Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:22, реферат
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Министерство Образования и Науки Кыргызской Республики
Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына
Институт
Экономики и Финансов
Самостоятельная работа студента
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Понятие менеджмента»
Выполнила: Рустам Эридиана
МЭК 1-09
Бишкек 2011
Введение
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.
Основными задачами
менеджмента как науки
Нередко менеджмент
рассматривают как искусство, которое
опирается на лежащие в его
основе концепции, законы, принципы и
методы. Такой подход основан на
том, что любая организация, как
объект управленческой деятельности,
представляет собой совокупность сложных
социально-технических систем, на функционирование
которых оказывают влияние
Часто понятие
менеджмент ассоциируется с людьми,
чья работа состоит в координации
усилий всего персонала предприятия
для достижения целей функционирования.
Кроме того, понятием менеджмент может
обозначаться аппарат управления современных
организаций, не зависимо от их формы
собственности и целей
Но, так или
иначе, понятие "менеджмент" всегда
тесно связано с понятием "рыночная
экономика". Теория управления достаточно
активно развивалась в нашей
стране и в советский период, однако
эти исследования никоим образом
нельзя относить к области менеджмента.
Ведь в основе современного менеджмента
лежит положение о
Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.
Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность менеджмента
проявляется в его задачах, функциях,
методах и принципах.
1. Организация и менеджмент
Исключительно важно с самого начала понимать, что менеджмента вообще нет, что не существует такого самостоятельного явления, как менеджмент. В реальной жизни существуют различные организации. Эти организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств -- сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации с внешней средой, и считается менеджментом. Естественно, это свойство реализуется посредством действий людей. Поэтому менеджмент -- это деятельность. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом. Причем менеджмент как свойство организации очень сильно зависит от того, о какой организации идет речь. Это не означает, что менеджмент не может оказывать влияние на характеристики организации. Более того, воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента. Но он не существует в отрыве от организации, он всегда существует в ней. Поэтому и рассмотрение вопросов менеджмента надо начинать с рассуждений о том, что такое организация. Какова ее природа, как она возникает, как устроена и как живет и развивается.
Если вы попробуете
найти кого-нибудь из вашего окружения,
кто не принадлежит ни к одной
организации, то убедитесь, что это
не так легко сделать. Подавляющее
большинство членов общества входят
в одну или несколько организаций,
являясь их работниками, либо вступают
с ними в контакт. Эти организации
могут быть производственными, учебными
или исследовательскими, государственными
или частными, большими или малыми,
временными или постоянными. Данный
перечень можно продолжать еще очень
долго. Важно подчеркнуть, что существуют
самые разнообразные
Так что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, и управление, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.
Опираясь на
данное понимание основных составляющих
организации, ее можно определить как
систематизированное, сознательное объединение
действий людей, преследующих посредством
решения задач, стоящих перед
организацией, достижение определенных
целей. В том случае, если существуют
устоявшиеся границы
Организация возникает
и продолжает свое существование
потому, что она позволяет отдельным
людям решать свои проблемы, достигать
свои личные цели. Люди дают жизнь организации,
они вносят свой вклад в жизнедеятельность
организации. Это могут быть деньги,
другие материальные ресурсы, знания,
энергия, творчество и т.п. Но они
делают это потому, что взамен от
организации получают материальные
и нематериальные ресурсы, которые
используют для решения своих
личных задач. Если люди, от которых
зависит существование
Любая организация
может быть представлена как открытая
система, встроенная во внешний мир.
На входе организация получает ресурсы
из внешней среды, на выходе она отдает
ей созданный в организации
· получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
· изготовление продукта;
· передача продукта во внешнюю среду.
Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту.
Организация -- это живой организм. Она рождается, развивается и, если этого требуют обстоятельства, умирает. Особенность современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Среда обитания деловых организаций стала столь динамичной, что применительно к ней стало использоваться понятие турбулентной среды. Естественно, выживать в такой динамично меняющейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента. В современных условиях проведения изменений, развитие организации становится одной из важнейших задач менеджмента. При этом в последнее десятилетие с появлением так называемых научающихся организаций развитие организации для менеджмента из средства решения более важных задач превращается в самоцель. То есть развитие организации через научение становится одной из главных задач менеджмента.
Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено, как это часто делается, только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы.
Исходя из этого,
в учебнике управление организацией
рассматривается под
2. Позиция управления внутри организации
Позиции управления внутри организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутри организационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для решения стоящих перед организацией задач. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Структура организации
отражает сложившееся в организации
выделение отдельных
и объединение подразделений в единое целое. При традиционном подходе исходным в построении структуры является проектирование работы. В организации может быть принята система автономных работ, могут быть взяты за основу конвейерная, модульная или бригадная формы работы. Проектирование работы зависит от многих факторов, в частности от того,- какая квалификация требуется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обратной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.п. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации. Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и периодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.
Следующим шагом
в формировании структуры организации
является выделение структурных
подразделений, иерархически увязанных
и находящихся в постоянном производственном
взаимодействии. Менеджмент должен определить
организационные размеры
Структура -- необходимое свойство любой организации. Наличие структуры является проявлением универсального закона иерархии, в соответствии с которым любой объект является частью чего-то большего и одновременно содержит в себе более мелкие части. Проблема любой структуры состоит в том, она создает барьеры между частями. Поэтому одной из важнейших задач менеджмента при построении структуры организации является поиск путей превращения барьеров в прозрачные границы.