Понятие и содержание менеджмента. Виды менеджмента и его уровни

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Термин management (в переводе с английского) означает "управление". Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:
- дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, который обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезен как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

Оглавление

Понятие и содержание менеджмента. Виды менеджмента и его уровни…..2
Системный подход в управлении ……………………..………………..…….9
Предпринимательское поведение как основа стратегического планирования…………………………………………………………………….18
Нужно выбрать сотрудницу которая должна будет выполнять следующие работы…………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Менеджмент ДКР.docx

— 129.29 Кб (Скачать)

 

 

  1. Предпринимательское поведение как основа стратегического планирования.

 

В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития являются предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности.

Предпринимательство — это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов. Оно нацелено на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе достижения успеха и лидерства в той или иной сфере экономической деятельности — в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге. Неотъемлемой частью предпринимательства являются предвидение, обоснованный риск и стратегическое управление.

В силу этого предпринимательство становится активным фактором развития производства. Ведущими мотивами предпринимательства являются:

  • мотивы предпринимательских реакций;
  • мотивы внутрифирменного предпринимательства;
  • мотивы конкуренции и кооперации в развитии продукции и технологии;
  • мотивы предпринимательского риска.

Эти и другие мотивы предпринимательства способствуют трансформации предприятий приростного типа в предприятия предпринимательского типа.

Для оптимизации прибыли в хозяйственной деятельности предприятия предпринимательского типа важное значение имеют мотивы предпринимательских реакций и предпринимательского риска.

К наиболее известным моделям принятия стратегических решений (стратегического управления) относятся модели стратегического планирования, выбора стратегических позиций в конкуренции, управления на основе ранжирования стратегических задач и управления по слабым сигналам. Основной моделью для оптимизации прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе является модель выбора стратегических позиций предприятия (компании, фирмы) в конкуренции.

Предприятие предпринимательского типа

Предпринимательский стиль деятельности значительно отличается от широко распространенного приростного стиля, который направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри предприятия, так и в отношениях с поставщиками, смежниками, потребителями. Привитие организации (владельцам собственности, руководству, ядру акционеров) предпринимательского стиля поведения связано с далеко идущими изменениями в мотивации деятельности, организационной структуре, системе управления, уровне подготовки руководителей и специалистов как менеджеров, стиле руководства.

Если на предприятии прочно укрепился приростный стиль поведения, при котором сколько-либо существенные изменения признаются нежелательными, шансы на успех его деятельности будут понижаться по мере развития конкуренции. Чтобы представить себе, в каком направлении надо действовать для перехода к предпринимательскому стилю поведения, сравним характеристики деятельности предприятий приростного и предпринимательского типов (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Сравнение характеристик организации для двух стилей организационного поведения.

Цели предприятия. Приростное поведение предполагает оптимизацию прибыльности применительно к сложившимся условиям работы предприятия. Для предпринимательского поведения характерно стремление повысить потенциал прибыльности, что достигается непрерывной цепью нововведений как технологического, так и организационного характера.

Пути достижения целей. Предприятие приростного типа ориентируется на прошлый опыт, экстраполируя его на условия деятельности в настоящее время. Предприятие предпринимательского типа определяет путь достижения цели на основе оценки возможностей получения прибыли и повышения качества управления.

Ограничения. При приростном стиле поведения ограничения определяются окружающей средой и внутренними возможностями предприятия. Для предпринимательского стиля характерна способность изменять окружающую среду (например, подбирать нужных поставщиков сырья и технологического оборудования или изменять характер взаимодействия с ними), создавать новые рабочие места, реагировать на различные способы поведения как внутри, так и вне предприятия (например, изменение поведения потребителя или конкурента на рынке воспринимается как сигнал о необходимости конкурентной, инновационной или предпринимательской реакции; сопротивление персонала нововведениям преодолевается усилением социальной ориентации нововведений и т. п.).

Система поощрений и взысканий. На предприятии приростного типа поощряются стабильность и достигнутые результаты деятельности. На предприятии предпринимательского типа поощряются творчество и инициатива и применяются взыскания за отсутствие инициативы.

Информация. Для приростного стиля достаточна внутренняя информация о ходе и результатах деятельности и внешняя информация о долгосрочном объеме возможностей. Для предпринимательского стиля требуется внутренняя информация о возможностях (а не о результатах) и внешняя — о глобальном объеме возможностей.

Характер проблем. Приростное поведение не выходит за рамки повторяющихся, знакомых проблем. Предпринимательское поведение имеет дело с новыми, неповторяющимися проблемами.

Стиль руководства. Для приростного стиля руководства характерно стремление к популярности и достижению единства подходов. Для предпринимательского стиля — допущение рискованных действий и умение вдохновлять людей на восприятие изменений.

Организационная структура. Для предприятия приростного стиля характерна стабильная или расширяющаяся оргструктура и организация деятельности в соответствии с технологическим процессом переработки ресурсов. Оно стремится к экономии на масштабах производства. Различные виды деятельности связаны слабо. Для предприятия предпринимательского стиля характерна гибкая организационная структура и организация деятельности в соответствии с проблемами.

Различные виды деятельности (НИОКР, производство, маркетинг, управление, производственное и социальное развитие и т. п.) тесно связаны.

Решение управленческих проблем. При приростном поведении признание необходимости действовать наступает с опозданием, так как является реакций на возникшую проблему. При поиске альтернатив ориентируются на прошлый опыт и допускают лишь незначительные отклонения от статус-кво. Рассматривается единственный вариант удовлетворения потребностей. Предпринимательское поведение характеризуется активным поиском возможностей и предвидением проблем. Ведется творческий поиск альтернатив, принятие которых вызывает необходимость больших изменений. Рассматриваются многочисленные альтернативы, из которых выбирается лучшая.

Отношение к риску. Для приростного поведения характерно стремление к минимизации риска на основании использования прошлого опыта. Предпринимательское поведение предполагает готовность идти на созидательный риск и балансировать совокупность рискованных вариантов.

Оценка степени предпринимательского поведения может быть дана на основе сопоставления двух типов поведения. Если приростному поведению по каждой характеристике присвоить оценку -5 баллов, предпринимательскому поведению — оценку +5 баллов, то смешанный (приростно-предпринимательский) тип поведения будет иметь оценку в интервале между -5 и +5 баллами. Оценка выше нуля означает, что по данной характеристике поведение предприятия ближе к предпринимательскому, чем к приростному. Оценивая таким образом организационное поведение предприятия, можно выявить, по каким характеристикам надо менять стиль поведения.

В табл. 2.1 приведен пример оценки уровня приростно-предпринимательского поведения предприятия. Как видно по результату оценки, для данного предприятия характерно наличие некоторых элементов предпринимательского стиля поведения: суммарная оценка приростного стиля поведения равна —30, предпринимательского +16, следовательно, стиль поведения в целом ближе к приростному. Особенно слабо развиты способность изменять окружающую среду, принцип взыскания за отсутствие инициативы, умение организовывать деятельность в соответствии с проблемами (оценки —4, то есть практически приростный стиль поведения).

В данном случае необходимо усилить работу организации по таким направлениям, как: привитие качеств управления, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей получения прибыли; внедрение в практику поощрений за творчество и инициативу; поиск, накопление и использование внешней информации о глобальном объеме возможностей; привитие руководителям и менеджерам качеств предвидения проблем и навыков выбора лучшей альтернативы из набора возможных; самообучение менеджеров готовности идти на созидательный риск и умению балансировать более или менее рискованные варианты.

4. Нужно выбрать  сотрудницу которая должна будет  выполнять следующие работы:

-стенографирование деловых  заметок и протоколов которые  диктуются относительно быстро.

-перепечатка текстов, докладов  научного содержания из области жилищно-коммунального хозяйства причем с частым употреблением английских терминов.

-составление статистических  данных по рукописным материалом.

-ответы на телефонные  звонки.

-обработка корреспонденции.

-подбор материалов.

Три претендентки предлагают  свои услуги. Вот их данные:

а) Претендентка А возрост-30 лет:

-до сих пор работала  секретарем в высшем учебном  заведении, готовящем экономистов  на одном из факультетов.

-образование-среднее, специальных  секретарских курсов не окончила.

-Окончила курсы английского  языка.

-раньше занималась формированием  и заведованием специальной библиотеки.

-успешно работает с  тремя разными по характеру  профессорами.

-самостоятельно составляет  обычную корреспонденцию.

-вынуждена оставить теперешнюю  работу из-за перевода мужа  на новое место работы.

б) Претендентка Б возрост-42 года:

-15 лет работала секретарем  директора небольшого предприятия  коммунального хозяйства с количеством занятых на производстве порядка 50 человек (Ваше предприятие насчитывает 3000 сотрудников, а в специальном подразделении, где работаете Вы, - 300 человек).

-образование среднее.

-без специального образования, но выдержала аттестацию на  должность секретаря.

-вынуждена сменить работу  из-за смены руководства.

-ее работа до сих  пор состояла в том, что она  была связующим звеном между  руководителем и другими сотрудниками.

-обслуживала телефонную  станцию.

-печатала секретную корреспонденцию.

-обучила одну практикантку.

-в объеме средней школы  владеет английским языком.

-разведена, имеет ребенка 17 лет.

в) Претендентка В возраст-23 года:

-образование среднее, окончила  курсы секретарей-машинисток для  работы в сфере торговли.

-сначала работала делопроизводителем, затем секретарем начальника  отдела, была переведена в центральное  машинописное бюро большого предприятия с примерным количеством сотрудников 5000 человек. Это ее не устраивает.

-работа в фармакологической  промышленности.

-очень хорошая стенографистка.

-умеет хорошо считать.

-окончила курсы английского  языка.

-замужем недавно, муж - инженер по эксплуатации.

Сравните претенденток друг с другом и определите только по имеющимся у вас данным, кого из них можно предложить для принятия на работу.  

 

Ответ: Из предложенных претенденток на вышеуказанные работы по своим профессиональным качествам и опыту работы наиболее подходит претендентка В. Но,  девушка работала на предприятии с большим количеством сотрудников и ее это не устраивает. Также девушка молодая, недавно вышла замуж и скорее всего в ближайшее время уйдет в декретный отпуск и на ее место придется опять искать нового сотрудника.

Претендентка Б имеет большой опыт работы в области жилищно-коммунального хозяйства, но с наиболее меньшей численностью сотрудников, чем требуется. Женщина среднего возраста, имеет уже взрослого ребенка, значит на больничные часто ходить не будет. Но скорее всего у нее слабый уровень английского языка, а для работы он необходим. И так как женщине пришлось сменить работу из-за смены руководства, возможно у нее сложный характер и есть возможность, что она не сработается с новым руководителем.

У претендентки А нет необходимого опыта работы, она работала в другой сфере и ее обязанности отличались от требуемых. Но девушка владеет английским языком, легко уживается с разными людьми, молодого возраста. Это ситуация, когда проще научить, чем переучить. Таким образом, данную претендентку можно было бы рассмотреть в качестве сотрудницы для выполнения вышеуказанных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акабердин и др. «Менеджмент организации» Учебное пособие. М. 1997г.
  2. Веснин В.Р. «Основы менеджмента» Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 1996г.
  3. Ермаков В.П., Макиев З.Г «Менеджмент» Для студентов ВУЗов. Ростов-н-Д. 2005г.
  4. Герчикова Г.Н. «Менеджмент» М. 1995г.
  5. Кравченко А.И. «История менеджмента» Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. 2000г.
  6. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. - М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т. Д. «Элит-2000», 1999. - 440 с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М., 1998.
  8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 327 с.
  9. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 343 с.
  10. Э. А.Уткин. Основы мотивационного менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. - 352 с.
  11. Менеджмент: учебное пособие. – Гончаров В.И. «Мисанта» 2003.
  12. Менеджмент: учебное пособие. – Казначевская Г.Б. «Феникс» 2004.
  13. Менеджмент: учебник. – Под. общ. ред.проф. М.П. Переверзева. « ИНФА – М» 2004.
  14. Практический менеджмент: учебное пособие. –  Леданов И.Д.  М., 1993.
  15. Основы маркетинга. – Филипп Котлер М.: Прогресс, 1990.

Информация о работе Понятие и содержание менеджмента. Виды менеджмента и его уровни