Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:22, реферат
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа процедур:
· непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений;
· опосредованная координация действий, в частности, путем создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации, постановка задач и т.п.
Например, в различных организациях процедуры и нормы принятия
решений сильно отличаются друг от друга. Широко известен опыт японских фирм, когда принятие решений осуществляется снизу вверх. Есть много организаций, где решения принимаются только на верхнем уровне. Существуют организации, в которых широко практикуется система делегирования права принятия решения на нижние уровни иерархии.
Существующие
в организации способы и формы
коммуникации оказывают большое
влияние на культуру организации. Существуют
организации, в которых практикуется
преимущественно только письменная
форма коммуникаций. Имеются организации,
где все контакты в основном осуществляются
в виде разговора. Многие организации
применяют комбинацию этих форм. В
последнее время широкое
Технология, включающая
в себя технические средства и
способы их комбинирования и использования
для получения конечного
Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Представьте себе организацию, которую покинули все ее работники. Остались здания, оборудование, документы и т.п. Но самой организации не стало. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация, какое место она занимает в обществе.
В силу такого особого
положения люди в организации
являются для менеджмента «предметом
номер один». Менеджмент формирует
кадры, устанавливает систему
Люди, работающие
в организации, очень сильно отличаются
друг от друга по многим параметрам:
пол, возраст, образование, национальность,
семейное положение и т.п. Все
эти отличия могут оказывать
серьезное влияние как на характеристики
работы и поведение отдельного работника,
так и на действия и поведение
других членов организации. В связи
с этим менеджмент должен строить
свою работу с кадрами таким образом,
чтобы способствовать развитию положительных
результатов поведения и
Организационная культура, являясь все пронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.п. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Но может и являться мощным тормозом, в особенности, если для решения задачи потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые присущи любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:
· производство;
· маркетинг;
· финансы;
· работа с кадрами;
· эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом получения и переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:
· управление разработкой и проектированием продукта;
· выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники мо процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;
· управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
· управление запасам и на складах, включающее в себя у правление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
· контроль качества.
Ключевыми точками внимания менеджмента при управлении производством являются издержки и качество.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целевых показателей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:
· изучение рынка;
· реклама;
· ценообразование;
· создание систем сбыта;
· распределение созданной продукции;
· сбыт.
В последнее время при управлении маркетингом все большее влияние уделяется фактору устойчивости связи с покупателем. Поэтому акценты процесса маркетинга продукта все более смещаются с функциональных свойств продукта на такие элементы, как «оболочка» продукта реже бренд, гарантии, имидж. Также все большее значение начинает придаваться развитию схем взаимодействия с клиентом в процессе продажи.
Управление финансами состоит в том, что менеджмент реализует управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:
· составление бюджета и финансового плана;
· формирование денежных ресурсов;
· распределение
денег между различными субъектами,
определяющими жизнь
· оценка финансового потенциала организации.
При управлении
финансами исключительно
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
· подбор и расстановка кадров;
· обучение и развитие кадров;
· компенсация за выполненную работу;
· создание условий на рабочем месте;
· поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
По мере того как выполнение рутинных трудовых операций все более подходит к машинам, а сотрудники все более занимаются творческим трудом, управление персоналом становится той ключевой функцией, которая может обеспечить организации исключительные преимущества, делающие ее более сильной в конкурентной борьбе, дающие ей возможность успешно развиваться в условиях динамично меняющейся среды.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.
3. Менеджмент
и внешнее окружение
Не существует
ни одной организации, которая не
имела бы внешнего окружения и
не находилась бы с ним в состоянии
постоянного взаимодействия. Любая
организация нуждается в
В 80-90-е гг. XX в. произошла смена нескольких парадигм менеджмента. Причем каждая новая парадигма возникала тогда, когда качественно менялась сущность организации. А это, в свою очередь, преимущественно было связано с тем, что изменения во внешней среде требовали адекватной смены основополагающих принципов построения и функционирования организации. Сначала эффективная организация, потом TQM-организация, далее научающаяся организации, наконец, сейчас организация знаний возникали как реакция на те возможности, которые возникали во внешней среде, а также как реакции на те угрозы, которые порождали изменения, происходившие во внешней среде.
Ключевую роль
в выработке и проведении политики
взаимодействия и организации с
окружением играет менеджмент, особенно
его верхний уровень. Вопросы
долгосрочной стратегии взаимодействия
организации со средой становятся во
главу угла построения всех процессов
управления. Современный менеджмент
уже не занимается преимущественно
только внутренними вопросами
Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется преимущественно качеством управления ею, можно представить в виде двух сфер.
Первая сфера - это общее внешнее окружение организации. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций. Вторая сфера -- это так называемое непосредственное деловое окружение организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них.