Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:17, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившими представления о характере труда, успехе, карьере. Теоретической неразработанностью проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности, а также необходимостью создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.2.Многомерные стили руководства
1.3. Психологические типы руководителя
2. ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Демократ». В его компании значительно теплее. Можно услышать и громкую речь, и смех. Народ толпится в курилках, обсуждает последние новости. Над столами сотрудников развешаны плакаты креативного содержания. Девиз: «Мы – команда!» витает в воздухе. Демократ созывает совещания для выработки и принятия общих решений. Ему по душе мозговые штурмы, споры, яростные дискуссии. Он всячески поощряет коллегиальность и любую инициативу. Безынициативные сотрудники выпадают из его поля зрения. Демократ не помнит их в лицо и по имени. Тот, кто не звучит, для него отсутствует как личность. Он умело делегирует полномочия и разделяет ответственность. Понимает приколы и снисходительно относится к розыгрышам. Всегда готов принять участие в общем веселье и, как правило, является желанным гостем на любой вечеринке. При этом он любит, когда про него говорят хорошие слова и демонстрируют ему свою симпатию и лояльность. Демократ отличается искренним вниманием к сотрудникам. Знает, у кого сколько детей, бывает в курсе семейных проблем. Для него каждый сотрудник – интересная личность. При такой кажущейся мягкости дисциплина в коллективе не страдает, народ работает не за страх, а за совесть. После окончания рабочего дня работают из интереса и азарта, зная, что их достижения будут замечены и оценены по достоинству. Для осуществления контроля Демократ обычно находит себе соответствующего заместителя и иногда играет со своими подчиненными в игру «хороший и плохой парень». Как правило, Демократ отличный политик и тонкий дипломат и это позволяет ему быть успешным в бизнесе.
«Либерал». Термин «руководство» не очень ему подходит. Он, скорее, числится руководителем, является формально назначенным начальником. Старается избежать ответственности и принятия решений. Ссылается на авторитет «партии и правительства», акционеров, президента и прочих вышестоящих. Требовательность, контроль, дисциплина в его компании отсутствуют. Он предпочитает без боя отдать власть трудовому коллективу. При этом в коллективе всегда находится неформальный лидер, осуществляющий фактическое руководство компанией. От Либерала в такой ситуации требуется только рука: подписать договор, платежку, счет. И его эта ситуация очень даже устраивает. Как правило, у Либерала есть давнее хобби, которому он страстно отдается в свободное, а иногда и в рабочее время. Часто Либерал не имеет сильной воли и четкой цели, не обладает глубокими знаниями и стремлением овладеть ими. Но может достаточно долго занимать руководящий пост, если устраивает акционеров и «серого кардинала», если ему нравится размер зарплаты и при этом начисто отсутствует «охота к перемене мест». При особо благоприятных обстоятельствах он может даже гордиться своей миссией. Нужно ли говорить, что уважением в коллективе Либерал не пользуется, чаще всего это снисходительное отношение со стороны сотрудников и бизнес-партнеров.
Как правило, большинство руководителей сочетает различные стили руководства с превалированием одного из них. По статистике, Диктаторы чаще встречаются среди женщин, мужчины предпочитают демократический стиль руководства. Либералы встречаются в одинаковом количестве, как среди мужчин, так и среди женщин.
В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств:
I. Профессиональная
знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т. е. знания в сфере психологии.
II. Педагогические способности
– способности влиять на
III. Блок качеств:
- Организационные способности (ведущий блок) т. е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.
- Нравственно-этические качества
(способность человека
- Коммуникативные способности (к деловому общению).
В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей [10]:
1. Руководитель-специалист
Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями.
- не любит работать с людьми,
- дифференцирует специальные
- основной его вклад в
- имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.
2. Руководитель-организатор
- доминирование организационных
особенностей при относительно
слабых педагогических
- типичный менеджер; коллективная
работа, привлекает к работе
- профессионально организует
3. Руководитель-наставник.
- доминирование педагогических способностей,
- интерес и потребность к работе с людьми, особенно молодыми работниками, к передаче знаний; гордиться успехами учеников.
Наиболее распространен специалист-организатор. Чаще встречаются промежуточные типы.
Многие психологи рассматривали вопрос о наиболее эффективном психологическом типе руководства. В следующей части реферата, мы раскроем психологический портрет эффективного руководителя.
2. ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
Согласно Л. Р. Кричевскому [8], руководство - это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций.
Анализируя психологический портрет эффективного руководителя,
Л. Р. Кричевский приводит критерии оценки эффективности руководителя.
Критерии эффективности разделяются на два класса: психологические и непсихологические. Остановимся на психологических критериях, к которым относятся:
1. Удовлетворённость членством
в трудовом коллективе
2. Мотивация членов коллектива
(желание трудиться и
3. Авторитет руководителя в
4. Самооценка коллектива (касается ряда важных характеристик и представляет собой общий итог успешности его функционирования).
Учитывая выше приведённые критерии эффективности руководства,
Л. Р. Кричевский [8] приходит к выводу, что руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
Рассмотрим подробнее психологический портрет руководителя, в том числе и эффективного, в основе которого лежат три важные переменные: личность, стиль руководства и авторитет.
М. Шоу [5] предлагает рассматривать личность руководителя с точки зрения трёх составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности. Рассмотрим подробнее каждый компонент.
К биографическим характеристикам личности руководителя можно отнести его возраст, пол, социально-экономический статус и образование.
Возраст - это не только природная, но и в значительной степени социально-психологически детерминированная характеристика человека, это во многом его опыт. Анализируя данные об исследованиях взаимосвязи возраста и эффективности руководства, Р. Л. Кричевский приходит к выводу, что такой взаимосвязи не выявлено, приводя примеры как эффективных руководителей молодого возраста (21-25 лет), так и чрезвычайно зрелого возраста [8].
Общепризнанным является тот факт, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения, принятых в обществе, культивируемых в ближайшем окружении личности, например в семье. Традиционно руководитель - это мужчина, однако всё больше женщин реализуют себя в этой роли. Интерес к моделям женского руководства, в связи с этим, всё возрастает в современных социально-психологических исследованиях. Безусловно, выявлены некоторые различия в особенностях мужского и женского руководства, однако научно обоснованных данных о преимущественной эффективности того или иного пола в качестве руководителей нет.
Что же касается статуса и образования руководителя, то эти характеристики имеют высокие показатели позитивной корреляции с эффективностью руководства.
Следуя выбранному нами пути, рассмотрим следующий компонент личности руководителя - способности. М. Шоу разделяет способности на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и т. д.).
По данным Е. Гизелли, Т. Коно [15] отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер, как правило, наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями, а с промежуточными по степени выраженности оценками.
К специфическим способностям личности руководителя относят специальные умения, знания, компетентность, информированность.
Третья составляющая - черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность руководства):
· доминантность, как стремление влиять на подчинённых, при этом влияние руководителя, основывающееся на средствах как социального, формально-организационного, так и психологического характера, должно находить внутренний отклик у подчинённых;
· уверенность в себе, дающая подчинённым основу для чувства стабильности, а другим руководителям - основу для делового сотрудничества;
· эмоциональная уравновешенность, контроль своих эмоциональных проявлений, адекватность проявляемых эмоций;
· стрессоустойчивость;
· креативность, способность к творческому решению задач, что особенно важно для инновационной деятельности;
· стремление к достижению, предполагает принятие на себя ответственности в решении проблемы, стремление к умеренному, предсказуемому риску, потребность в конкретной обратной связи;
· предприимчивость;
· ответственность, включающая в себя с одной стороны верность договорённостям, с другой - высокое качество производимой продукции;
· надёжность в выполнении задания;
· независимость, своя точка зрения, своё профессиональное и человеческое лицо;
· общительность, одна из наиболее важных характеристик успешности, так как руководитель около трёх четвертей своего рабочего времени посвящает именно общению.
Названные выше черты личности эффективного руководителя
Р. Л. Кричевский дополняет следующими менеджерскими характеристиками:
1. Широта взглядов, глобальный подход,
2. Долгосрочное предвидение и гибкость,
3. Энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска,
4. Упорная работа и непрерывная учёба,
5. Умение чётко формулировать цели и установки, готовность выслушивать мнение других,
6. Беспристрастность, бескорыстие и лояльность,
7. Способность полностью
8. Личное обаяние,
9. Способность создавать
10. Здоровье.
Л. И. Уманский исследовал организаторские способности в 70-80-е годы.
В ходе исследования организационных способностей были выделены 3 группы качеств, отличающие эффективных руководителей [18]:
1. Организаторское чутье (организаторская проницательность) – умение разбираться в людях; проявляется в:
- Психологической
- Эмпатии (способность к сопереживанию,
пониманию эмоционального
- Рефлексии (отражение; умение поставить
себя на место другого
- Практический психологический
склад ума (интерес к психологическим
качествам других людей и
- Психологический такт (чувство
меры, границ поведения во взаимодейс
2. Эмоционально-волевая
- Социальная энергичность –
способность заряжать своей
- Высокая требовательность – способность предъявлять окружающим высокие требования для достижения определенных результатов.
- Критичность – способность
фиксировать отклонения от
3. Склонность к организаторской деятельности - потребность человека в осуществлении организаторской деятельности, спонтанное проявление организаторской активности, речевая активность, высокая степень участия в деятельности, принятие ответственности за результаты.
По мнению Т. Коно, наиболее эффективным является новаторско-аналитический стиль руководства, способный обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции [8]. Данный стиль руководства подразумевает: преданность организации, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, генерирование большого числа идей и альтернатив, быстрое принятие решений и хорошая интеграция коллективных действий, чёткость в формулировании целей и установок, готовность учитывать мнение других, терпимость к неудачам.
А. В. Кузнецов рассматривает другой стилевой вариант современного эффективного руководителя - соучаствующее (или партисипативное) управление. Данному стилю руководства присущи следующие характеристики:
Информация о работе Преимущества и недостатки различных стилей руководства