Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:58, контрольная работа
По мере распространения идеологии управления и фиксации задач управления как социальной и общественной ценности, все более и более важным для различных сфер деятельности становится труд руководителя и организатора. Однако на практике процесс повышения профессионализации этого труда и связанная с ней специальная подготовка наталкиваются на целый ряд трудностей, анализ которых, как нам кажется, может помочь в понимании современной ситуации в области управления.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Самообразование и образование управленческого персонала…..4
2. Развитие карьеры руководителя….………………………………..9
3. Планирование и подготовка резерва руководителей ……..……12
4. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом....…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………20
Организация получает следующие преимущества:
Осознание этих и многих других преимуществ побудило руководство многих организаций задуматься над созданием системы управления развитием карьеры своих сотрудников.
Наиболее распространённой системой является система партнёрства по планированию и развитию карьеры. Партнёрство предполагает сотрудничество трёх сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несёт ответственность за планирование и развитие собственной карьеры. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. А отдел человеческих ресурсов осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации. Специалисты этого отдела формируют заинтересованность сотрудника в развитии карьеры, и предоставляют инструменты для начала управления собственной карьерой. Сотрудник, со своей стороны, должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, и определить, является ли данный план развития карьеры реалистичным и сопоставимым с его возможностями. Многие организации, в таких случаях, проводят специальное тестирование для выявления сильных и слабых сторон своих сотрудников, а результаты оказывают существенную помощь в планировании карьеры.[1; с. 344]
Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих это возможным:
Управление развитием карьеры является сложным, требующим значительных ресурсов процессом. К сожалению, само по себе наличие этого процесса не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем сотрудникам организации. Однако его отсутствие вызывает неудовлетворённость работников, текучесть кадров, а так же ограничивает способность организации эффективно заполнять вакантные должности.
С другой стороны, многие сотрудники рассматривают свои отношения с организацией как временный союз. И пытаются планировать свою карьеру в глобальном масштабе, а работу в рамках одной организации рассматривают как один из шагов к конечной цели. Их интерес состоит в увеличении собственной ценности на внешнем рынке труда. Естественно, что долговременное планирование карьеры внутри организации в этом случае практически лишено смысла.
3.
Планирование и подготовка
резерва руководителей.
Современные
организации создают
2. Подготовка
этих сотрудников к работе
в руководящей должности;
3. Обеспечение плавного замещения освободившейся
должности и утверждение в ней нового
сотрудника.
Большинство организаций при работе с резервом руководителей выделяют две группы - преемников или дублёров и молодых сотрудников с лидерским потенциалом. Преемники или дублёры - это кандидаты на замещение определённых ключевых должностей компании, которые готовы к работе в этих должностях в настоящий момент или будут готовы к этому в ближайшее время. Но подготовка преемников представляет собой сложный процесс, и далеко не все современные организации эффективно управляют этим процессом, многие до сих пор решают проблему преемственности в момент освобождения ключевой должности.
Определение ключевых должностей. Это первый этап в работе с резервом. Как правило, ключевыми являются должности руководителей организации, но иногда ключевые должности могут оказаться и на более низких ступенях организационной иерархии. Их число и конкретный состав зависит от размеров и специфики организации. Так же руководству необходимо представлять, как ситуация изменится в течение следующих лет. Это особенно актуально в современных условиях быстрых организационных изменений, вызванных конкуренцией и ускорившимся технологическим прогрессом. [2; с. 187]
И последнее, что нужно сделать на этом этапе - подготовить план освобождения ключевых должностей. Для этого отдел кадров совместно с руководителем должны проанализировать сложившуюся ситуацию с учётом возраста, перспектив продвижения, личных интересов, состояния здоровья сотрудников, занимающих ключевые должности, и определить сроки освобождения каждой из них. Подготовленный план ляжет в основу управления подготовкой преемников. Определение характеристик будущих руководителей. Этот этап играет исключительно важную роль во всём процессе подготовки резерва. Без понимания того, какими качествами должны обладать занимающие ключевые должности руководители, организация не может эффективно определить потенциальных преемников, подготовить планы их развития и оценить готовность занять планируемую должность.
При
планировании резерва портрет руководителя
складывается из множества характеристик.
Очень важно учитывать такие
положительные черты
Отбор кандидатов. Обор производится применительно к конкретной ключевой должности с учётом трёх основных критериев:
Общий список преемников, как правило, является конфиденциальным, доступ к нему имеют только руководитель организации и директор по человеческим ресурсам.
Подготовка планов развития производится на основе сопоставления характеристик каждого резервиста с портретом идеального сотрудника для данной должности.
Существуют два основных метода проведения подобной оценки – тестирование и экспертные оценки. Тестирование позволяет провести всестороннюю и достаточно объективную оценку преемников, однако требует разработки специальных тестов. Второй метод заключается в оценке экспертами индивидуальных характеристик кандидата по каждой из составляющих портрет идеального сотрудника. В качестве экспертов выступают хорошо знающие преемника сотрудники организации: его непосредственный руководитель, коллеги, директор по человеческим ресурсам и т.д.
План развития должен содержать конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию показателей по которым кандидат не соответствует стандартам «идеала», а так же сроки их реализации.
Реализация планов подготовки преемников требует участия всех трёх сторон - самого сотрудника, отдела человеческих ресурсов и высшего руководства организации. Без активного участия самого преемника, без его мотивации и усилий самый совершенный план подготовки обречён на неудачу. А руководство должно мотивировать его на активное участие, так как реализация плана требует от приемника дополнительных затрат времени, интеллектуальных и физических усилий. Так же руководители располагают необходимыми для развития ресурсами, принимают решение о назначении на должность. Роль отдела человеческих ресурсов состоит в осуществлении общего контроля за процессом подготовки преемников и привлечении внимания высших руководителей к этому стратегически важному для организации процессу.
Оценка прогресса развития. Ежегодно (в некоторых организациях чаще) руководитель организации совместно с директором по человеческим ресурсам проводит формальную оценку прогресса каждого из преемников. В ходе оценки происходит детальное обсуждение работы преемника в занимаемой должности, реализации плана индивидуального развития, а так же оценка степени готовности занять ключевую должность. [4; с.94]
Назначение
на должность. В случае освобождения ключевой
должности руководство организации проводит
обсуждение готовности преемников, принимает
решение о назначение. При определении
готовности преемника учитываются результаты
реализации плана развития, работа в занимаемой
должности, авторитет в организации и
т.д. Знания людей, опыт, интуиция руководителей
позволяют сделать правильный вывод и
принять правильное решение. А осуществление
постоянного контроля за развитием преемников,
регулярное обобщение информации об их
достижениях и недостатках позволяет
сделать это решение более обоснованным. Подготовка
преемников является эффективным средством
оптимизации использования персонала
организации, подбора и перемещения руководящих
кадров, обеспечения преемственности
руководства, а на этой основе повышения
эффективности работы всей организации.
Молодые сотрудники с потенциалом - это люди, которые в перспективе могут занять ключевые должности в организации.
Суть
работы с этой категорией резерва
руководителей заключается в
определении и усиленном
В отличие от работы с преемниками, подготовка
сотрудников с потенциалом не носит целевого
характера - организация готовит их к занятию
не определённой должности, а руководящей
должности вообще. Особое внимание уделяется
пониманию специфики деятельности организации
и её культуры, впитыванию корпоративного
духа и развитию чувства преданности организации.
Так же важным аспектом является предоставление
возможности постоянного обновления управленческих
знаний за счёт посещения семинаров, курсов
повышения квалификации.
Ключевую роль в определении сотрудников
с потенциалом играют работники отдела
человеческих ресурсов, которые должны
обладать профессиональными навыками
раннего определения потенциала. Для этого
представители компании выезжают в ведущие
университеты и бизнес-школы и проводят
собеседования с будущими выпускниками.
Периодическую оценку развития молодых
сотрудников с потенциалом проводит высшее
руководство совместно с отделом человеческих
ресурсов. Основное внимание уделяется
на то, как сотрудник демонстрирует и развивает
свой потенциал, а не на конкретные результаты
работы в сегодняшней должности. По результатам
оценки прогресса могут быть внесены изменения
в план развития сотрудника или принято
решение о бесперспективности дальнейших
усилий по его подготовке к руководящей
должности.
Система
работы с молодыми сотрудниками, обладающими
лидерским потенциалом, может стать
важным фактором повышения эффективности
управления любой организацией. Однако
для этого данный процесс должен
быть хорошо продуман. Опыт многих компаний
говорит о следующем: возможность
попасть в резерв должна сохраняться
для всех сотрудников, удовлетворяющих
формальным критериям, но включение
в резерв не должно повлечь за собой
никаких привилегий или гарантий
профессионального роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка и повышение квалификации руководителей в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку руководящего состава как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
Условия
рыночной экономики требуют от руководителя
новых знаний и особых подходов к
управлению, что обусловливает
Сегодня обучение управляющих и их резерва
ведется в 3-х направлениях: начальная
профессиональная подготовка в вузах
и специализированных учебных заведениях
по подготовке специалистов в области
управления персоналом; переподготовка
дипломированных специалистов на специализированных
отделениях и факультетах при высших учебных
заведениях; постоянная квалификационная
учеба в отраслевых и региональных системах
повышения квалификации специалистов,
а также непосредственно на производстве.
Работа в области создания новой действенной системы подготовки и переподготовки управляющих кадров в России только начинается. Существующая система не является достаточно эффективной в силу ряда обстоятельств: недостаточно внимания к этому вопросу, дефицита средств на обучение, знаний в этой области и т.п.
Актуальность темы определяется тем, что опыт трудовых зарубежных фирм и корпораций показывает, что вложенные средства и потраченное на обучение время с лихвой оправдывают себя. Именно поэтому вопросам подготовки и переподготовки управляющих уделяют около половины того времени, которое занимает решение вопросов производства.
Эффективному руководителю необходимо сочетать математическое искусство управления с качествами профессионального психолога.