Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:17, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившими представления о характере труда, успехе, карьере. Теоретической неразработанностью проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности, а также необходимостью создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.2.Многомерные стили руководства
1.3. Психологические типы руководителя
2. ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание:
Введение
1 Теоретическая часть
1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ
СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.2.Многомерные стили руководства
1.3. Психологические типы руководителя
2. ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время способность большинства
компаний выжить и преуспеть в современном
деловом мире во многом зависит от того,
насколько эффективны отношения руководства
и коллектива. Эффективное руководство
предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые
личностные качества и ресурсы. Для руководителей
способность к созданию положительного
психологического климата в коллективе
с целью оптимизации деятельности организации
является одной из составляющих профессиональной
компетентности.
Благодаря Анри Файолю управление стали
считать особой специфической деятельностью.
В этой связи возникла особая прикладная
междисциплинарная наука - "психология
управления".
В психологии управления часто употребляется
понятие "человеческий фактор". Человеческий
фактор - это всё то, что зависит от человека,
его возможностей, желаний, способностей.
Человек- важнейший ресурс производства.
Эффективность использования всех остальных
видов ресурсов определяется квалификацией
и мотивацией человека-работника.
Важность человеческого фактора определяется
тем, что возрастает роль человека и его
возможностей в процессе управления различными
объектами. Чем сложнее управление, тем
больше растут требования к интеллектуальным
функциям человека и другим психическим
процессам, начиная от восприятия и внимания,
и заканчивая ответственностью за человеческие
жизни. Недоучёт человеческих факторов
обычно приводит к тому, что на производстве
увеличивается число производственных
конфликтов, повышается текучесть кадров,
увеличиваются сбои в работе, следствием
чего являются потери в производительности
труда.
В последнее время в практике кадрового
отбора используются интеллектуальные
тесты для психологической оценки личности
(интеллектуальные тесты Кеттела, Айзенка).
Методология выбора профессий для человека
и профессионала для организации имеет
много общего. Для каждой специальности
существует перечень наиболее важных
профессиональных качеств, без обладания
которыми не будет профессионала. Чаще
всего, опираясь на внешние характеристики,
люди выбирают так называемые "модные
профессии". Наибольшее количество
случайных людей находится среди руководителей.
Начальник-это самый модный род занятий,
который появился задолго до Homo Sapiens. Вожак,
вождь, лидер, директор, председатель,
руководитель подразделения, командир
- вот далеко не полный перечень его имён.
Чем же отличаются эти люди от всех остальных?
Какими качествами должен обладать человек,
чтобы не просто ему нравилось, что он
ими руководит.
Так административная деятельность опирается
на универсальный набор личностных свойств,
которые обеспечивают организаторские
способности, умение подчинять и вести
за собой людей, интегрировать трудовой
процесс, принимать самостоятельно решения,
осуществлять при этом соподчинённость
по отношению к вышестоящим структурам.
При этом часть специальность отходит
на второй план и начинает играть второстепенную
роль.
Руководитель - это не профессия, это социально-производственная
роль, общественная позиция человека в
данном конкретном коллективе.
Требования к должности могут совпадать
с личностными установками и способностями,
и тогда - это было для него, и для руководимых
им людей. Но если он стремится к лидированию,
а должность не соответствует его притязаниям,
- это проявляется в неудовлетворённости
человека своей работой и вызывает эмоциональную
дополнительную напряжённость со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Если же он занимает должность руководителя,
но по своим психодиагностическим показателям
(свойствам характера и способностям)
не соответствует этой роли, то это проблема
не только его личных амбиций, но и работоспособности
всего руководимого им коллектива.
Большинство людей всю жизнь решают проблему,
которая состоит в примирении двух одинаково
важных тенденций: полностью сочетаться
как личность, проявить себя, добиться
всего задуманного и при этом не пойти
в острый конфликт с обществом, жить в
согласии с окружающими, не ущемлять их
интересов. Мудрецы давно облекли эту
проблему в формулу: "Если я не за себя,
то кто за меня? Но если я только за себя,
для чего я?" следуя такому выводу, большинство
людей старается сохранить этот баланс
таким образом, чтобы и самим проявиться,
и других не обидеть.
Личностные свойства менеджера - это непростой,
неоднозначный тип характера: наряду с
живостью, общительностью, элементами
артистичности, умением быть убедительными
и настойчивыми, не теряя при этом теплоты
эмоционального настроя.
Менеджер должен быть также осторожным,
гибким, вовремя улавливающим настроение
другого человека, умеющим не только наступать,
но и с честью отступать, продолжив затем
наступательные акции с других заново
отработанных позиций.
Вот такое сложное сочетание казалось
бы противоречивых свойств. Если у человека
имеется хотя бы половина необходимых
качеств из этого арсенала психологически
важных свойств, и если он интеллектуально
развит и достаточно уравновешен, у него
есть желание посвятить себя такого рода
деятельности, то остальное - дело тренированности
и самосовершенствования.
"Должность и сотрудник должны соответствовать
друг другу, как перчатка руке: не жмёт
и не морщит, удобно и красиво. Если деятельность
по своим характеристикам совпадает с
мотивационными, эмоциональными, познавательными
и коммуникативными особенностями человека,
то сам процесс трудовой активности приносит
удовольствие или, по крайней мере, меньше
утомляет и не вызывает негативных эмоций".
(Л,Н,Собчак)
Актуальность исследования обусловлена
существенными изменениями в социальной,
политической, экономической жизни современного
российского общества, психологии людей,
затрагивающими взаимоотношения в коллективе,
систему ценностных ориентации, норм поведения,
перестроившими представления о характере
труда, успехе, карьере. Теоретической
неразработанностью проблемы соответствия
личностных психологических качеств руководителя
и требований профессиональной управленческой
деятельности, а также необходимостью
создания более прогрессивных форм управления
в организации, обусловленных взаимозависимостью
личностных характеристик руководителя
и социально-психологического климата
коллектива, основанных на современных
методиках формирования управленческого
корпуса и моделях управления персоналом
Объект исследования: личность руководителя.
Предмет исследования: личностные характеристики
руководителя, позитивно влияющие на социально-психологический
климат коллектива
Цель исследования: выявить личностные
характеристики руководителя, позитивно
влияющие на социально-психологический
климат коллектива.
Задачи исследования:
1. Определить психологический портрет
эффективного руководителя.
2. Выявить личностные качества руководителя,
которые обусловливают благоприятный
социально-психологический климат.
3. Выявить критерии
4. Провести теоретический анализ
психологических особенностей личности
руководителя, влияющих на психологический
климат
Методы исследования:
В исследовании в качестве основного метода
исследования составили: обзорно-аналитический
метод, включающий теоретический анализ
психологической литературы по исследуемому
вопросу,
психологические теории личности , взгляды
различных психологов на роль руководителя
в процессе управления, теории управления.
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ
СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных [1]. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства - своего рода “почерк” в действиях менеджера [6].
Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).
Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм [2]. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу [7].
Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями [16]. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию [13].
Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы [1].
Все стили руководства можно разделить на «одномерные» и «многомерные». Рассмотрим каждую группу ниже.
Одномерные стили руководства
К «одномерным» стилям относятся:
· Авторитарный стиль руководства
· Демократический стиль руководства
· Либеральный стиль руководства
В целом в рамках перечисленных стилей руководства возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
· руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;
· руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
· руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
· руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультации с подчиненными;
· руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;
· руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
· руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.
Для оценки эффективности каждого из стилей руководства американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.
В заключение приведем сводную таблицу характеристик "одномерных" стилей руководства, предложенную отечественным исследователем
Э. Старобинским (см. таблицу 1).
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
Таблица 1.
Характеристика «одномерных» стилей руководства
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Способ принятия решений |
Единоличный с подчиненными |
На основе консультаций сверху или мнения группы |
На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных |
допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
- |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, активно идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательной |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |
Информация о работе Преимущества и недостатки различных стилей руководства