Практика работы менеджера в кризисной ситуациях на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование и анализ теоретических и практических особенностей труда руководителя организации, определение эффективности действующего законодательства, обоснование предложений по его совершенствованию.
Для достижения указанных целей требуется разрешение следующих задач:
1. Изучить правовые основы работы руководителя организации.
2. Проанализировать вопросы заключения трудового договора с руководителем организации.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты работы менеджера на предприятии.
1.1 Правовые основы работы менеджера на предприятии в нормальных условиях
1.2 Понятие кризисной ситуации на предприятии
1.3 Правовые отличия работы предприятия в кризисной ситуации
Вывод по главе.
Глава 2. Практика работы менеджера в кризисной ситуациях на предприятии
2.1 Определение правовых условий работы менеджера на предприятии в кризисных условиях
2.2 Основные отличия работы менеджера в нормальных и кризисных условиях на предприятии
2.3 Практические рекомендации по уточнению работы менеджера в кризисных ситуациях на предприятии
Выводы по главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовик Антикризис.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты работы менеджера на предприятии.

1.1 Правовые основы работы менеджера на предприятии в нормальных условиях

1.2 Понятие кризисной ситуации  на предприятии

1.3 Правовые отличия работы  предприятия в кризисной ситуации

Вывод по главе.

Глава 2. Практика работы менеджера в кризисной ситуациях на предприятии

2.1 Определение правовых  условий работы менеджера на  предприятии в кризисных условиях

2.2 Основные отличия работы менеджера в нормальных и кризисных условиях на предприятии

2.3 Практические рекомендации  по уточнению работы менеджера  в кризисных ситуациях на предприятии

Выводы по главе

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе формирования и развития рыночной организации экономики особую актуальность приобрел вопрос о правовом положении руководителя организации (предприятия). Необходимость юридического воздействия на руководителя как на лицо, имеющее право принимать решения по вопросам хозяйственной деятельности, а также в области организации и управления трудом работников не вызывает сомнения. Однако комплекс вопросов, связанных с правовой природой отношения руководителя (генерального директора, директора, управляющего, менеджера и др.), и работодателя (собственника) — юридического лица (организации) или физического лица (индивидуального предпринимателя) — не нашел законодательного закрепления.

Между тем правоприменительная практика и программные документы государства свидетельствуют, что неэффективность деятельности руководителей обусловлена как низким качествам управления, так и невысоким уровнем их ответственности.

Предпринимательская деятельность осуществляется независимыми субъектами: физическими или юридическими лицами. Если эту деятельность ведет собственник (физическое лицо) в своих интересах и на свой риск, его труд вообще не подлежит правовому регулированию. Труд руководителя организации, не являющегося единоличным.

Объектом исследования являются аспекты работы менеджера на предприятии. Предмет исследования составляют особенности работы менеджера в кризисных условиях.

Целью работы является исследование и анализ теоретических и практических особенностей труда руководителя организации, определение эффективности действующего законодательства, обоснование предложений по его совершенствованию.

Для достижения указанных целей требуется разрешение следующих задач:

1. Изучить правовые основы работы руководителя организации.

2. Проанализировать вопросы заключения трудового договора с руководителем организации.

3. Исследовать особые условия трудового договора с руководителем организации.

Проблема, исследованию которой посвящена данная работа, привлекла внимание достаточно широкого круга ученых: Н.Г. Александрова, В. С. Андреева, В.В. Глазырина, Р.З. Лившица, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, Е. Б. Хохлова, Л.А.Чикановой и др. Специально данной проблеме посвящены статьи В Н. Гудимова, Т.Ю. Коршуновой, A.M.Куренного, Э.Р. Мартиросян. Большинство авторов полагает, что в условиях рыночной экономики труд руководителя существенно отличается от труда других работников, и поэтому средства его правового регулирования должны быть своеобразными. Однако ученые далеко не единодушны в вопросе о том, какими именно должны быть эти средства. Острую полемику вызывает правовая природа и отраслевая принадлежность правоотношений, возникающих в связи с трудом руководителя организации.

Для решения указанных задач, в работе использовались общенаучные методы исследования: диалектико-материалистический, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений; анализ, обобщение, синтез и логический метод, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, формально-юридический и системный. Совокупность этих методов позволила обеспечить исследование. поднятых вопросов, установить противоречия в действующем законодательстве, внести предложения по его совершенствованию.

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты работы менеджера на предприятии.

1.1 Правовые основы  работы менеджера на предприятии  в нормальных условиях

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках установленных целей.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. [2]

Юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных правовых актов и учредительных документов. Термин «руководитель организации» –собирательное понятие, которое конкретизируется в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, кооператив и пр.). [1]

С другой стороны, юридическое лицо и его руководитель состоят в трудовом правоотношении, в котором директор выступает уже не в качестве органа юридического лица, а как его работник, выполняющий специфическую трудовую функцию – осуществление актов, в которых реализована деятельность организации. Он наделен функциями управления, имеет соответствующие права и обязанности.

Двойственность правового статуса руководителя объясняет существующую актуальную с практической стороны коллизию между необходимостью защиты прав учредителей, акционеров, собственника имущества организации и защиты прав руководителя, являющегося работником. [7, с.52]

Трудовое законодательство выделяет несколько категорий руководящих работников, которые в силу своего особого статуса и позиции в управленческой структуре организации не вписываются в общие рамки правового регулирования труда работников. Для таких работников Трудовой кодекс РФ установил специальные правила заключения и расторжения трудового договора, ответственности и др. Этому посвящена как специальная 43 глава ТК, так и другие его нормы. [2]

Кодекс дает определение одного субъекта – руководителя организации: это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции единоличного исполнительного органа.

Называться такие должности могут по-разному – директор, генеральный директор, управляющий, председатель правления, ректор, руководитель.

Права и обязанности руководителя, его компетенция определяются не только в законе, но и в учредительных документах организации – уставе, внутренних документах, регулирующих деятельность руководителя. Их нужно закрепить и в трудовом договоре.

Как следует Трудового кодекса РФ, права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными актами, учредительными документами организации, трудовым договором.

Коллективный договор, локальные нормативные акты организации могут распространяться на руководителя организации лишь при условии, что это прямо закреплено в трудовом договоре с руководителем организации.

Это связано с тем, что при заключении коллективного договора, принятии (утверждении) локального акта руководитель выступает как представитель работодателя по отношению к своим подчиненным работникам.

Если более подробно рассматривать права и обязанности руководителя организации, то их можно разделить на две группы.

К первой группе можно отнести те права и обязанности, возникновение которых обусловлено тем обстоятельством, что руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях с возглавляемой им организацией, выступающей в качестве работодателя.

В самом общем виде эти права и обязанности закреплены статьей 21 Трудового кодекса РФ.

Так, например, руководитель организации, как и любой другой работник, безусловно, имеет право на:

1) заключение, изменение и расторжение трудового договора;

2) предоставление обусловленной трудовым договором работы;

3) рабочее место;

4) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

5) отдых;

6) защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

7) полную достоверную информацию об условиях труда;

8) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;

9) возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;

10) обязательное социальное страхование.

Вместе с тем руководитель организации обладает далеко не всеми правами работников, перечисленными в статье 21 Трудового кодекса РФ. Например, не имеет никакого практического смысла говорить о праве руководителя организации (как работника) на участие в управлении организацией и на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, так как он в силу закона является представителем работодателя и обязан осуществлять управление организацией, а также вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор (статья 33 Трудового кодекса РФ).

Что же касается права на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, то руководитель организации, безусловно, обладает и этим правом. Однако следует подчеркнуть, что реализация этого права представляется возможной лишь вне рамок возглавляемой им организации. Заметим, что абсолютным нонсенсом являются факты, когда на практике руководитель организации входит в тот же самый профсоюз, что и подчиненные ему работники. В такой ситуации можно смело говорить о нарушении принципа независимости профсоюзов как одного из важнейших принципов. В этой связи отметим и некоторые иные установленные законодательством ограничения трудовых прав руководителя организации.

Законами, иными нормативными актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора – проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другие.

Ко второй же группе относятся те права и обязанности, существование которых вытекает из положения руководителя организации как исполнительного органа юридического лица. Они закреплены в соответствующих федеральных законах, указах президента РФ и постановлениях правительства РФ, нормативных актах иных государственных органов, законах и подзаконных актах субъектов Российской Федерации, учредительных документах и локальных нормативных актах организации.

Как правило, к компетенции руководителя организации относятся все вопросы руководства ее текущей деятельностью (за исключением тех из них, которые отнесены к компетенции иных органов управления этой организации). Руководитель организации, действуя от имени организации по общему правилу без доверенности, в частности:

1) представляет ее интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами;

2) распоряжается имуществом организации;

3) заключает договоры и совершает иные сделки;

4) выдает доверенности;

5) открывает в банках расчетные и другие счета;

6) совершает иные необходимые юридические действия;

7) издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников организации;

8) утверждает положения о представительствах и филиалах;

9) утверждает штатное расписание организации;

10) принимает работников на работу и увольняет их с работы, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

11) утверждает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет меры по ее защите.

В числе важнейших обязанностей руководителя организации относится требование осуществлять свою деятельность в интересах организации добросовестно и разумно, не выходя при этом за рамки предоставленных ему полномочий.

1.2 Понятие кризисной ситуации на предприятии

Переход к рыночной системе хозяйствования в России ориентирован на макроэкономические изменения, либерализацию экономики, приватизацию объектов государственной собственности, подавление инфляции, стабилизацию обменного курса рубля.

Недостаточное внимание к проблемам микроэкономического уровня в первые годы реформ привело к обострению кризисного процесса в реальном секторе экономики. На предприятиях остро ощущалось отсутствие установленных норм и правил государственного влияния на кризисное состояние.

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Информация о работе Практика работы менеджера в кризисной ситуациях на предприятии