Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:35, курсовая работа
Тема повышения конкурентоспособности фирмы вследствие активизации процессов «Власти и влияния» занимает важную позицию в теории современного менеджмента и является весьма актуальной и своевременной.
Основная цель моей курсовой работы заключается в следующем: показать, как конкурентоспособность фирмы растет в зависимости от активизации процессов «власти и влияния». Поэтому мне необходимо решить следующие задачи:
1.Дать понятия «власти», «влияния», «лидерства», «баланса власти».
2.Изучить организационные и личностные источники власти.
3.Рассмотреть взаимосвязь источников власти менеджера в процессе его влияния на персонал.
4.Изучить парадоксы и повышение эффективности власти и влияния.
Введение…………………………………………………..5-6
Основная часть.
1.Основные понятия «власть», «влияние», «лидерство». Баланс власти руководителей и подчиненных…………7-9
2. Организационные (позиционные) и личностные (персональные) источники власти……………………10-12
3. Взаимосвязь источников власти менеджера в процессе его влияния на персонал………………………………13-18
4. Парадоксы и повышения эффективности власти и влияния…………………………………………………19-20
Выводы и рекомендации……………………………...21
Заключение…………………………………………….22
Библиографический список…………………………..23
Глоссарий…………………………………………….24
Руководство предприятия
Сотрудники предприятия не
Таким образом, как для
Так же существует другой
Взаимосвязь
источников власти менеджера
в процессе его влияния
на персонал.
Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличие специализированных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работе подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает применение экспертной власти. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы её обрести и эффективно использовать.
Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличие у него харизмы. Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя. Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.
Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права. Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть. Во многих случаях данный источник власти может быть единственным, особенно когда организация только формируется. Подчиненные играют важную роль в формировании практики применения данного типа власти. Здесь важно получить от подчиненных признание права на власть, что связано с использованием других источников власти.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать её для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя.
Мотивационная теория Д.
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник власти не связан только с тем, кто принимает окончательное решение. Современная практика управления фактически исключает решения одним человеком. Почти все решения в той или иной мере – групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвует более чем один человек.
Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения.
Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть наказанными. Поэтому в основе восприятия данного источника власти лежит страх.
Организация для своего
Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне её. При этом приятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд и слухов.
Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и подчиненных, прибегают к делегированию ответственности, т.е. менеджер в процессе выполнения функций управления часть компетенции передаёт подчиненным. В этом случае следует иметь ввиду, что переданное право подчиненного работать за менеджера является временным и длится на протяжении полученного задания. Подчиненный берет на себя обязательство выполнить задание и отвечает за успешное завершение работы. Одновременно передаются властные полномочия, необходимые для качественного и своевременного выполнения задания. Однако некоторые менеджеры неохотно расстаются с любой своей властью, а без достаточной компетенции для принятия решения у подчиненного мало шансов успешно выполнить задание.
И менеджеры и подчиненные должны четко понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач.
Для менеджера трудно
Руководитель имеет власть над
подчиненными, однако в некоторых
ситуациях и подчиненные имеют
власть над руководителем, так
как последний зависит от них
по таким вопросам, как необходимая
для принятия решений информация,
неформальные контакты с людьми в других
подразделениях и т.п. Отсюда следует,
что руководитель должен понимать и учитывать
тот факт, что, поскольку подчиненные тоже
часто обладают властью, использование
им в одностороннем порядке своей власти
в полном объеме может вызвать у подчиненных
такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать
свою собственную власть. Поэтому следует
поддерживать разумный баланс власти:
достаточный для достижения целей организации,
но не вызывающий у подчиненных отрицательных
реакций.
Парадоксы
и повышение эффективности
власти и влияния.
В зависимости от используемых средств различают пять форм власти:
- власть, основанная на принуждении;
- власть, основанная на вознаграждении;
- экспертная власть;
- эталонная власть;
- традиционная,
законная власть (по должности)
В 70-е годы существовала
- это
система управления, возникающая
в условиях дефицита
- это искаженная форма позитивного стиля управления.
Бюрократия привела к:
- жесткой централизиции в управлении;
- отчуждению трудящихся от собственности;
- ограничению демократии;
- низкому
уровню культуры и
- неразвитости потребностей и интересов народа.
Поэтому приходилось бороться следующими средствами:
- демократизация
управления ( привлечение возможно
большего количества
- повышение
уровня общей культуры
- совершенствование
хозяйственного механизма ( экономических
рычагов, системы планирования
и стимулирования труда,
- переход
от преимущественно
- контроль
за деятельностью