Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:31, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является раскрытие смысла и процесса построения прогнозов развития компании и анализ целевых стратегий, соответствующих этим прогнозам. Исходя их поставленной цели, формируется ряд задач, которые необходимо решить для её достижения:
- определить место прогнозирования в системе стратегического планирования;
- сравнить основные методы прогнозирования на основе их функциональных характеристик;
- проанализировать возможности использования сценарного подхода как основы стратегического прогнозирования в организации;
-рассмотреть современные подходы к проведению и этапы сценарного анализа;
Таким образом, в настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития производственного потенциала предприятия.
-продемонстрировать
использование сценарного подхода на
примере разработки стратегии норвежской
нефтяной компании «Statoil»
Курсовая работа
состоит из введения, трех разделов, заключения,
списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формулируются цель и задачи. В первой главе курсовой работы раскрывается теоретический смысл стратегического прогнозирования, его место в системе стратегического прогнозирования и дается сравнительная характеристика основных методов прогнозирования. Во второй главе рассматривается сценарный подход, метод построения сценариев как основы стратегического прогнозирования в организации. В третьей главе на примере нефтяной компании «Statoil» иллюстрируется использование сценарного подхода при разработке стратегии, а именно составляются основные сценарии развития компании.
В
заключении работы кратко сообщаются
теоретические положения, приводятся
выводы по результатам исследования.
Прогнозирование – наиболее сложный вид деятельности компании, являющийся основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого закладываются в основу программ деятельности компании. Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование – на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций – на основе краткосрочных прогнозов [2,c.41].
Оба этих направления, являющихся составной частью экономической системы предприятия, тесно взаимодействуют между собой, увязывая стратегию с оперативной деятельностью. Стратегическое планирование выполняет функции связующего звена между рынком и производством, между прогнозированием будущих условий хозяйствования и поисками путей достижения стратегических целей. В этом смысле прогнозирование условий хозяйствования подразумевает оценку будущих состояний внешней среды, в первую очередь рыночной, в которой предстоит действовать компании [3, С. 83]. Одновременно прогнозируются внутренняя среда предприятия, ее вероятные изменения.
Разработка прогнозов будущего состояния условий функционирования включает оценку предстоящей конъюнктуры рынка (для краткосрочных прогнозов), тенденций изменения рынка и его «смежников» (для средне- и долгосрочных прогнозов). В методическом плане важно обеспечить сопряжение и сопоставление звеньев цепи «прогноз–план» за счет установления периодов прогнозирования, соответствующим задачам планирования [11, c. 154]. В процессе разработки стратегии действий следует уделять достаточное внимание как долгосрочным, так краткосрочным аспектам с целью исключения доминирования какого-либо из аспектов. По этой причине прогнозы проводятся как с краткосрочными, так и с долгосрочными периодами упреждения.
Как и планирование, прогнозирование – это своего рода предвидение, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Однако вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия.
Известный
отечественный футуролог И.
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, решений, состояний, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся также предчувствие и предугадывание. Предчувствие – это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств.
В широком плане, как научное прогнозирование, так и предчувствие, и предугадывание входят в понятие «прогнозирование деятельности фирмы».
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы – целеполагание, проектирование, программирование основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего [9, c. 120].
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой – является его составной частью и используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию [14, c. 37]:
1. применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);
2.
осуществляется на стадии
Однако по своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.
При всем принципиальном отличии направлений прогнозирование объединяет единая цель: определение характера протекания процесса в будущем. Множество методов решения задачи прогнозирования имеет одну общую идею: обнаружение связи между прошлым и будущим, между информацией о процессе в контролируемый период времени и характером протекания процесса в дальнейшем. От того, насколько точно описаны исследуемые связи, будет зависеть точность прогнозирования.
Типы прогнозирования
Для предсказания будущего фирмы применимы следующие типы прогнозирования [1, c. 22].
1.
Прогнозирование,
2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее. Поисковое прогнозирование может быть двух видов [18, c. 91]:
– традиционным, или экстраполятивным;
– новаторским – альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит непрерывно и гладко, поэтому прогноз, может быть, простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Это означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.
Альтернативный подход основан на том, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:
1) развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;
2) существует определенное число вариантов будущего развития фирмы. В рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития – гладкий и скачкообразный, создавая некую синтетическую картину будущего;
4.
Нормативное прогнозирование.
Виды
прогнозов можно
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Существуют прогнозы на короткий период времени – сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности. Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов. Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на активные и пассивные. Активный прогноз предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего и ее реальное воздействие на внешнюю среду. Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намеревается воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.
В-четвертых, прогнозы делятся
на вариантные и инвариантные
в зависимости от степени
В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные. Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на телефоны вырастут на 10%, Интервальный прогноз – это такое предсказание будущего, в котором рассматривается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на телефоны вырастут на 10–15%.
Наконец,
процедуры прогнозирования