Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы возрастает в связи с очевидным отказом в российской действительности от распространенной на определенном этапе концепции вредоносности всего государственного в экономике. Практика правоприменения в России наконец-то перестала односторонне воспринимать подходы других развитых стран к государственному регулированию экономики, а также к сходным формам участия государства в юридических лицах. Важность данной темы для российского государства трудно переоценить. Речь идет о
вещных правах организаций, создаваемых публичным собственником – о правах, на основе которых создаются и функционируют учреждения и унитарные предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Истоки появления права оперативного управления 5
1.2 Понятие и сущность права оперативного управления 11
1.3 Политические и правовые основы права оперативного управления 12
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
2.1 Объекты права оперативного управления 13
2.2 Право оперативного управления в системе вещных правовых понятий 15
2.3 Отраслевая принадлежность института оперативного управления 17
2.4 Распоряжение имуществом по оперативному управлению 18
2.5 Основания возникновения и прекращения права оперативного управления 19
3. ВИДЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 20
3.1 Право оперативного управления казенного предприятия 20
3.2 Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
1. Право хозяйственного ведения
или право оперативного
имуществом, в отношении которого собственником принято решение о
закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у
этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если
иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением
собственника.
2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
3. Право хозяйственного ведения
и право оперативного
3. ВИДЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Право оперативного управления казенного предприятия
Казенное предприятие вправе распоряжаться
закрепленным за ним имуществом по общему
правилу лишь с предварительного согласия
собственника, что свидетельствует о его
весьма ограниченных возможностях самостоятельного
участия в гражданском обороте. Оно не
вправе отчуждать или иным образом распоряжаться
недвижимым, ни недвижимым имуществом
собственника без его специального согласия,
если только речь не идет о производимой
им (готовой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК). В
отношении последней закон устанавливает
иной порядок: этой продукцией казенное
предприятие по общему правилу может распоряжаться
самостоятельно, если иное не установлено
законом либо иными правовыми актами.
Собственник устанавливает также
и порядок распределения доходов казенного
предприятия, не согласуя его с самим предприятием
(п. 2 ст. 297 ГК), что отличает его возможности
от аналогичных возможностей по отношению
к обычному унитарному предприятию, где
он лишь «вправе получить часть прибыли»
от использования унитарным предприятием
его имущества.
В действующем законодательстве эти и
другие особенности правового режима
имущества казенных предприятий предусмотрены
в Типовом уставе казенного завода (казенной
фабрики, казенного хозяйства), созданного
на базе ликвидированного федерального
государственного предприятия, утвержденном
постановлением Правительства РФ от 12
августа 1994 г. № 908 (СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1982)
и действующем в части, не противоречащей
соответствующим правилам ГК.
Казенные предприятия отвечают
по своим обязательствам всем своим имуществом,
а не только денежными средствами (п. 5
ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными
предприятиями, постоянно участвующими
в имущественном обороте. Однако при недостатке
у них имущества для погашения требований
кредиторов Российская Федерация несет
по их долгам дополнительную (субсидиарную)
ответственность, что исключается для
обычных унитарных предприятий – субъектов
права хозяйственного ведения (п. 5 ст.
115 ГК).
3.2 Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения
Учреждение в соответствии с прямым указанием
п. 1 ст. 298 ГК вообще лишено права распоряжения,
в том числе и отчуждения любого закрепленного
за ним имущества, если только речь не
идет о денежных средствах, расходуемых
им по смете в строгом соответствии с их
целевым назначением (а также о сделках
дарения вещей, совершаемых с согласия
собственника имущества в соответствии
с п. 1 ст. 576 ГК). Таким образом, учреждение
по общему правилу даже с согласия собственника
не вправе отчуждать закрепленное за ним
как движимое, так и недвижимое имущество
собственника. При возникновении такой
необходимости оно вправе просить собственника
о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел
отчуждение принадлежащего ему имущества.
Кредиторы учреждений могут
требовать обращения взыскания не на все
имущество этих юридических лиц, а только
на находящиеся в их распоряжении денежные
средства. При недостаточности последних
для погашения обязательств к дополнительной
(субсидиарной) ответственности привлекается
собственник-учредитель. Таким образом,
можно говорить о том, что имущество учреждений,
за исключением имеющихся у них денежных
средств, забронировано от взыскания кредиторов.
Это ограничение имущественной базы ответственности
учреждений является прямым следствием
весьма ограниченного характера предоставленных
им как некоммерческим организациям прав
участия в имущественном обороте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев право оперативного управления можно прийти к тому, что право оперативного управления берет свое начало в старой экономической и правовой системе России. Тогда предприятия наделялись лишь правом оперативного управления.
Правовая конструкция хозяйственного ведения и оперативного управления позволяет удачно совмещать значительную степень контроля со стороны собственника с достаточной для успешного ведения уставной деятельности
самостоятельностью унитарного предприятия и учреждения. Данное свойство незаменимо для тех видов деятельности и сфер общественной жизни, в которых получение прибыли является лишь сопутствующей, не первоочередной целью, а именно, в сферах общественно-полезных интересов.
Институт оперативного управления, создан для того, чтобы служить правами обособления собственного имущества субъекта права.
Таким образом, право оперативного управления
может повсеместно стать на деле эффективным
орудием управления государственным и
муниципальным имуществом. С возрастанием
в российской практике гражданского оборота
профессионализма, деятельного и ответственного
подхода к делу эти два института будут
всё больше восприниматься как обязательные
спутники права собственности, выполняющие
полезные социально-экономические функции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ