Понятие и содержание менеджмента. Виды менеджмента и его уровни
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 16:37, контрольная работа
Краткое описание
Термин management (в переводе с английского) означает "управление". Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как: - дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, который обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезен как для начинающих, так и для опытных менеджеров;
Оглавление
Понятие и содержание менеджмента. Виды менеджмента и его уровни…..2 Системный подход в управлении ……………………..………………..…….9 Предпринимательское поведение как основа стратегического планирования…………………………………………………………………….18 Нужно выбрать сотрудницу которая должна будет выполнять следующие работы…………………………………………………………………………….22 Список используемой литературы…………………………………………...24
Предпринимательское поведение
как основа стратегического
планирования.
В рыночной
экономике важным условием достижения
предприятием успеха и условием его развития
являются предпринимательство и предпринимательский
стиль деятельности.
Предпринимательство — это поиск новых сфер
рационализации и выгодного вложения
ресурсов, осуществление новых комбинаций
в производстве, движение на новые рынки,
создание новых продуктов. Оно нацелено
на получение прибыли сверх среднего уровня
путем наиболее полного удовлетворения
потребностей на основе достижения успеха
и лидерства в той или иной сфере экономической
деятельности — в создании новой продукции
и технологии, в производстве или маркетинге.
Неотъемлемой частью предпринимательства
являются предвидение, обоснованный риск
и стратегическое управление.
В силу этого предпринимательство
становится активным фактором развития
производства. Ведущими мотивами предпринимательства
являются:
мотивы предпринимательских
реакций;
мотивы внутрифирменного
предпринимательства;
мотивы конкуренции
и кооперации в развитии продукции и технологии;
мотивы предпринимательского
риска.
Эти и другие мотивы
предпринимательства способствуют трансформации
предприятий приростного типа в предприятия
предпринимательского типа.
Для оптимизации прибыли
в хозяйственной деятельности предприятия
предпринимательского типа важное значение
имеют мотивы предпринимательских реакций
и предпринимательского риска.
К наиболее известным
моделям принятия стратегических решений
(стратегического управления) относятся
модели стратегического планирования,
выбора стратегических позиций в конкуренции,
управления на основе ранжирования стратегических
задач и управления по слабым сигналам.
Основной моделью для оптимизации прибыли
в краткосрочной и долгосрочной перспективе
является модель выбора стратегических
позиций предприятия (компании, фирмы)
в конкуренции.
Предприятие предпринимательского типа
Предпринимательский
стиль деятельности значительно отличается
от широко распространенного приростного
стиля, который направлен на минимизацию
отклонений от традиционного поведения
как внутри предприятия, так и в отношениях
с поставщиками, смежниками, потребителями.
Привитие организации (владельцам собственности,
руководству, ядру акционеров) предпринимательского
стиля поведения связано с далеко идущими
изменениями в мотивации деятельности,
организационной структуре, системе управления,
уровне подготовки руководителей и специалистов
как менеджеров, стиле руководства.
Если на предприятии
прочно укрепился приростный стиль поведения,
при котором сколько-либо существенные
изменения признаются нежелательными,
шансы на успех его деятельности будут
понижаться по мере развития конкуренции.
Чтобы представить себе, в каком направлении
надо действовать для перехода к предпринимательскому
стилю поведения, сравним характеристики
деятельности предприятий приростного
и предпринимательского типов (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Сравнение характеристик
организации для двух стилей организационного
поведения.
Цели предприятия. Приростное поведение
предполагает оптимизацию прибыльности
применительно к сложившимся условиям
работы предприятия. Для предпринимательского
поведения характерно стремление повысить
потенциал прибыльности, что достигается
непрерывной цепью нововведений как технологического,
так и организационного характера.
Пути достижения целей. Предприятие приростного
типа ориентируется на прошлый опыт, экстраполируя
его на условия деятельности в настоящее
время. Предприятие предпринимательского
типа определяет путь достижения цели
на основе оценки возможностей получения
прибыли и повышения качества управления.
Ограничения. При приростном стиле
поведения ограничения определяются окружающей
средой и внутренними возможностями предприятия.
Для предпринимательского стиля характерна
способность изменять окружающую среду
(например, подбирать нужных поставщиков
сырья и технологического оборудования
или изменять характер взаимодействия
с ними), создавать новые рабочие места,
реагировать на различные способы поведения
как внутри, так и вне предприятия (например,
изменение поведения потребителя или
конкурента на рынке воспринимается как
сигнал о необходимости конкурентной,
инновационной или предпринимательской
реакции; сопротивление персонала нововведениям
преодолевается усилением социальной
ориентации нововведений и т. п.).
Система поощрений и взысканий. На предприятии приростного
типа поощряются стабильность и достигнутые
результаты деятельности. На предприятии
предпринимательского типа поощряются
творчество и инициатива и применяются
взыскания за отсутствие инициативы.
Информация. Для приростного стиля
достаточна внутренняя информация о ходе
и результатах деятельности и внешняя
информация о долгосрочном объеме возможностей.
Для предпринимательского стиля требуется
внутренняя информация о возможностях
(а не о результатах) и внешняя — о глобальном
объеме возможностей.
Характер проблем. Приростное поведение
не выходит за рамки повторяющихся, знакомых
проблем. Предпринимательское поведение
имеет дело с новыми, неповторяющимися
проблемами.
Стиль руководства. Для приростного стиля
руководства характерно стремление к
популярности и достижению единства подходов.
Для предпринимательского стиля — допущение
рискованных действий и умение вдохновлять
людей на восприятие изменений.
Организационная структура. Для предприятия приростного
стиля характерна стабильная или расширяющаяся
оргструктура и организация деятельности
в соответствии с технологическим процессом
переработки ресурсов. Оно стремится к
экономии на масштабах производства. Различные
виды деятельности связаны слабо. Для
предприятия предпринимательского стиля
характерна гибкая организационная структура
и организация деятельности в соответствии
с проблемами.
Различные
виды деятельности (НИОКР, производство,
маркетинг, управление, производственное
и социальное развитие и т. п.) тесно связаны.
Решение управленческих проблем. При приростном поведении
признание необходимости действовать
наступает с опозданием, так как является
реакций на возникшую проблему. При поиске
альтернатив ориентируются на прошлый
опыт и допускают лишь незначительные
отклонения от статус-кво. Рассматривается
единственный вариант удовлетворения
потребностей. Предпринимательское поведение
характеризуется активным поиском возможностей
и предвидением проблем. Ведется творческий
поиск альтернатив, принятие которых вызывает
необходимость больших изменений. Рассматриваются
многочисленные альтернативы, из которых
выбирается лучшая.
Отношение к риску. Для приростного поведения
характерно стремление к минимизации
риска на основании использования прошлого
опыта. Предпринимательское поведение
предполагает готовность идти на созидательный
риск и балансировать совокупность рискованных
вариантов.
Оценка степени предпринимательского
поведения может быть дана на основе сопоставления
двух типов поведения. Если приростному
поведению по каждой характеристике присвоить
оценку -5 баллов, предпринимательскому
поведению — оценку +5 баллов, то смешанный
(приростно-предпринимательский) тип поведения
будет иметь оценку в интервале между
-5 и +5 баллами. Оценка выше нуля означает,
что по данной характеристике поведение
предприятия ближе к предпринимательскому,
чем к приростному. Оценивая таким образом
организационное поведение предприятия,
можно выявить, по каким характеристикам
надо менять стиль поведения.
В табл. 2.1 приведен
пример оценки уровня приростно-предпринимательского
поведения предприятия. Как видно по результату
оценки, для данного предприятия характерно
наличие некоторых элементов предпринимательского
стиля поведения: суммарная оценка приростного
стиля поведения равна —30, предпринимательского
+16, следовательно, стиль поведения в целом
ближе к приростному. Особенно слабо развиты
способность изменять окружающую среду,
принцип взыскания за отсутствие инициативы,
умение организовывать деятельность в
соответствии с проблемами (оценки —4,
то есть практически приростный стиль
поведения).
В данном случае необходимо
усилить работу организации по таким направлениям,
как: привитие качеств управления, обеспечивающих
наиболее полное использование возможностей
получения прибыли; внедрение в практику
поощрений за творчество и инициативу;
поиск, накопление и использование внешней
информации о глобальном объеме возможностей;
привитие руководителям и менеджерам
качеств предвидения проблем и навыков
выбора лучшей альтернативы из набора
возможных; самообучение менеджеров готовности
идти на созидательный риск и умению балансировать
более или менее рискованные варианты.
4. Нужно выбрать
сотрудницу которая должна будет
выполнять следующие работы:
-стенографирование деловых
заметок и протоколов которые
диктуются относительно быстро.
-перепечатка текстов, докладов
научного содержания из области жилищно-коммунального
хозяйства причем с частым употреблением
английских терминов.
-составление статистических
данных по рукописным материалом.
-ответы на телефонные
звонки.
-обработка корреспонденции.
-подбор материалов.
Три претендентки предлагают
свои услуги. Вот их данные:
а) Претендентка А возрост-30
лет:
-до сих пор работала
секретарем в высшем учебном
заведении, готовящем экономистов
на одном из факультетов.
-образование-среднее, специальных
секретарских курсов не окончила.
-Окончила курсы английского
языка.
-раньше занималась формированием
и заведованием специальной библиотеки.
-успешно работает с
тремя разными по характеру
профессорами.
-самостоятельно составляет
обычную корреспонденцию.
-вынуждена оставить теперешнюю
работу из-за перевода мужа
на новое место работы.
б) Претендентка Б возрост-42
года:
-15 лет работала секретарем
директора небольшого предприятия
коммунального хозяйства с количеством
занятых на производстве порядка 50 человек
(Ваше предприятие насчитывает 3000 сотрудников,
а в специальном подразделении, где работаете
Вы, - 300 человек).
-образование среднее.
-без специального образования,
но выдержала аттестацию на
должность секретаря.
-вынуждена сменить работу
из-за смены руководства.
-ее работа до сих
пор состояла в том, что она
была связующим звеном между
руководителем и другими сотрудниками.
-обслуживала телефонную
станцию.
-печатала секретную корреспонденцию.
-обучила одну практикантку.
-в объеме средней школы
владеет английским языком.
-разведена, имеет ребенка
17 лет.
в) Претендентка В возраст-23
года:
-образование среднее, окончила
курсы секретарей-машинисток для
работы в сфере торговли.
-сначала работала делопроизводителем,
затем секретарем начальника
отдела, была переведена в центральное
машинописное бюро большого предприятия
с примерным количеством сотрудников
5000 человек. Это ее не устраивает.
-работа в фармакологической
промышленности.
-очень хорошая стенографистка.
-умеет хорошо считать.
-окончила курсы английского
языка.
-замужем недавно, муж - инженер
по эксплуатации.
Сравните претенденток друг
с другом и определите только по имеющимся
у вас данным, кого из них можно предложить
для принятия на работу.
Ответ: Из предложенных претенденток
на вышеуказанные работы по своим профессиональным
качествам и опыту работы наиболее подходит
претендентка В. Но, девушка
работала на предприятии с большим количеством
сотрудников и ее это не устраивает. Также
девушка молодая, недавно вышла замуж
и скорее всего в ближайшее время уйдет
в декретный отпуск и на ее место придется
опять искать нового сотрудника.
Претендентка Б имеет большой
опыт работы в области жилищно-коммунального
хозяйства, но с наиболее меньшей численностью
сотрудников, чем требуется. Женщина среднего
возраста, имеет уже взрослого ребенка,
значит на больничные часто ходить не
будет. Но скорее всего у нее слабый уровень
английского языка, а для работы он необходим.
И так как женщине пришлось сменить работу
из-за смены руководства, возможно у нее
сложный характер и есть возможность,
что она не сработается с новым руководителем.
У претендентки А нет необходимого
опыта работы, она работала в другой сфере
и ее обязанности отличались от требуемых.
Но девушка владеет английским языком,
легко уживается с разными людьми, молодого
возраста. Это ситуация, когда проще научить,
чем переучить. Таким образом, данную претендентку
можно было бы рассмотреть в качестве
сотрудницы для выполнения вышеуказанных
работ.
Список используемой
литературы:
Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акабердин
и др. «Менеджмент организации» Учебное
пособие. М. 1997г.
Веснин В.Р. «Основы менеджмента» Курс
лекций для студентов высших учебных заведений.
М. 1996г.
Ермаков В.П., Макиев З.Г «Менеджмент»
Для студентов ВУЗов. Ростов-н-Д. 2005г.
Герчикова Г.Н. «Менеджмент» М. 1995г.
Кравченко А.И. «История менеджмента»
Учебное пособие для студентов ВУЗов.
М. 2000г.
В. Р. Веснин. Основы менеджмента. - М.:
«ГНОМ-пресс» при сод. Т. Д. «Элит-2000», 1999.
- 440 с.
Инновационный менеджмент: Учебник для
вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ,
2000. - 327 с.
Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов,
А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред.
М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки
и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 343 с.
Э. А.Уткин. Основы мотивационного менеджмента.
- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ».
Издательство ЭКМОС, 2000. - 352 с.