Понятия и предмет регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:47, контрольная работа

Краткое описание

Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм проявления деловой коммуникации.

Файлы: 1 файл

Понятия и предмет регулирования.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

Понятия и предмет  регулирования 

Деловая коммуникация — является самым массовым видом общения людей в социуме (обществе).

Культура деловой коммуникации содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.

Специфической особенностью деловой коммуникации является её регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

В зависимости от различных признаков деловая коммуникация делится на:

  • устную — письменную (с точки зрения формы речи);
  • диалогическую — монологическую (с точки зрения однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
  • межличностную — публичную (с точки зрения количества участников);
  • непосредственную — опосредованную (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);
  • контактную — дистантную (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной и устной.

Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.

Устная деловая речь, в которой реализуется диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т. п.

Однако деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле — как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.

Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм проявления деловой коммуникации. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация. Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа.

Значительную роль в деловой коммуникации играет внешность, так как визуальный контакт во многом формирует первоначальную оценку собеседника. Одежда может передавать информацию о социальном статусе человека, его личностных характеристиках, самооценке.

Существенным фактором деловой коммуникации является расклад интересов и целей, преследуемых собеседниками, который часто приводит к конфликту и необходимости его разрешения. Ключом разрешения конфликта интересов становится убеждение, осуществляемое разными средствами на разных уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

         Содержание делового общения

 

Деловое общение — это  предметно-целевая деятельность, а, следовательно, содержание каждой коммуникативной  формы (например лекции, доклада, дискуссии и т. п.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание и др.) зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная профессиональная цель требует того содержания коммуникации, которое позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Если цель коммуникации — разъяснить что-либо, то содержание информации будет инструктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). При необходимости опровержения чьих-то аргументов будут использованы тезисы, доказательства, контраргументы, критические высказывания.

Кроме того, на содержание деловой  коммуникации могут влиять и особенности  складывающейся ситуации и личностный потенциал партнера. Например, для  передачи информации вы хотели использовать метод дедукции — от общего к  частному, но в ходе общения убедились, что для данного делового партнера более целесообразен метод индукции — от частных случаев, примеров к  обобщению и выводам.

Деловая коммуникация полноценна только тогда, когда в ней гармонично соединены взаимосвязанные, но различающиеся  стороны:

    • внешняя, поведенческая, операционально-техническая;
    • внутренняя, затрагивающая ценностные особенности личности.

Внешнюю сторону общения  можно наблюдать, она выражается в коммуникативных действиях  и фиксируется участниками общения  с помощью таких показателей, как: речевая активность при взаимодействии, интенсивность действий, ведение  своей линии, напористость или уступчивость, техникокоммуникативное мастерство, особенности слушания и адекватность поведения.

Внутренняя сторона общения  отражает субъективное восприятие ситуации делового взаимодействия. Оно выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов и достаточно легко «считывается»  даже тогда, когда партнер пытается скрыть реакцию, истинные мотивы и цели.

Манера общения и стиль  зависят от индивидуально-типологических особенностей партнеров и их коммуникативных  намерений. Кроме того, на культуру делового взаимодействия влияют и такие  личностные факторы, как:

    • особенности коммуникативных возможностей партнеров (особенности интеллектуальной деятельности, эрудиция и профессиональная компетентность, лексикон и тезаурус, речевая культура и умение слушать);
    • сложившийся характер отношений с деловыми партнерами (уважение, зависимость, пренебрежение, сотрудничество);
    • психотип и деловой статус партнеров — коммуникативные намерения в конкретной ситуации.

В деловой коммуникации различают  следующие стили взаимодействия партнеров:

  1. творчески-продуктивный;
  2. подавляющий;
  3. дистанционный;
  4. прагматически-деловой;
  5. популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский.

Выбор стиля зависит от нескольких факторов:

    • статуса человека;
    • целей, задач и коммуникативных намерений;
    • особенностей складывающейся во время общения ситуации;
    • индивидуальных особенностей участников взаимодействия;
    • нравственно-этических и ценностных установок.1

Индивидуальный стиль  общения проявляется прежде всего в речевом этикете, а также демонстрируется через невербальные сигналы тела: рукопожатие, взгляд и постановка головы; тон голоса; дистанция и занимаемые позиции за столом переговоров; специфика используемых поз, жестов, телодвижений.

Таким образом, эффективное  общение требует знания всех его  компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека.

Коммуникативная компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, включающих: функции общения  и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные; репрезентативные системы и ключи доступа к  ним; виды слушания и техники его  использования; «обратную связь» —  вопросы и ответы; психологические  и коммуникативные типы партнеров, специфику взаимодействия с ними; формы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы влияния на людей; методы генерирования идей и интеграции персонала для конструктивной коммуникации; самопрезентацию и стратегии успеха.

Развитие коммуникативной  компетентности — необходимое условие  эффективной профессиональной деятельности.

Таким образом, общение является основной составляющей труда таких  специалистов, как менеджеры, юристы, релайтеры, психологи, социальные педагоги, лингвисты, учителя, врачи и т. п. Один из самых ярких представителей делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта, компании «Форд» и «Крайслер», Ли Якокка в своей популярной не только на западе, но и в Европе и, в частности, в нашей стране, книге «Карьера менеджера» подчеркивает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними»2. Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

От этого умения зависят  не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера  специалиста, его резюме и профессиональный имидж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человеческая речь как  источник информации

 

К вербальным средствам общения  относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, «упакованную» в тот  или иной текст. Не случайно нашу эру  называют эрой «человека говорящего». В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды — их восприятием.

Специалистами по общению  подсчитано, что современный деловой  человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч  слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений.

Различают четыре вида речевой  деятельности. Два из них участвуют  в производстве текста (передача информации) — это говорение и написание, а другие два — в восприятии текста, заложенной в нем информации — это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют  двое и более людей. Общение в  одиночестве, с самим собой называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, так как общение всегда предполагает партнера, это процесс взаимодействия, взаимопонимания, обмен информацией.3

В зависимости от намерений  коммуникантов (выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты.

В любом тексте (письменном или устном) реализуется система  языки. Любой национальный язык (то есть язык всей нации) представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как:

    • литературный язык;
    • просторечные слова и выражения;
    • территориальные и социальные диалекты;
    • жаргоны.

Литературный язык — это  язык образцовый, его нормы считаются  обязательными для носителей  языка.

Просторечие может быть охарактеризовано как отклонение от литературной нормы. Указанные отклонения могут возникать  по разным причинам, но главным образом  определяются недостаточным владением  литературным языком. Это язык малообразованных людей.

Территориальные диалекты (местные  говоры) — устная разновидность  языка ограниченного числа людей, живущих на одной территории.

Социальные диалекты —  диалекты отдельных групп, порождаемые  социальной, сословной, профессионально-производственной, возрастной неоднородностью общества.

Жаргон включает сленг  и язык арго.

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, профессионально-деловой, научной и  культурной жизни.

Язык — это система  фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения  людей и выражения ими своих  мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодействии используется официально-деловой стиль языка.

К основным функциям языка  в общении относятся:

а) конструктивная (формулирование мыслей);

б) коммуникативная (функция  обмена информацией);

в) эмотивная (выражение отношения  говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

г) воздействие на адресата (делового партнера).

Язык реализуется в  речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение. Речь — это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. п.

Так, например, правовые нормы  не могут существовать иначе как  в определенных языковых формах. В  праве язык несет особую, специфическую  функцию, которая определяется назначением  права регулировать общественные отношения. Доводя волю законодателя до сведения юридических и физических лиц, право  через язык целенаправленно воздействует на сознание людей, побуждает их вести  себя должным образом. И это главное. Следовательно, основная функция языка  права — это функция долженствования. Юрист использует языковые средства при выполнении профессиональных обязанностей, например, при подготовке различных  постановлений и обвинительных  заключений, договоров и соглашений, при вынесении решений и приговоров («производство уголовного дела прекратить», «суд приговорил», «признать невиновным»). Функция долженствования проявляется и в таких юридических документах, как завещание, уведомление, повестка, запрос, отношение, поручительство, представление, подписка о невыезде, определение и др.

Информация о работе Понятия и предмет регулирования