Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:22, реферат
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Общее внешнее
окружение формируется под
Непосредственное деловое окружение организации создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.
Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружающей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности положения организации в окружении. Это достигается путем развития ее адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду.
Еще в 1960-е гг.
в зависимости от того, насколько
организация адаптивна к
(1) механистический тип управления;
(2) органический тип управления.
Механистический
тип управления организацией характеризуется
набором следующих
· консервативная, негибкая структура;
· четко определенные,
стандартизированные и
· сопротивление изменениям;
· власть проистекает
из иерархических уровней в
· иерархическая система контроля;
· командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
· содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.
Для органического типа управления организацией характерны:
· гибкая структура;
· динамичные, не жестко определенные задачи;
· готовность к изменениям;
· власть базируется на знании и опыте;
· самоконтроль и контроль коллег;
· многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);
· содержанием коммуникаций являются информация и советы.
Было отмечено, что каждому из данных типов присущи определенный преимущества. Соответственно каждому из данных типов может Оыть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности. В том случае, если окружение динамично, если высок уровень неопределенности, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределенность находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механистическому типу управления.
4. Процесс управления организацией
Менеджмент, хотя ему и отводится вполне определенная роль в организации, тем не менее как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности - менеджеров, а также достаточно четко установить границы той деятельности, которая составляет содержание менеджмента.
Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры финансы) и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:
· планирование, заключающееся в установлении целевых показателей и выработке плана действий по их достижению;
· функция организации, посредством которой происходит распределение задан между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними;
· руководство,
состоящее в мотивировании
· контроль, заключающийся
в соотнесении реально
5. Менеджер
Менеджер -- это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:
· менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
· менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
· менеджеры
разрабатывают стратегии
· менеджеры
обеспечивают служение организации
интересам тех лиц и
· менеджеры
являются основным информационным звеном
связи организации с
· менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
· менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. При этом проблема выбора часто состоит не игом, что выбрать, а в том, от чего отказаться. Также трудности выбора снизаны с тем, что приходится решать, чьи интересы должны быть ущемлены и даже принесены в жертву. И наконец, принимая решение, менеджер должен понимать, как убедить людей это решение довести до должного исполнения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. А это зачастую бывает гораздо труднее сделать, чем рассчитать формально оптимальное решение.
Во-вторых, это
информационная роль, состоящая в
том, что менеджер собирает информацию
о внутренней и внешней среде,
распространяет информацию в виде фактов
и нормативных установок и, наконец,
разъясняет политику и основные задачи,
стоящие перед организацией. От того,
насколько менеджер владеет информацией,
насколько он может ясно и четко
доводить информацию до членов организации,
очень сильно зависит результат
его работы. К сожалению, очень
многие руководители не понимают того,
насколько большое значение имеет
разъяснительная работа. Одним из
принципов успешного
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть человеком, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом. В последние годы эта роль менеджера все время подвергается модификации. Если раньше хорошим менеджером считался хороший администратор, а позже лидер, то в 1990-е гг. с появлением концепции коучинга, как типа отношений между менеджером и подчиненными (коуч - тренер спортивной команды), хорошим менеджером считается тот менеджер, который ведет себя не столько как руководитель, сколько как наставник.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Заключение
Для человеческой
ментальности характерно стремление к
коллективному труду, признанию
и уважению коллег и так далее.
Сегодня, когда из-за сложной экономической
ситуации трудно высокую оплату труда,
особое внимание следует уделять
нематериальному
1 признавать
ценность работника для
2 применять программы
обогащения труда и ротации
кадров;
3 использовать
скользящий график, неполную рабочую
неделю, возможность трудиться как
на рабочем месте, так и дома;
4 устанавливать
работникам скидки на
5 предоставлять
средства для проведения
Попытаемся сформулировать
На своём рабочем месте каждый
хочет показать, на что он способен
и что он значит для других,
поэтому необходимы признание
результатов деятельности
На рабочих местах следует
формулировать мировоззрение
Практически каждый имеет
Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно
предоставлять максимально
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.
Каждый человек
стремится к успеху. Успех - это
реализованные цели, для достижения
которых работник приложил максимум
усилий. Успех без признания приводит
к разочарованию, убивает инициативу.
Этого не случится, если подчиненным,
добившийся успеха, делегировать дополнительные
права и полномочия, продвигать их по служебной
лестнице.
Литература