Понятие, сущность, структурно-функциональные особенности корпоративного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие, цели и принципы корпоративного менеджмента.

Оглавление

Введение
1 Понятие и цели корпоративного менеджмента
2 Функции и принципы корпоративного менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конт.корп.менедж..docx

— 45.51 Кб (Скачать)

     а) подлинное стремление к технологическому превосходству предприятия на базе использования огромного, не имеющего мировых аналогов российского технического потенциала в форме высококонкурентных технологий, уже используемых в малых масштабах, и многочисленных технологических разработок, ещё не доведённых до уровня готовых технологий, но уже прошедших стадию «feasibility study», т. е. доказавших свою реализуемость и возможность получения значительных коммерческих и социальных выгод;

     б) значительный творческий потенциал  российских рабочих и инженерно-технических  работников, которые даже в сегодняшние  трудные времена продолжают создавать  уникальную продукцию;

     в) очевидно, что значительное отставание российских предприятий по трём ключевым факторам развития (производительность, конкурентоспособность и качество развития) требует качественно нового подхода к выбору целей и задач  предприятия; система управления должна позволить руководству предприятия  поставить реальные цели, которые  обеспечат опережающее развитие предприятия по сравнению с его  аналогами в развитых странах. Предприятие  может добиться этого на основе использования  технологического развития и методов  стратегического планирования — единственного подхода, позволяющего обоснованно сформулировать крупные опережающие цели развития на 3—5 лет;

     г) для того, чтобы успешно реализовать  российский потенциал технологического превосходства и добиться опережающего развития, в первую очередь, необходимо качественное совершенствование системы  переподготовки руководителей. Это  — самая важная и трудная задача, требующая глубоких инноваций; главная  идея может состоять в использовании  подхода, при котором переподготовка соединяется с решением практических задач управления в реальных условиях предприятия (то есть по японскому варианту);

     д) сложность и многоплановость  четырёх вышеназванных составляющих нового российского «комплекса уникальности»  требуют изменения постановки вопроса  о сотрудничестве и совместной деятельности предприятий друг с другом и с  властью на уровне администрации  региона и муниципалитета. Одиночке в современном мире можно лишь выживать, развиваться же возможно только при глубоком сотрудничестве с партнёрами по бизнесу и власти. Существующий опыт корпоративного менеджмента  многих стран даёт большой выбор  интересных идей, некоторые из которых  могут вполне успешно прижиться  и на российской почве (таковы, например, создание кластеров (групп) предприятий). Интуитивно некоторые российские руководители приходят к этому, однако требуется  развитие и адаптация этих идей к  российским условиям, с выходом, например, на программы типа «Стратегия промышленного  развития региона на пять лет» (больший  срок — неэффективный подход). Отмечу, что в начале 2003 г. Конгресс США принял закон, предписывающий каждому федеральному министерству разрабатывать пятилетнюю стратегию своего развития, т. е. современное развитие требует инновационных изменений на всех уровнях во всех системах управления;

     e) общий подход к созданию, развитию  и совершенствованию системы  управления предприятием должен  впитать в себя то ценное, что было накоплено за многие годы существования российского государства и, в первую очередь, в советский период;

     ж) важной составляющей «комплекса уникальности»  должно стать изменение отношения  в обществе к проблеме управления вообще. Зачастую экономика и управление в России соединяются в нечто единое с общим содержанием развития; на самом деле между ними есть разница: экономика развивается на всех уровнях, в первую очередь, не под влиянием «невидимой руки» рынка, а под прямым влиянием конкретных управляющих воздействий: постановки целей и задач, выбора направлений развития, составления плана, установления системы контроля; если они неадекватны, не используют всего потенциала развития, то и развитие экономики предприятия будет ущербным, неэффективным, толкающим предприятие в пропасть банкротства. Таким образом, экономика и управление — две ноги, с помощью которых предприятие и общество движутся, то есть развиваются; они должны соответствовать друг другу: для мощного развития экономики предприятия требуется мощная система управления. 4

     Таким образом, новый «комплекс уникальности»  российских концепций и подходов к созданию современных систем управления должен включать в себя твёрдую установку  на опережающее развитие предприятия, основанное на уникальном технологическом  потенциале самой России и её богатом  опыте в этой области; организации  сотрудничества с партнёрами и властью  в рамках стратегических региональных и межрегиональных программ, инновационностью в подготовке и переподготовке менеджеров; пониманию очевидного для всего мира определяющего положения: именно управление движет развитием предприятия, отрасли и т. д., а если развитие хромает, надо менять систему и методы управления, а не бюджет или таможенные правила, так как их несовершенство объясняется, в первую очередь, неквалифицированным управлением в структурах, руководящих этими сферами.

     Но  для использования качественно  нового российского национального  комплекса уникальности при создании и развитии систем управления необходим  и качественно новый уровень  управленческих умений руководителей  предприятий.

 

     2  ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ  КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

     Необходимо  выделить в этой связи функции  управления, присущие в большей степени  корпорациям и крупным объединениям. Менеджмент в современной корпорации и его функции обладают рядом  особенностей. На уровне отдельных  предприятий функции менеджмента  низшего и среднего звена почти  не отличаются от функций менеджмента  компаний, не входящих в объединенные структуры. 5

     На  уровне материнского предприятия, головного  предприятия холдинга обычно сосредотачиваются  функции, являющиеся специфическими для  объединений: инновационный менеджмент, стратегическое планирование, координация  деятельности корпорации, концепция  тотального маркетинга и управление качеством, финансовый менеджмент, информационный менеджмент, управление ресурсами, управление рисками.

     Концепция тотального маркетинга и управления качеством - это долговременная интегрированная  концепция, которая охватывает качество продуктов и услуг предприятия, что достигается своевременным  действием всех работников с наименьшими  издержками, чтобы оптимально удовлетворить  потребности потребителей. Основа концепции - безграничная ориентация на потребителей, расширенное понимание клиента (поставщик - это тоже клиент, качество - это  больше чем выполнение требований стандартов и спецификаций), поддержка, оказываемая  ей всем персоналом управления, глубоко  ориентированная политика качества, принцип производительности через  качество и постоянные улучшения.

     Управление  ресурсами - это деятельность по аккумулированию, сосредоточению, обработке и направлению  различных ресурсов корпорации на конкретный проект или на нужды отдельного предприятия  по мере необходимости. Управление ресурсами включает в себя распределение между предприятиями корпорации нового оборудования, сырья, материалов, управление оборотными средствами, привлечением и распределением средств. Авторы считают, что управление процессами финансирования, информационными ресурсами, активами и имуществом является основной частью управления ресурсами.

     Управление  процессом финансирования - это динамический процесс привлечения и распределения  финансовых ресурсов на инвестиции, обновление производственных мощностей, расширение производства. Управление процессом  финансирования включает в себя сбор и обработку информации по проектам, оценку эффективности, анализ издержек, выбор лучшего проекта, управление финансовыми потоками, прогнозирование  финансовых поступлений и расходов, бюджетирование. Поскольку затраты  на НИОКР и другие разработки, а  также вложения в строительство  новых предприятий начинают давать поступления лишь через некоторое  время, необходимость в точных расчетах становится очень острой. 6

     Важным  моментом для осуществления деятельности любой фирмы, а тем более крупной  корпорации является информация. В  крупных компаниях сбором, обработкой, анализом и представлением информации занимаются целые подразделения. Именно информация дает возможность адекватно  оценивать ситуации и правильно  принимать решения. Для решения  вопроса снижения издержек при сборе  и обработке информации важно  определить, какая информация является приоритетной, а какая - второстепенной. Корпоративные менеджеры должны помнить истину: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”.

     Основой управления любой фирмой является планирование ее деятельности. Стратегическое планирование сопряжено с рядом трудностей, учитывая нестабильность и труднопредсказуемую  ситуацию в стране, регионе, отрасли. В настоящее время стратегия корпорации основывается не на принципе определения будущего на основе сегодняшнего дня, а из принципа “завтрашний день всегда отличается от сегодняшнего”.

     Стратегическое  планирование заключается в выработке  перспективных параметров развития, которые корпорация в целом и  отдельные ее структуры должны достичь  через 5 - 6 лет. Обычно эти параметры  носят неметричный характер. Определенные финансовые и объемные показатели рынка, выпускаемой продукции и другие рассчитываются, но в меньшей степени, чем на уровне оперативных планов, и носят скорее приближенный характер. Стратегическое планирование - это скорее выбор направления развития корпорации, выбор регионов и рынков сбыта. 7

     В настоящее время стратегическое планирование является весьма сложной  функцией корпоративного менеджмента. Оно не ограничивается составлением планов на некоторый длительный период, а включает в себя несколько взаимосвязанных  задач: определение миссии корпорации (Mission), дерева целей, стратегического поля деятельности, направления развития, некоторых положений корпоративной культуры.

     Стратегическое  планирование рассматривается как  процесс, причем непрерывный. Выстраивается  система планов, в которых формулируются  основные цели и задачи с разбивкой по времени и привязкой к ресурсам. В эту систему включают долговременное, текущее, оперативное, инвестиционное планирование и бизнес - планы. Все планы каждый год пересматриваются, их параметры обновляются.

     Миссия (Mission) корпорации формулируется, как правило, в виде ряда положений общего характера, определяющих место корпорации в мире в настоящее время и место, которое корпорация хотела бы занять через 10 лет. Положения миссии включают, как правило, некоторые высказывания о рынках сбыта, конкурентном положении компании, корпоративной культуре. Миссия почти никогда не носит метричного или числового определения.

     Для конкретизации положений миссии строится дерево целей корпорации, которое включает в себя финансовые, материальные, нематериальные, личные, общественные цели корпорации, конкретизирующиеся по времени выполнения. Корпорация стремится выразить задачи в числовом выражении. Дерево целей включает также  правила, позволяющие определить способ оценки настоящих и будущих позиций  компании, которые устанавливают  отношения во внешней и внутренней среде.

     Частью  стратегического планирования является стратегия корпорации - система управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач корпорации и  выполнение обозначенной миссии. Для  определения стратегии корпорации необходимо определить целый ряд  параметров: положение на рынке, шансы  и риски, достоинства и недостатки, конкуренция, место на рынке и  др. Для этого используются методы анализа, позволяющие определить стратегическое положение компании в текущий  момент, взаимодействие внутренних и  внешних факторов, стратегические альтернативы, наилучшую стратегию. К этим методам относят тренды, портфельные анализы, прогнозы, сценарии, модели жизненных циклов, анализы рынков, отраслей, регионов, стран, конкурентов. 8

     Однако  в передовых корпорациях вместо концепции стратегического планирования применяется концепция стратегического  менеджмента, т. е. трансформирование  пассивного планирования в активное стратегическое управление.

     Стратегическое  управление включает в себя помимо элементов стратегического планирования еще и профессиональную компетенцию  персонала, социальную компетенцию  персонала и корпорации в целом, систему ценностей. Стратегическое управление - это активное отношение менеджмента к управлению предприятием. Стратегическое управление основано на ряде предпосылок:

     изменения должны быть сформулированы применительно  к каждому сотруднику компании и  разработаны с его участием;

     обязательства корпорации должны восприниматься как  обязательства конкретных людей;

     ориентация  на будущее имеет такое же значение, как и текущие цели;

     основой всего является потребитель.

     Стратегическое  управление основано на тесной и развитой вертикальной и горизонтальной коммуникации между отделами, подразделениями  и отдельными людьми. Концепция стратегического  управления основана на следующих принципах:

     весь  мир является нашим рынком;

     управляющие кадры - это основа всей корпорации;

     корпорация  должна всегда быть первой на своем  рынке;

     корпорация  действует на динамичном, олигополистичном рынке;

     корпоративная культура должна быть всегда на высоте,

Информация о работе Понятие, сущность, структурно-функциональные особенности корпоративного менеджмента