Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы возрастает в связи с очевидным отказом в российской действительности от распространенной на определенном этапе концепции вредоносности всего государственного в экономике. Практика правоприменения в России наконец-то перестала односторонне воспринимать подходы других развитых стран к государственному регулированию экономики, а также к сходным формам участия государства в юридических лицах. Важность данной темы для российского государства трудно переоценить. Речь идет о
вещных правах организаций, создаваемых публичным собственником – о правах, на основе которых создаются и функционируют учреждения и унитарные предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Истоки появления права оперативного управления 5
1.2 Понятие и сущность права оперативного управления 11
1.3 Политические и правовые основы права оперативного управления 12
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
2.1 Объекты права оперативного управления 13
2.2 Право оперативного управления в системе вещных правовых понятий 15
2.3 Отраслевая принадлежность института оперативного управления 17
2.4 Распоряжение имуществом по оперативному управлению 18
2.5 Основания возникновения и прекращения права оперативного управления 19
3. ВИДЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 20
3.1 Право оперативного управления казенного предприятия 20
3.2 Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Отчуждение государством в начале 1990-
х годов основных принадлежащих ему имуществ,
в первую очередь, через процесс массовой
приватизации, оставило в государственной
собственности преимущественно объекты
(в том числе закрепленные за юридическими
лицами), существенно необходимые для
обеспечения исполнения функций государства.
На этом этапе право полного хозяйственного
ведения с его широким объемом правомочий
государственного предприятия стало препятствовать
рачительному и разумному управлению
государственным имуществом. Право полного
хозяйственного ведения создано по правовой
модели права оперативного управления.
По своей юридической сути право полного
хозяйственного ведения является правом
оперативного управления с измененным
объемом правомочий своего носителя.
1.3 Политические и правовые основы права оперативного управления
Право оперативного управления2
- особая разновидность вещных прав в гражданском
законодательстве РФ. По объему правомочий
значительно уступает праву собственности
и праву хозяйственного ведения. В соответствии
с ГК РФ субъектами право оперативного
управления могут быть только казенное предприятие
и учреждение. Эти юридические лица
в отношении закрепленного за ними имущества
осуществляют в соответствии с целями
своей деятельности, заданиями собственника
и назначением имущества - права владения,
пользования и распоряжения им. При этом
собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое
либо используемое не по назначению имущество
и распорядиться им по своему усмотрению.
Казенное предприятие может отчуждать или
иным способом распоряжаться закрепленным
за ним имуществом только с согласия его
собственника. Казенное предприятие самостоятельно
реализует производимую им продукцию,
если иное не установлено законом или
иными правовыми актами. Порядок распределения
его доходов определяется собственником
имущества. Учреждение не вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться закрепленным
за ним имуществом, а также приобретенным
за счет средств, выделенных
ему по смете. Если же в соответствии с
учредительными документами ему предоставлено
право осуществлять коммерческую деятельность,
то полученные от нее доходы и приобретенное
за счет этих доходов имущество поступают
в самостоятельное распоряжение
учреждения и учитываются на отдельном
балансе.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1
Объекты права оперативного
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК право оперативного
управления – это право учреждения или
казенного предприятия владеть, пользоваться
и распоряжаться закрепленным за ним имуществом
собственника в пределах, установленных
законом, в соответствии с целями его деятельности,
заданиями собственника и назначением
имущества.
Субъектами данного права теперь
могут быть как унитарные (казенные) предприятия,
строго говоря, относящиеся к категории
коммерческих организаций, так и финансируемые
собственниками учреждения, относящиеся
к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель
создает субъекты права оперативного
управления, определяя объем их правоспособности,
утверждая их учредительные документы
и назначая их руководителей. Собственник
может также реорганизовать или ликвидировать
созданные им учреждения (или казенные
предприятия) без их согласия. Столь
«узкий» характер правомочий субъекта
права оперативного управления обусловлен
ограниченным характером его участия
в имущественном (гражданском) обороте.
Вместе с тем это обстоятельство не должно
ухудшать положение его возможных кредиторов.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона о введении в действие
части первой ГК РФ режим имущества казенного
предприятия распространяется теперь
на имущество всех индивидуальных частных
предприятий, предприятий, принадлежащих
общественным организациям и другим частным
собственникам, сохраняющимся в этой организационно-правовой
форме до 1 июля 1999 г.
Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс – все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника.
Составляющие право оперативного управления
правомочия имеют строго целевой характер,
обусловленный выполняемыми учреждением
(или казенным предприятием) функциями.
Собственник устанавливает таким юридическим
лицам прямые задания по целевому использованию
выделенного им имущества
(в частности, в утвержденной им смете
расходов учреждения). Он также определяет
целевое назначение отдельных частей
(видов) имущества, закрепленных за субъектами
права оперативного управления, путем
его распределения (в учетных целях) на
соответствующие специальные фонды. При
этом имущество, включая денежные средства,
числящееся в одном фонде, по общему правилу
не может быть использовано на цели, для
которых существует другой фонд (при недостатке
последнего).
В зависимости от субъектного
состава право оперативного управления
имеет и свои особенности (разновидности).
Они обусловлены различиями в содержании
правомочия распоряжения имуществом собственника,
а также в условиях (порядке) наступления
его субсидиарной ответственности по
долгам субъекта этого права. С этой точки
зрения следует различать право оперативного
управления, признаваемое за казенным
предприятием и за финансируемым собственником
учреждением.
2.2 Право оперативного управления в системе вещных правовых понятий
Правовая сущность института права оперативного управления наилучшим образом находит свое отражение при исследовании места указанного института в системе вещных прав. В силу прямого указания закона право хозяйственного ведения и
право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся
собственниками3. В той же норме отражены два главных признака вещных прав, а именно право следования: переход права собственности на имущество не прекращает названных прав (п.3), - и абсолютная защита этих прав: вещные права «защищаются от их нарушения любым лицом», даже собственником (п.4). В научной литературе выделяется множество и других признаков вещных прав, но все они носят дискуссионный характер, впрочем, как и сама необходимость существования института вещных прав, границу которых с обязательственными правами определить порой весьма затруднительно.
Тем не менее, законодатель счёл необходимым отразить данный институт в Гражданском кодексе, и его раздел 2 был назван « Право собственности и другие вещные права». Приведённые выше критерии, к сожалению, «свидетельствуют о шаткости позиции, занятой законодателем при вычленении вещных прав», так как порой эти признаки принадлежат правам, «которые лишь с большой натяжкой относятся к вещным, а то и вовсе не относятся к ним».
Существуют признаки ограниченных вещных прав:
Можно выделить две группы вещных прав по объему правомочий:
I. Вещные права, объектом которых может быть, по общему правилу, любое имущество. Данные вещные права всегда имеют строго определённого (указанного в законе) субъекта. Возможность быть их носителем отнесена законодателем к неотъемлемым элементам правосубъектности, в результате чего данные права представляют собой единственно возможные правовые формы « имущественного обособления юридического лица», либо гражданина как субъектов права - право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления. При этом каждый субъект права может быть носителем лишь одного из вещных прав данной группы.
II. Вещные
права, объектом которых может
быть только конкретно
предусмотрено
законом или не вытекает из их сущности)
может быть любое лицо. Следует признать,
что данная категория вещных прав введена
законодателем именно в связи с особенностями
соответствующих имуществ: для земельных
участков - право пожизненного наследуемого
владения4, и право постоянного
(бессрочного) пользования; для любой недвижимости
- сервитуты. Суть этих вещных прав, в первую
очередь, - ограничение правомочий субъекта
одного из прав первой группы ради определённых
общественно или частно полезных интересов.
Поэтому установление подобных прав нередко
происходит помимо воли соответствующего
собственника, либо унитарного предприятия,
учреждения.
2.3 Отраслевая принадлежность института оперативного управления
Вопрос определения отрасли права, к которой относятся институт оперативного управления, а также смежных с ними правовых установлений имеет не только познавательное значение, но и непосредственный выход на ряд практических заключений.
От определения отрасли права, которой регламентируются указанное право обособления собственного имущества, будут зависеть результаты анализа как сущности юридических фактов, на основании которых соответствующие права возникают и прекращаются, так и правоотношений, в рамках которых происходит реализация соответствующих вещных прав.
Институт оперативного управления в советский
период рядом исследователей рассматривался
как комплексный институт, так как «ни
право оперативного управления в целом,
ни входящие в его состав правомочия по
владению, пользованию и распоряжению
государственным имуществом нельзя трактовать
как только административные или как только
гражданские правомочия». К этому исследователей
склоняло то, что « многообразие форм движения
(реализации) оперативного управления
порождает необходимость многоотраслевого
(комплексного) их регулирования». При
этом «в зависимости от способов ( средств)
его осуществления правомочия, из которых
право оперативного управления слагается,
могут выступать либо как гражданские,
либо как административные правомочия».
2.4
Распоряжение имуществом по
Распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении по общему правилу, право оперативного управления как право обособления собственного
имущества является достаточно ограниченным по объему входящих в него правомочий. Так, помимо целей деятельности, казенное предприятие и учреждение, финансируемое собственником, будучи субъектами права оперативного управления, в отличие от субъекта права хозяйственного ведения, связаны также заданиями собственника, назначением имущества, правом собственника изъять у него излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество (ст. 296 ГК). Казенное предприятие вправе распоряжаться любым своим имуществом исключительно с согласия собственника (п.1 ст. 297 ГК). Учреждение вообще в соответствии с п.1 ст. 298 ГК не вправе распоряжаться значительной частью принадлежащего ему имущества. Тем не менее, нельзя абсолютизировать утверждение о том, что право оперативного управления, во всяком случае, представляет своему носителю меньше прав, чем право хозяйственного ведения.
Так, часть 2 п.1 ст. 297 ГК устанавливает, что, по общему правилу, казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
Учитывая, что указанная продукция может быть недвижимостью, следует признать, что в этой ситуации у субъекта права оперативного управления оказывается больше прав и возможностей, нежели у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Более того, п.2 ст. 298 ГК, устанавливая право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от деятельности, приносящей доход, и имуществом, приобретенным на такие доходы, делает права учреждения на такое имущество шире не только прав казенного предприятия, но также и предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Ведь, в самостоятельное распоряжение может попасть, в том числе недвижимое
имущество, которым субъект хозяйственного ведения всегда распоряжается с согласия собственника. Имуществом, находящимся в самостоятельном распоряжении учреждения, оно сможет распоряжаться самостоятельно, то есть без чьего бы то ни было согласия.
2.5 Основания возникновения и прекращения права оперативного управления
Согласно ст. 299 ГК РФ Возникновение и прекращение права оперативного управления как и право хозяйственного ведения может наступать в: