Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 07:12, статья
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления. Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.
Эссе по теме:
«Предмет и содержание менеджмента»
«Один скрипач может играть сам по себе,
оркестр же нуждается в дирижере»
Карл Маркс
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления. Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Хотя все эти слова являются по отношению друг к другу, термин управление имеет более высокий смысл. Управление-это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности в роли субъекта управления выступает менеджер.
Менеджмент самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение. Достижение в любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент (от англ.management- управление, организация)-система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий:
Организация и управление ( производством и коллективом);
Постановка и корректировка задач;
Разработка этапов работы;
Принятия решений;
Налаживание коммуникаций ( методов и форм передачи информации);
Регулирование процессов;
Сбор и обработка информации;
Анализ информации;
Подведение итогов работы.
Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений менеджмента приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»:
«Менеждмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.
Цели менеджмента:
Получение (увеличение) прибыли;
Повышение эффективности хозяйствования;
Удовлетворение потребностей рынка;
Решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
Организация производства конкурентоспособных товаров;
Совершенствование производственного процесса;
Внедрение новейших наукоемных технологий;
Повышение качества продукции;
Снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента - организация и управление производством продукции.
Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциации по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера.
Распределение служебных функций
Условно менеджеров подразделяют на три основных группы:
Высший уровень (top manager) - это генеральный директор, директоры, члены правления предприятия;
Среднее звено (middle manager) - руководители управления, отделов, цехов;
Низшее звено (entry manager) - руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществления контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль работы подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящим, т.е. менеджером среднего и низшего звеньев.
Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики стратегии предприятия, то несреднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе: за изменение организационных структур; разработку систем производства и сбыта продукции; организацию взаимодействия, функциональных подразделений компании; своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией; координирование и управление работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему использовать новейшие методы и технические средства ее решения. В свою очередь особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителем низшего звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов; соблюдение правил техники безопасности; сбор анализа и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной является - менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами - это региональный менеджер; если за распространение какой-то группы товаров - product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара - brand manager;
если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения - это project manager.
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
При рыночных отношениях авторитет менеджера зарождается: на заинтересованности и творческом подходе; искусстве стратегического управления и умении осуществлять общее руководство; умении сотрудничать и мотивировать людей; искусстве планирования деятельности; готовности к риску; духовном и физическом здоровье; быстрой реакцией на изменении, происходящей во внешней и внутренней среде организации. Иными словами, менеджер должен обладать высоким управленческим потенциалом.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
Глубокие познания организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
Знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятий;
Предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
Новаторство, изобретательность;
Напористость, смелость, целеустремленность.
Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова:
Уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;
находить выход их конфликтных ситуаций;
быть предельно объективным независимо от своих симпатий;
подбирать, обучать и выдвигать работников;
уметь подчиняться и соблюдать субординацию;
искусно вести деловые переговоры.
Богатый практический опыт менеджмента выработал некоторые рекомендации начинающему менеджеру:
Не делать все самостоятельно;
Не считать себя лучше других;
Не браться за все дела сразу;
Не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня;
Четко разграничивать функции работников, определять конкретные задания и обязанности;
Не перекладывать собственные упущения в работе на других. Нельзя забывать о социальной направленности менеджмента. Социальная страна деятельности менеджера предполагает, с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфортные условия в производственных помещениях и др.). Однако есть и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о которой, к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идет о необходимости честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные условия для плодотворной деятельности менеджера и возглавляемой им компании. Здесь возможности для участия менеджера в решении социальных проблем безграничны. Это не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной деятельности.
Хороший пример для подражания в этом отношении продемонстрировал в свое время К.Мацусита –основатель японской компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd (торговые марки Panasonic, Technics). Его считают одним из гениев менеджмента. К.Мацусита так сформулировал основные цели бизнеса: «Через производство товаров высокого качества, удовлетворяющих требования потребителей, служить прогрессу, вносить вклад в общественное благосостояние и в дальнейшем развитие культуры».
Он разработал семь основных положений менеджмента:
Не хитри, будь честным;
Будь хозяином на своем месте;
Не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;
Относись с уважением и вниманием к окружающим;
Все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
С благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь-мы все берем у общества в долг;
Не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один –на общество.
Менеджмент-не догма. Современный менеджмент-это многообразие различных вариантов действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менеджмента. Определение закономерности, сформулированы принципиальные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента. Плохой менеджмент-основная причина спада в деятельности предприятия. Практический опыт работы всемирно известных компаний и выдающихся менеджеров подтверждает это правило.
Так, Г. Форд- старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. Надо лечить недуг изнутри, Ане наклеивать пластырь снаружи». Принцип фирмы гласит: «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться». Эту же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: «руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И ещё: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где сеть мозги». Ведущий специалист по менеджменту Питер Ф.Друкер так формулируют основные правила эффективного руководства: