей задачей российского  бизнеса стала задача экономического и физического выживания.

Пионерами аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОП), позволившие сотням предприятий защитить свой бизнес более качественно и более профессионально, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОПы появились в начале 90-х годов, некоторые из них успешно существуют до сих пор, превратившись в достаточно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся в сфере обеспечения физической охраны личности и объектов, коммерческой безопасности и технической защиты объектов14.

Постепенно бизнес становился более  цивилизованным, и все большее  значение приобретала реклама. Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, что создало благоприятную почву  для образования специализированных рекламных агентств, способных выполнять  сложные проекты. Затраты на привлечение  рекламного агентства были не меньше, а во многих случаях больше, чем  выполнение работ силами собственного отдела, но это был единственный путь создания качественной рекламы.

Вслед за рекламными агентствами появились PR-агентства и исследовательские  компании, причем если последние привлекались, как правило, на проектной основе, то многие рекламные и PR-агентства  выполняли полный спектр функций соответствующих отделов своих клиентов, фактически замещая эти отделы15.

В 1998 году начался бум Рунета – российского сегмента Интернет, который привел к появлению не только тысяч сайтов, но и огромного рынка услуг по их созданию, поддержке и продвижению. За два года количество сайтов в домене .ru увеличилось в 5 раз, и создание достойного web-представительства стало насущной необходимостью16.

Сложные проекты выполнялись усилиями штатных программистов и специализированных компаний, а небольшие заказы на разработку web-сайтов обеспечили безбедную юность сотням студентов, лучшие из которых основали впоследствии собственные студии web-дизайна, но все эти сайты нужно было где-то разместить.

К началу третьего тысячелетия российский бизнес несколько оправился от дефолта 1998 года, в Россию вернулись многие предприниматели, теперь уже с дипломами MBA, и начался новый этап увлечения современными бизнес - технологиями. Одной из таких технологий являлся отказ от непрофильной для организации деятельности и концентрация усилий на том, что данная компания может делать лучше всех.

Относительно стабильная экономическая  ситуация в России поспособствовала появлению новых услуг на рынке  аутсорсинга. Основными из них стали ИТ-аутсорсинг, кадровый аутсорсинг и аутсорсинг бухгалтерии17.

Первыми предложенными на рынке  функциями ИТ-аутсорсинга стали  техническое обслуживание офисной  техники и системное администрирование. Впоследствии, этот список дополнили аутсорсинг ИТ-инфракструктуры, управление приложениями и аутсорсинг ИТ-специалистов.

Передача технического обслуживания и системного администрирования  сторонним организациям позволяла  существенно сэкономить компаниям  с небольшим числом компьютеров  и пользователей, но в то же время  создавала существенные риски информационной безопасности. Это представляло серьезную  угрозу для крупных компаний, поэтому  в них предпочитали использовать штатных сотрудников.

Впрочем, даже в крупных компаниях, для которых служба ИТ является вспомогательным подразделением, иногда использовали ИТ-аутстаффинг, то есть предоставление сторонней компанией специалиста необходимой квалификации как для временной, так и для постоянной работы. Такие специалисты работали у клиента, но получали зарплату в аутсорсинговой компании, которая, в свою очередь, выставляла клиенту счета на сумму в 2-3 раза больше, но гарантировала замену специалиста в случае его болезни или увольнения18.

ИТ-аутстаффинг являлся частным  случаем кадрового аутсорсинга (аутстаффинга), которым в России занимались в основном западные кадровые агентства. В большинстве случаев к аутстаффингу прибегали для создания проектной команды на относительно небольшие сроки. Это позволяло сократить расходы на поиск персонала, что было особенно актуально для найма временных сотрудников. Кроме того, аутстаффинг позволял сотрудникам поработать на нескольких различных проектах без смены места работы, что было очень удобным для молодых специалистов.

Аутсорсинг бухгалтерии вызывал  наибольшие опасения среди собственников  и менеджеров российских предприятий, но по мере того, как все больше представительств западных компаний отдавали свою бухгалтерию  сторонним организациям, некоторые  российские компании также сделали  свой выбор в пользу аутсорсинга.

Информация о работе Применение аутсорсинга в стратегическом развитии предприятия