Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:39, курсовая работа
В данной курсовой работе, в теоретической части, рассматриваются вопросы построения карьеры. Ценность предмета исследования я вижу в том, что этот вопрос представляет особый интерес именно для той группы людей, в среде которой рождаются наиболее талантливые и выдающиеся менеджеры. Я имею в виду людей, имеющих здоровые амбиции, основанные на действительных положительных качествах, следящих за окнами возможностей, возникающих в процессе движения по карьерной лестнице и не упускающих их.
Введение.---------------------------------------------------------------------------------------стр.3
Основная часть:
Типы карьеры.-------------------------------------------------------------------------стр.4
Планирование карьеры в организации.------------------------------------------стр.9
Процесс развития карьеры. Модель партнёрства.----------------------------стр.12
d) Распространенные «ловушки» процесса кадрового планирования.------стр.15
Заключение.----------------------------------------------------------------------------------стр.22
Библиографическая часть.---------------------------------------------------------------стр.23
b)
Планирование карьеры
в организации.
Необходимость планирования карьеры.
Планирование
карьеры персонала в
Наиболее пристальное внимание должно уделяться набору персонала и выводу персонала из организации, т.к. несоответствующий для занимаемой должности человек препятствует эффективной деятельности всего коллектива. Также и человек, который исчерпал свой потенциал на занимаемой должности по возрасту или по какой-либо другой причиной не должен мешать производственному процессу. На западе широко применяется политика, называемая плэйсмэйкинг (placemaking), суть которой – подготовка места обычно с невысокой нагрузкой для работника, который отработал на ключевой должности и достиг своего потолка, в то время как есть достойные кандидатуры на его позицию. Часто это перемещение оказывается очень выгодным для компании, несмотря на то, что обычно приходится платить повышенную зарплату всем, участвующим в этом процессе. Это происходит из-за того, что опыт, знания, связи, накопленные человеком, занимавшим высокую должность, не потеряны для компании, что произошло бы в случае его ухода на пенсию. С другой стороны, достойный кандидат на освобожденную позицию сможет привнести значительный вклад в компанию.
Итак,
каждый шаг менеджера по персоналу
ведет к повышению или
Развитие карьеры – развитие организации.
Организации, исповедующие принцип всеобщего качества, и в которых вопросы кадрового планирования не являются формальными, могут существенно повысить свою эффективность путем предоставления максимума информации о том, как функционирует компания в целом и отдельные ее подразделения. Таким образом, сотрудник получает естественным образом образовавшиеся возможности для развития его карьеры во взаимосвязи с целями и задачами компании. Он воспринимает организацию как систему и себя как часть этой системы.
Менеджер
должен построить отношения
• Попробовать все – означает испытать на себе как можно большее количество различных работ в компании, и через это раздвинуть личностные границы умения и возможностей.
• Брать риск принадлежности – умение оказывать поддержку каким-либо идеям, людям или проектам. На основе этого качества могут строиться какие-либо инициативные группы, двигающие прогресс.
• Показать приверженность – умение найти способы для поддержания имиджа, корпоративной культуры собственной организации.
• Быть на виду – искусство демонстрирования собственных способностей и своей значимости руководству и коллегам по работе, а не просто выполнение своих должностных обязанностей. Здесь важно показать, что Вы не только мастер своего дела, но и что в Вас нуждается трудовой коллектив.
• Использовать связи – использование деловых, дружеских и не только связей для достижения успехов в карьере.
• Освещать достижения – важнейшее умение, синтез всех предшествующих.
Демонстрация Ваших и коллективных достижений общественности. Включает в себя активное участие в корпоративной жизни, лидерство в коллективе, пропаганду идей компании в различных бизнес сообществах, публикации в тематических журналах.
Анализируя вышесказанное легко понять, что в конкурентной среде у компании, исповедующей эти принципы больше шансов на выживание и развитие, так как у нее всегда есть союзники – собственные работники.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой каръерограмму - формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Планированием
карьеры в организации могут
заниматься менеджер по персоналу, сам
сотрудник, его непосредственный руководитель
(линейный менеджер). Основные мероприятия
по планированию карьеры, специфичные
для разных субъектов планирования, представлены
ниже:
Основные мероприятия по планированию карьеры.
Таблица 1.
c)
Процесс развития карьеры.
Модель партнерства.
Планирование
карьеры состоит в определении целей
развития карьеры и путей, ведущих к их
достижению. Пути реализации целей развития
карьеры — это последовательность должностей,
на которых необходимо поработать, прежде
чем занять целевую должность, а также
набор средств, необходимых для приобретения
требуемой квалификации — курсов по профессиональному
обучению, стажировок, изучению иностранного
языка и т.д. Развитием карьеры называют
действия, предпринимаемые сотрудником
для реализации своего плана. Планирование
и управление развитием карьеры требует
от работника и от организации (если она
поддерживает этот процесс) определенных
дополнительных (для сравнению с рутинной
профессиональной деятельностью) усилий,
но в тоже время дает определённые преимущества,
как самому сотруднику, так и организации,
в которой он работает.
Для сотрудника это означает:
•
более высокую степень
• более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
• возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
•
повышение
Организация получает следующие преимущества:
• она имеет мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;
• получает возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;
•
может планировать развитие карьеры
отдельных сотрудников и
•
имеет группу заинтересованных в профессиональном
росте, подготовленных, мотивированных
сотрудников для продвижения на ключевые
должности. Осознание этих и других преимуществ
побудило руководство многих организаций
(фирм, предприятий) к созданию формальных
систем управления развитием карьеры
своих, сотрудников. Одной из наиболее
распространенных моделей управления
этим процессом стала модель партнерства
по планированию и развитию карьеры (приводится
ниже).
Процесс
планирования и развития карьеры. Модель
партнерства.
РИСУНОК 5.
Партнерство
предполагает сотрудничество трех сторон
— работника, его руководителя и службы
управления персоналом. Работник несет
ответственность за планирование и развитие
собственной карьеры или, в терминологии
современного управления, является владельцем
этого процесса. Руководитель выступает
в качестве наставника или спонсора сотрудника.
Его поддержка необходима для успешного
развития карьеры, поскольку он распоряжается
ресурсами, управляет распределением
рабочего времени и т.д4.
d)
Распространенные «ловушки»
процесса кадрового планирования .
К сожалению, планирование карьеры в организации не всегда проходит в соответствии с планом развития организации.
Причин для этого много, но есть 8 основных "камней преткновения":
1) Подлинный кризис. Специалисты по кадровому планированию работают в среде, характеризующейся неясными инструкциями, различными линиями политики компании, разнообразными стилями управления. Пока эти специалисты не получат приемных указаний руководства, они проводят большую часть своего времени оглядываясь в поисках чего-либо значительного, несмотря на то, что вопросы организации и есть смысл их существования.
2)
Поручительство высшего
3) Размер первоначальных усилий. Многие программы планирования карьеры потерпят крах из-за чрезмерного первичного напряжения. Успешные программы "стартуют" медленно и постепенно развиваются. Развитие необходимых умений имеющегося "материала" и поиск необходимых замещений - это два отличных "трамплина" для начинания.
4) Скоординировать управление в целом и управление персоналом. К сожалению, часто планирование карьеры производится "в отрыве", то есть без необходимой координации с вышеназванным. Это приводит к абсолютизации планирования карьеры персонала.
5)
Интеграция с планами
6)
Противопоставление
первого и второго дает оптимальный результат.
7) Привлечение менеджеров, занятых конкретно управлением. Кадровое планирование не есть исключительно функция отдела кадрового планирования. Успешное планирование персонала зависит от привлечения в этот процесс других менеджеров, которые непосредственно работают с людьми "на местах".
8) Техническая
ловушка. По мере того, как кадровое
планирование становится все более популярным,
в его процесс все активнее привлекаются
постоянно возникающие новые технологии,
приемы и т.д. Многие из них используются.
К сожалению, сейчас появляется тенденция
к использованию новинок не потому, что
это действительно необходимо, а потому,
что "это используют все"5.