Преграды в коммуникациях предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Слово «менеджмент» все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя, привычное понятие «управление» и становясь одним из символов обновления, перехода на путь цивилизованного развития, по которому следуют другие государства. С одной стороны, такая во многом не оправданная замена, является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление — это далеко не одно и то же.
Долгие годы управление в нашей стране было связано с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества и прежде всего над хозяйственной сферой. В этих условиях оно представляло собой деятельность, закрепощавшую людей, ограничивающую их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы.

Оглавление

1.Эволюция управленческой мысли…………………………………………6
2. Преграды в коммуникациях предприятия…………………………………11
3. Текущее планирование………………………………………………………15
4. Руководитель и лидер………………………………………………………..18
Литература

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

Содержание.

1.Эволюция   управленческой   мысли…………………………………………6

2. Преграды в  коммуникациях  предприятия…………………………………11

3. Текущее планирование………………………………………………………15

4. Руководитель и лидер………………………………………………………..18

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово «менеджмент» все более  активно вторгается в нашу жизнь, заменяя, привычное понятие «управление» и становясь одним из символов обновления, перехода на путь цивилизованного  развития, по которому следуют другие государства. С одной стороны, такая  во многом не оправданная замена, является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление — это далеко не одно и то же.

Долгие годы управление в  нашей стране было связано с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господства над  всеми сторонами жизни общества и прежде всего над хозяйственной  сферой. В этих условиях оно представляло собой деятельность, закрепощавшую  людей, ограничивающую их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей  работы.

В противоположность этому  менеджмент ассоциируется со свободой, с правом и обязанностью принимать  самостоятельные решения, и в  этом смысле он действительно является для нас чем-то новым, необычным, важным и нужным для успешного  строительства новой жизни.

Само понятие management в смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей») появилось с началом промышленной революции XVIII—XIX вв. Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих, реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей, занимающих высшие должности в фирме, и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».

Практическая реализация управленческих функций этими лицами также называется менеджментом. Она  может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, это  — управление организацией, действующей  в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения  в любых неожиданных обстоятельствах. В его рамках определяется что, когда  и кому производить, как планировать, распределять и эффективно использовать ресурсы, с помощью каких процедур и методов управлять людьми.

С другой стороны, менеджмент — это управление самостоятельным  видом деятельности, не обязательно  предполагающее создание предприятия  и руководство подчиненными, например, организация выступлений звезд  эстрады, спортивных и массовых мероприятий  и т.п.

Цель менеджмента в  том и другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого  состояния, качественно или количественно  отличающегося в лучшую сторону  от существующего.

Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей  США начал в 1881 г. оду Джозеф Вартон...Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

И, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как  экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. До сих пор нет  единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет  свой собственный, отличный от других наук предмет, или можно говорить только о «научном менеджменте», интегрирующем  соответствующие положения и  выводы других наук, опыт многих поколений  управляющих и личное искусство  каждого. Окончательный ответ здесь  еще только предстоит дать, поэтому  в данном изложении сознательно  опущен вопрос о предмете и методе менеджмента как научной дисциплины.

Менеджмент в принципе не дает готовых рецептов идеальной  организации и самых лучших методов  решения проблем, пригодных на все  случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить  вопросы и искать на них ответы, а также задает для людей некоторые  простейшие правила игры.

Рассмотрим основные виды менеджмента, свойственные современным  организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, используя в изложении  здесь и в дальнейшем по возможности  русский термин «управление».

Прежде всего речь должна идти об организационном управлении, объектом которого являются процессы создания организации, формирования ее структуры, механизма реализации управленческих функций, выработки решений, регламентов и инструкций и т.п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач. Но сами эти решения являются уже объектом перспективного или текущего управления.

В рамках первого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким  образом обеспечивается ее будущая  жизнеспособность. Второе связано с  постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его  необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми  ресурсами, контролем и оценкой  достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.

Менеджмент имеет несколько  объектов, к которым можно отнести: производство, материально-техническое  снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов).

Управление производством  обеспечивает эффективное осуществление  процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции; текущих параметров технологического процесса; рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования; обеспечении своевременного ремонта оборудования, оперативном устранении сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроле качества, ассортимента продукции и услуг; текущем руководстве персоналом, его стимулировании.

Управление материально-техническим  снабжением и сбытом готовой продукции  состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, произведенных  товаров, отправки их покупателям.

Управление инновациями, то есть нововведениями, имеет своим  объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создания опытных  образцов и внедрения новинок  в производство.

.

 

1.Эволюция   управленческой   мысли.

 Эволюция   управленческой   мысли  в ХХ веке стала,  по какому-то молчаливому всеобщему  согласию, предметом монополии американского  менеджмента. В этом легко убедиться,  ознакомившись с трактовкой становления  менеджмента в западных источниках. Это не совсем так. Достаточно  вспомнить: "Всеобщую организационную  науку" А.А. Богданова, опубликованную  еще в 20-х годах ХХ века, в  которой был предвосхищен "системный  подход" задолго до его появления  на Западе. Можно также вспомнить  то обстоятельство, что прототипом "долгосрочного планирования" (предтечей стратегического менеджмента)  являлись, как ни странно, "планы  пятилетки" Советского Союза  1920-30-х гг.

Научное управление (1885-1920). Основателями подхода "научное управление" принято считать Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри  Ганта. В рамках данного подхода использовались две основных процедуры: 1) анализ содержания работ исполнителей и определение ее основных компонентов; 2) опираясь на результаты наблюдений (т.е. на результаты первой процедуры), совершенствование операций ручного труда за счет устранения лишних, непродуктивных движений.

Легко заметить, что название "научное управление" присвоено  данному подходу по какому-то недоразумению  теми, кто, по-видимому был далек от понимания сущности понятия "научности"2. Описанные основные процедуры подхода могут претендовать лишь на роль "рационализации труда", которую в практике зачастую осуществляют сами исполнители.

Нет ничего научного и в  других открытиях данной школы: отбор  наиболее подходящих работников; обеспечение  работников требующимися ресурсами; использование  материального стимулирования работников для повышения производительности труда; отделение планирования и  обдумывания от самой работы [Мескон, С.70 ]. В связи с этим, правильнее было бы называть рассматриваемую школу - "школой рационализации исполнительской деятельности".

Главной заслугой школы управления является проведение явной границы  между "самой работой" и анализом работы ("отделение планирования и обдумывания от самой работы"). Эта граница является крайне важной для становления управленческой деятельности3 и понимания ее принципиального  отличия от исполнительской. (Эту линию позднее подхватит А.Файоль.)

Другим вкладом "научной  школы управления" можно считать  неявное выделение некоторых  управленческих функций, а именно: прообраз функции "снабжения" ("обеспечение  работников требующимися ресурсами") и материальной "мотивации" ("использование  материального стимулирования работников для повышения производительности труда").

Классическая4 или административная школа в управлении (1920-1950). Основателем классической или административной школы в управлении считается Анри Файоль. Ведущей целью этой школы было создание универсальных принципов управления, следование которым должно неизменно приводить организацию к успеху. Эти принципы разделяются на две группы. Группа принципов, связанных с рациональной системой управления организацией. Вторая группа принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Ключевым вкладом классической школы было выделение нескольких взаимосвязанных функций управления, что привело к окончательному оформлению и признанию менеджмента  как самостоятельной области  деятельности, обладающей своими специфическими функциями и задачами.

Школа человеческих отношений (1930-1950). Если "научная" и "классическая" школы управления практически игнорировали социальный фактор внутри организации  и реализовывали, в основном, технократический подход, то "школа человеческих отношений" (М. Фоллет, Э.Мэйо и др.) напротив, стала придавать социальному фактору ключевое значение. Дело в том, что прямое приложение формальных (обезличенных) постулатов предыдущих школ управления очень быстро вскрыло их неэффективность в практике, особенно в ситуациях, когда усилиям управленца по каким-то причинам противопоставлялись неформальные отношения в коллективе. Любую организацию можно считать синтезом "технической" и "социальной" сторон, поэтому совершенно закономерно то, что после однобокой увлеченности теоретиков сугубо техническими аспектами управления маятник качнулся в противоположную сторону - социальных отношений в организации. Кроме того, ситуацию вторичной (социальной) однобокости стимулировала массовая увлеченность специалистов психологией, авторитет которой в 30-х годах нарастал чрезвычайно быстро. Сторонники школы человеческих отношений стали рассматривать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации: если руководство проявит большую заботу о своих работников, то ® уровень удовлетворенности работников возрастет, что приведет ® к увеличению производительности труда работников. Вот такая нехитрая логика.

Поведенческие науки (1950- по настоящее время). Школа поведенческих  наук взяла в основу одно из популярных в то время направлений психологии - поведенческого бихевиоризма. Сторонники этого подхода были убеждены, что  правильное применение поведенческой  теории неизбежно приведет к повышению  эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом. Иллюзорность подхода довольно быстро показала практика. Напомним читателю, что бихевиоризм базировался на формуле "стимул ® реакция" (позднее: "стимул ® внутренняя переменная ´ реакция"). Такой подход учитывал лишь "усредненного человека", игнорировал индивидуальные особенности личности, в силу чего мог оправдать возложенных на него надежд в практике взаимодействия с большим разнообразием живых характеров исполнителей.

Основным вкладом школ человеческих отношений и поведенческой  науки следует, по-видимому, считать  проблематизацию формально-механистического подхода в управлении, доминировавшего до появления этих школ.

Наука управления5 или количественный подход (1950 - по наст. время). Главной особенностью количественного подхода является попытка заменить описательный анализ деятельности математическими моделями с количественными значениями. Особое оживление в данном направлении дало развитие компьютеров, позволяющих исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности и приближать, таким образом, модели к реальности.

Вкладом количественного  подхода следует, по-видимому, считать  придание большей строгости управленческому  анализу ситуаций, за счет стремления уйти от случайных взглядов и мнений управленца к использованию экономико-математических методов анализа.

Интересно заметить, что  историческое становление менеджмента  косвенно соотносится с логической линией усложнения типов управления, разработанной О.С. Анисимовым [ОСА, Акмеология]:

управление объектами;

управление поведением живых  организмов;

управление жизнедеятельностью человека;

управление противодействием;

управление согласовательными  процессами;

управление мыслекоммуникацией;

управление исполнительской  деятельностью;

управление кооперативными системами деятельности.

Очевидно, что "научное  управление" и "административная школа в управлении" находились на уровне - управление объектами, т.к. не учитывали "внутреннее устройство" работников, воспринимая их обезличенным образом.

Информация о работе Преграды в коммуникациях предприятия