Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Приспособление индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования. Социально-психологическая адаптация - взаимодействие личности и социальной среды - приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним, ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения обще групповых задач.
4. Организационная адаптация — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления организацией. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации - подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений. В каждой организации используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:
5. Этапы адаптации
Первый этап адаптации. Некоторые источники называют начальным периодом предварительное предложение или процесс проведения собеседований, именно в этот период будущий сотрудник впервые знакомится с компанией и ее деятельностью. Первое впечатление во многом зависит от того, как организация предоставляет важную для кандидата информацию, например, о месторасположении офиса, схеме подъезда к офисному центру. Также важно уточнить для кандидата, кто будет проводить с ним встречу. Не менее значительной будет информация о том, сколько это может занять у него времени. Если применяются тестовые методики или у имеется строгий дресскод, нелишним будет упомянуть и об этом, ведь какой бы универсальной и доступной не была программа адаптации на предприятии, человек, который не смог найти дорогу или какое-то время блуждал в поисках необходимого офиса в огромном бизнес - центре, может об этом просто не узнать.
Вторым этапом можно назвать непосредственно собеседование. Если соискателю нужно будет пройти несколько собеседований, об этом необходимо предупредить заранее. В процессе собеседования необходимо донести до соискателя информацию о организации и ответить на все интересующие его вопросы. Кандидат, получив предложение, обдумывает его и в это же время собирает всевозможную информацию о организации из различных источников. Если кандидат принял предложение, желательно предоставить в наиболее полном объеме информацию о будущей работе (если это не противоречит стандартам организации). Она должна касаться всех повседневных аспектов деятельности (компенсаций и страховки, особенностей корпоративной культуры и т. д.). После того, как все моменты выхода на работу нового сотрудника согласованы и дата определена, менеджеру по персоналу необходимо подготовить рабочее место и составить план первого дня работы с учетом традиций компаний. К сожалению, любой пустяк может оставить неприятный осадок и свести на нет впечатление о организации. Для офисов крупных компаний не лишним будет приготовить для новичков схему расположения складов и других административных помещений или так называемую «карту офиса», что существенно упрощает последующую работу.
Первые дни работы на новом месте очень важны (именно их называют третьим этапом адаптации), так как именно в этот период закладываются «зерна» лояльности нового сотрудника к организации. В первые дни не рекомендуется перегружать его информацией о различных подразделениях, достаточно будет предоставить рабочее место, познакомить с сослуживцами, провести необходимые инструктажи и распланировать первую неделю работы сотрудника так, чтобы он мог ознакомиться со всеми службами организации, с которыми планируется его дальнейшее взаимодействие.
Каждый руководитель или сотрудник отдела адаптации время от времени задается вопросом, почему происходят такие сильные перемены с менеджерами среднего звена после прохождения адаптационного периода, как будто был принят на работу один человек, а работает другой. Каковы же причины таких изменений?
Можно выделить следующие факторы, влияющие на выбор стратегии поведения:
Таким образом, работник, придя в организацию со своими представлениями о том, «как должно быть», сталкивается с действительностью и начинает понимать, как на самом деле обстоят дела в организации, насколько замечается и оценивается вклад нового сотрудника, как относятся к инициативам и рвению, как смотрят на новичка руководители и сотрудники-старожилы. Таким образом, любой работник после периода адаптации в организации улавливает разницу между сообщенными и реальными правилами. И на основании своих ценностей, стереотипов и внутреннего климата в организации начинает адаптироваться к организации, формируя свою стратегию поведения. Именно поэтому на этапе адаптации важно говорить о реальных правилах поведения в организации, и тогда вы получите реально адаптированного сотрудника. Кроме того, в организациях с четкой корпоративной культурой важно донести до нового сотрудника нормы поведения, принятые в организации, предупредить обо всех существующих табу (запрет на личные звонки с рабочих телефонов и т. д.). Существенно упрощает адаптацию корпоративный кодекс или стандарты работы.
Четвертый этап — это адаптационный курс или программа обучения новичка. Иногда менеджеры по персоналу предпочитают адаптировать новичков, полностью поручив заботу о них непосредственному руководителю. Данный формат адаптации дает хорошие результаты в организациях до 30–40 сотрудников (в том случае, если руководитель действительно готов качественно заниматься новым сотрудником).
Пятый этап - постадаптационный курс. Окончанием курса адаптации соответствующий процесс не заканчивается. Очень важным фактором для новичка любого уровня является своевременная обратная связь с непосредственным руководителем и менеджером по персоналу. Кроме того, естественным завершением периода адаптации должна стать оценка результативности работы сотрудника.
6. Процесса адаптации персонала
6.1. Система управления адаптацией
Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Так же при составлении программ необходимо учитывать особенности адаптации женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов.