Понятие прибыли и рентабельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Прибыль - одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятий…………….6

1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли…………………..6
1.2 Понятие рентабельности……………………………………………....11

Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии…………15

1.3 Сущность и методы анализа прибыли…………………………….…15
1.4 Анализ рентабельности продукции………………………………..…20

Заключение………………………………………………………………….23

Список использованной литература………………………………………25

Файлы: 1 файл

Понятие прибыли и рентабельности предприятий.docx

— 78.14 Кб (Скачать)

   При получение убытков от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования этих убытков. Так, причинами образования убытков от реализации имущества предприятия являются, как правило, снижение качества и потребительских свойств вследствие длительного и небрежного его хранения. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.

   Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло.

   Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. В определенной мере такое сравнение позволяет судить об организации работы маркетинговой и финансовой служб предприятия, соблюдение условий договоров.

  При анализе внереализационных финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Следует установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность, было ли передано дело в арбитражный суд и каково его решение. Если в иске отказано судом, то следует выяснить мотивы отказа.

   В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

 

 

1.4  Анализ рентабельности  продукции

  Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

 

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и  инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

 

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

 

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры  реализованной продукции, ее себестоимости  и средних цен реализации.

 

Расчет влияния  факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить  способом цепных подстановок. Затем  следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  средних реализационных цен и  себестоимости единицы продукции.

  Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию.

  Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

  Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

  И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

  Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

   Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

И так в  результате исследования мы выяснили: чтобы узнать, насколько результативно  прибыль отдельно взятого предприятия  выполняет свои функции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа.

   Анализ прибыли - процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью оценки “зарабатывающей способности" предприятия и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности его деятельности.

   В зависимости от направления анализа прибыли перед ним стоят следующие задачи:

1. Определение  источников, факторов и причин  получения прибыли: почему была  получена прибыль такой величины?

2. Определение  степени стабильности получаемой  прибыли: характерна ли для  предприятия полученная величина  прибыли?

3. Оптимизация  направлений использования прибыли:  что делать с полученной прибылью, чтобы получить максимальную  выгоду?

4. Выявление  резервов роста прибыли: что  надо сделать, чтобы увеличить  прибыль в будущем?

   Таким образом, в рамках каждой из этих задач количественно оцениваются данные о хозяйственной жизни предприятия, затем они интерпретируются в выражении мнения аналитика, а затем используются для обоснования и принятия конкретных решений как руководством предприятия, так и внешними сторонами, взаимодействующими с предприятием.

   Однако недостаточно говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы предприятия, особенно - с объемом ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками предприятия выражается в основном через показатели рентабельности.

 

   Рентабельность - это отношение прибыли к различным экономическим показателям, дающим общее представление о предприятии и масштабах его деятельности. Выделяются три основные группы этих показателей: объем продаж, активы (имущество предприятия) и авансированный в предприятие капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия с различных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительных показателях способность предприятия приносить доход. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия, степень ее стабильности и резервы роста.

   Основная роль в анализе прибыли и в анализе рентабельности как части анализа прибыли принадлежит финансовому анализу, поскольку главной его целью является характеристика финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности предприятия приносить доход. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытыми для внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решений относительно данного предприятия (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное). Однако для руководства предприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли - один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Абрютина, М.С. Экономика предприятий / Абрютина, М.С Учебник. - М: Издательство «Дело и Сервис», - 2007. - С. 416-435.

2. Балабанова  И.Т. Финансовый менеджмент: учеб. / И.Т. Балабанов. М.: Финансы и  статистика, 2005. - 224 с.

3. Банк, С.В.  Система показателей комплексного  анализа финансово го состояния  хозяйственного состояния / Банк, С.В. Тараскина, А.В. // Экономический анализ. - 2006. - № 4 (37). - С. 5-10.

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. – М.:ФиС, 2006. – 624 с.

5. Бороненкова, С.А. Экономический анализ в управлении предприятием / Бороненкова, С.А. // Экономический анализ. - 2007. - № 2 (17). - С. 27- 29.

 


Информация о работе Понятие прибыли и рентабельности предприятий