Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 00:14, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ особенностей управления конфликтами персонала в организации.
Задачи исследования:
Рассмотреть конфликты и их классификацию.
Дать определение внутриличностным и межличностным конфликтам в организации
Проанализировать некоторые способы разрешения конфликтов в организации.
Обосновать роль руководителя организации в управлении конфликтами
Введение……………………………………………………………………….…………3
Глава 1. Конфликты и стрессы в организации……………………..………………5
1.1 Понятие и сущность конфликтов и стрессов……………..………………………..5
1.2 Классификация конфликтов: внутриличностные и межличностные конфликты в организации………………………………………………………………………………..……..9
Глава 2. Практические вопросы управления конфликтами персонала в организации…………………………………………………………………………………....15
2.1 Способы разрешения конфликтов………………………………………………...15
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами………...…………19
2.3 Практическая значимость переговоров при преодолении конфликтов и стрессов…………………………………...……………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………...……29
Список использованной литературы……………………………………………..……31
К причинам фрустрации можно отнести, например, мелочный контроль за методами и темпами выполняемой сотрудником работы, непонимание ее содержания, отказ руководства заниматься жалобами и проблемами сотрудников, непонимание сотрудниками причин принимаемых решений, да и подчас элементарное нежелание руководства объяснять их и многое другое.
Во-вторых, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом целей. При этом обычно рассматривают три случая:
1) сотрудник
нацелен на достижение
2) сотрудник нацелен на избежание двух отрицательных целей (выбор "из двух зол меньшего");
3) сотрудник нацелен как на достижение, так и на избежание некоторой цели в том случае, когда эта цель обладает как положительными, так и отрицательными чертами9.
И, в-третьих, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом ролей, причем существует три типа конфликта ролей:
1) конфликт
между человеком и конкретной
ролью (например, человек, исповедующий
демократические взгляды, получает
назначение на руководящую
2) внутриролевой конфликт (противоречивые представления о том, как следует играть роль);
3) межролевой конфликт (один и тот же человек играет разные роли)10.
Подчеркиваем, что причины внутриличностного конфликта могут быть весьма разнообразными, что обусловлено сложностью и многообразием организационных
факторов, в структуре которых менеджер осуществляет свою деятельность11.
Межличностные конфликты связаны с индивидуальными различиями людей, их разными ценностными ориентациями, недостатком или недостоверностью информации, которой обладают участники конфликта, несовместимостью целей (например, цели менеджера по производству и менеджера по продажам противоположны) и пр. Для анализа межличностных конфликтов часто используется "окно Джохари", разработанное Джозефом Лафтом и Гарри Ингэмом, названное по первым буквам их имен, представляющее собой матрицу размером 2х2 и отражающее, по сути, возможные стили межличностного общения (рисунок 2).
Ясно, что наименее конфликтным случаем является ситуация, когда человек достаточно хорошо знает себя, свои сильные и слабые стороны, личностные особенности и одновременно достаточно хорошо разбирается в мотивах поступков других людей, знает их цели и устремления (Открытое "Я"), а наиболее конфликтным взрывоопасным случаем - ситуация незнания ни себя, ни окружающих людей (Неизвестное "Я"). Промежуточные случаи также могут приводить к межличностным конфликтам. Скажем, чеовек может раздражать других людей, не зная каких-то своих особенностей (Слепое "Я") или старается закрыться, спрятать свои чувства от других (Скрытое "Я"). Эта схема представляет собой как бы карту самосознания, составленную с точки зрения доступности
и видения своего "Я" как самим человеком, так и другими людьми12.
И, наконец, межгрупповые конфликты - это конфликты между различными службами и подразделениями компании, в частности между линейными подразделениями и штабными, между общественными организациями, например профсоюзом, и администрацией и т.п. Основными причинами таких конфликтов являются, например, борьба за ресурсы, статус, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий.
Таким образом подводя итоги первой главы можно сделать вывод, что конфликт это многообразное понятие, которое не всегда имеет негативный и деструктивный характер. С одной стороны, конфликт может разрушать отношения в компании, а с другой стороны он может приводить к улучшению ситуации и взаимоотношений участников коллектива.
Внутриличностный конфликт вызывается, во-первых, фрустрацией ( психологическое состояние ведущее к напряжению, тревожности, чувству безысходности и отчаяния), во-вторых, вызывается конфликтом целей и в-третьих, конфликтом ролей. Межличностные же конфликты связаны с индивидуальными различиями людей, их ценностями и ориентирами.
Основной задачей руководителя при разрешении внутриличностных конфликтов является снижение числа барьеров (воображаемых, реальных или потенциальных), которые вызывают или могут вызвать состояние фрустрации у его сотрудников. Эта цель может быть достигнута посредством перепроектирования рабочего места, более полного учета мотивации сотрудников и навыков лидерства.
Для уменьшения вероятности возникновения, например, горизонтальных конфликтов следует:
1) изменить
отношения (разграничить полномочия
и сферы ответственности
2) улучшить
координацию задач (разделить задачи
между подразделениями, разработать
процедуры взаимодействия
3) структурировать
общение и переговоры (обучить
технике ведения
4) улучшить межличностные взаимоотношения (провести обучение и тренинги, ротацию кадров, обмен персоналом между подразделениями, широко использовать систему временных творческих групп и команд). В случае вертикальных конфликтов - проводить регулярные встречи-беседы с подчиненными, выяснять их проблемы, желания, устремления, наконец, вводить четкие правила и процедуры, регламентирующие деятельность персонала компании13.
Вообще говоря, для разрешения конфликта и сохранения позитивных взаимоотношений между его участниками следует постоянно помнить о четырех весьма полезных советах Фреда Лютенса: остыньте, проанализируйте ситуацию, объясните собеседнику, в чем состоит проблема, и оставьте собеседнику выход.
Другими словами, если говорить более подробно:
1) дайте оппоненту выпустить пар (пока человек раздражен и возбужден, он неспособен к адекватной оценке действительности. Поэтому надо дать ему возможность успокоиться);
2) потребуйте
от оппонента спокойно
свойственно путать факты и эмоции, скажите, что будете учитывать только факты, а эмоции отметайте вопросами: "То, что вы говорите, относится к фактам или вашему мнению, догадке?");
3) сбивайте агрессию неожиданными приемами (например, попросите доверительного совета у оппонента, напомните ему о том, что вас связывало в прошлом);
4) не давайте
оппоненту отрицательных
5) попросите
оппонента сформулировать
6) предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты решения (старайтесь не искать виноватых, а искать выход из ситуации. Создайте спектр вариантов, а затем выберите лучший, взаимоприемлемый вариант. Если вы не можете договориться о чем-то, ищите объективную меру для соглашения: нормативы, законы, инструкции);
7) в любом
случае дайте возможность
8) отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий оппонента (целесообразно задать вопросы: "Правильно ли я вас понял?", "Вы хотели сказать. .?". Это устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к человеку, уменьшает возможную агрессию);
9) держитесь в позиции на равных (в споре позиции "ребенка" или "родителя" одинаково неэффективны. Держитесь на равных в позиции "взрослого". Это удержит оппонента от агрессии и поможет вам обоим сохранить лицо);
10) не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину (помните, что к извинению способны только уверенные в себе и зрелые личности);
11) ничего
не надо доказывать (в острых
конфликтных ситуациях никто
никогда и никому ничего не
сможет доказать, так как под
воздействием эмоций
12) замолчите первым (если вы почувствовали, что вас втянули в конфликт и ваша беседа напоминает перекидывание горячей картофелины, то скажите себе "стоп" и замолчите);
13) не характеризуйте
эмоциональное состояние
14) уходя, не хлопайте дверью (ссору можно прекратить, если спокойно уйти из помещения. Но ни в коем случае не следует говорить обидных слов и хлопать дверью);
15) говорите, когда оппонент остыл (учитесь держать паузу в споре. Побеждает тот, кто сумел в самом начале остановить конфликт, не дав ему разгореться);
16) независимо от результата конфликта старайтесь не разрушить окончательно отношения с оппонентом (выскажите ему свое уважение и расположение).
Теперь сформулируем пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях или, как иногда говорят, пять стилей конфликтного взаимодействия, а также некоторые условия их применения. Эта модель была предложена в 1972 г. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном (см. рисунок 3). Они выделили пять стилей конфликтного взаимодействия, используя две переменные: напористость, изменяющуюся от низкой степени удовлетворения своих интересов, или пассивного поведения, до высокой степени удовлетворения своих интересов, или активного поведения, и кооперацию, изменяющуюся от слабого внимания к интересам другого, или индивидуальных действий, до сильного внимания к интересам другого, или совместных действий14.
Неуступчивость, соперничество, конфронтация, соревнование (стремление
добиться своих интересов в ущерб другому): - при необходимости быстрых решительных действий;
в случае, когда важные решения сопровождаются непопулярными мерами (сокращение расходов, введение более строгих правил, дисциплинарные воздействия);
в вопросах, жизненно важных для Компании, при условии, что вы уверены в собственной правоте;
с людьми, злоупотребляющими вашей готовностью к компромиссу.
Кстати, существенным недостатком этой стратегии является подавление инициативы подчиненных, возможность повторных вспышек конфликтов из-за ухудшения взаимоотношений.
Взаимодействие, сотрудничество (участники приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы сторон):
при условии, что ни одна из сторон не может или не хочет пойти на уступки;
при условии, что вы рассматриваете конфликт как возможность обогатить свой опыт;
для нахождения общей точки зрения при рассмотрении проблемы под различными углами;
при желании добиться всеобщего участия с целью превратить опасения и нерешительность в конструктивную единую точку зрения;
для исключения эмоционального компонента, мешающего деловым отношениям.
Эта стратегия основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это стимул к развитию. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет именно решение проблемы15.
Компромисс (тактика второстепенных уступок):
когда интересы не настолько важны, чтобы ставить под угрозу достижение более важных результатов в будущем;
когда возникает противоречие одинаково компетентных сторон при наличии взаимоисключающих интересов;
для достижения временных решений сложных проблем;
при необходимости выработки рабочих решений в условиях дефицита времени;
как вариант при условии, что неуступчивость и взаимодействие себя не оправдывают.
Минусом этой стратегии является то, что через какое-то время могут проявиться
дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность половинчатостью принятого решения.
Уклонение, избежание (отсутствует как тенденция к кооперации, так и к достижению собственных целей):
когда вопрос тривиален, а другие более важные вопросы ждут решения;
когда вы понимаете, что у вас нет возможности удовлетворить свои интересы;
когда потери перевешивают пользу от принятия решений;
для того чтобы дать людям возможность остыть и оценить перспективу;
когда решение невозможно без предварительного сбора информации;
когда другие могут разрешить конфликт более эффективно;
когда происходит подмена проблем.
Согласие, уступка, приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого):
когда вы понимаете, что неправы, и даете возможность услышать, узнать и правильно оценить противоположное мнение;
когда решение более важно для других, чем для вас, в целях не разрушать сотрудничество;
для накопления эмоционально-психологического потенциала для будущих решений;
в целях свести до минимума потери, когда вы чувствуете, что вас переиграли;
для сохранения гармонии и стабильности;
для того чтобы дать сотрудникам возможность поучиться на ошибках.
Управление конфликтом требует от менеджера, руководителя высочайшей компетенции, подчеркиваю, не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологии и социологии, обеспечивающих решение задачи комфортного и эффективного взаимодействия сотрудников в жестких, а порой и жестоких, конкурентных производственных условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность16.
В разборе конфликтов, управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях исключительным, решающим считается роль руководителя. Это обусловлено
Информация о работе Практические вопросы управления конфликтами персонала в организации