Планирование предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:45, реферат

Краткое описание

Возрождение российской экономики в огромной мере зависит от эффективности функционирования крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний. Это подтверждает мировая практика и об этом свидетельствует опыт становления и развития крупнейших нефтяных компаний России.
Аналитическая оценка состояния российского нефтяного рынка показывает, что конкурентная борьба не ослабевает. Более того, в эту борьбу включаются компании, которые раньше не отличались агрессивной конкурентной стратегией.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Планирование добычи нефти и газа…………………………………………..5
2.Виды и уровни планирования: стратегическое, текущее и оперативно-
производственное планирование……………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………19
Список использованной литературы ………………………………………….21

Файлы: 1 файл

менеджм .doc

— 86.50 Кб (Скачать)

По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

По методам  обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.

В хозяйственных  товариществах и акционерных  обществах и на других предприятиях с частной формой собственности  применяются виды рыночного или  индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Индикативное планирование – это по существу государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

По времени  действия планы бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и текущими. Долгосрочные планы разрабатываются  на длительный период (10 и более лет) и призваны определить долговременную стратегию функционирования предприятия. Среднесрочные планы разрабатываются на период от года до 3–5 лет. Иногда они имеют форму скользящих планов: первый год детализируется до уровня плана текущего года и осуществляется их ежегодная корректировка. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются на срок от одного года и – в зависимости от комплексности, объектов планирования – до одних суток.

По сфере  применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное  и индивидуальное; объектами планирования в том или ином случае служат соответствующие производственная система или подразделение предприятия.

По стадиям  разработки планирование бывает предварительным  и окончательным. На первом этапе  обычно разрабатываются проекты  планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

По степени  точности планирование может быть укрупненным  и уточненным. Точность планов в  основном зависит от применяемых  методов, нормативных материалов и  сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

По типам  целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как  оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач  и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Стратегическое  планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Сущностью стратегического  планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей – государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.

Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием  для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни

Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование  средств, задач и целей для  достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое  планирование, как правило, бывает долгосрочным.

Ключевые моменты  стратегического планирования:

-стратегия разрабатывается высшим руководством;

-стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;

-стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;

-планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Реализация  любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений в относительно короткие периоды времени. Поэтому стратегическое (перспективное) планирование, направленное на кардинальные изменения, должно подкрепляться тактическим (текущим) и оперативным планированием, обеспечивающим последовательное (поэтапное) достижение стратегических целей. Все виды планирования взаимосвязаны, но имеют принципиальные отличия по методам планирования, структуре плановых решений, срокам реализации.

Текущее планирование охватывает годовой период и включает совокупность всех планов по различным видам деятельности предприятия.

Основой составления  планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются задачи, которые  определяются в натуральных или  денежных количественных показателях. Прежде всего при планировании ориентируются на узкие места, где ограничена маневренность действий (производство, сбыт, финансы, рабочая сила).

После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится анализ и выявляются несоответствия. Так как планы взаимозависимы, возникает необходимость соответствующей корректировки.

Одним из главных  ориентиров всех планов является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия. Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет (план расходов и доходов).

Показатели рынка служат исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловым в системе планов является планирование сбыта, прибыли и финансов.

В текущем годовом  плане предприятия конкретизируются прогнозы, долгосрочные, перспективные  мероприятия и показатели. Исходными данными для разработки этого плана служат:

-данные маркетинговых и стратегических исследований, а также разрабатываемые цели развития;

-выявленный и формируемый спрос на продукцию или услуги;

-уточненные технико-экономические нормы и нормативы использования производственных мощностей, затрат трудовых и материальных ресурсов;

-мероприятия по созданию, освоению и внедрению новой техники и технологии;

-изобретения, патенты, рационализаторские предложения, информация о конкурентах.

Задания годового плана распределяются по кварталам и в соответствующих показателях доводятся до производственных подразделений.

При разработке текущего плана выполняют комплекс организационных и планово-расчетных  работ:

а) детально анализируются  производственно-хозяйственная деятельность и ход выполнения перспективных и долгосрочных планов за прошедшие годы, что позволяет определить достигнутый организационный уровень производства;

б) сопоставляются качество и ассортимент выпускаемой  продукции с качеством и ассортиментом продукции других конкурирующих предприятий, что позволяет разработать мероприятия по улучшению качества продукции или услуг;

в) разрабатываются  мероприятия и программы по росту  эффективности производства (внедрение  прогрессивной технологии, механизации и автоматизация производства, специализация и кооперирование, совершенствование системы управления, планирования и организации производства);

г) осуществляется сбор предложений работников предприятия  по улучшению качества продукции  и всей работы коллектива, организации труда, производства и повышению его эффективности;

д) уточняются действующие  и разрабатываются новые прогрессивные  технико-экономические нормы и  нормативы использования оборудования, затрат рабочего времени, нормы расхода  материалов, топлива, энергии и других производственных ресурсов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного  выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В  таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

По содержанию разрабатываемые на предприятии  планы классифицируются как технико-экономические, оперативно-производственные и бизнес-планы  инвестиционных проектов. Соответственно и планирование делится на технико-экономическое (ТЭП), оперативно-производственное (ОПП) и бизнес-планирование инвестиционных проектов.

Основной задачей  оперативного планирования производства является обеспечение слаженной  и комплексной работы всех звеньев  производства по изготовлению продукции в соответствии с заданным количеством, номенклатурой и качеством в условленные сроки, предусмотренные стратегическим (тактическим) планом.

Содержание  оперативного планирования производства включает следующее:

-  расчет  и установление прогрессивных  нормативов движения производства (календарно-плановых нормативов) – нормативов заделов, периодичности запуска (выпуска) партии деталей в обработку (из обработки), размера серий и партий, продолжительности производственного цикла, величины опережений и т.д.;

-  определение времени выполнения отдельных операций изготовления деталей, сборки подузлов, узлов и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками, а также сроков выполнения отдельных работ кооперированными исполнителями;

-  детализация  плановых заданий по цехам  и участкам предприятия;

-  расчет  и установление календарных графиков, определяющих порядок, последовательность  и сроки изготовления продукции  на определенной стадии производства;

-  доведение  разработанных календарных планов-графиков до цехов, участков и рабочих мест;

-  планирование  оперативной подготовки производства  путем своевременного заказа  и доставки на рабочие места  материалов, заготовок, инструмента  и т.д., необходимых для бесперебойного, выполнения установленных заданий и календарных графиков;

-  введение  систематического учета и контроля  за исполнением выданных планов-графиков;

-  оперативное  регулирование и диспетчеризация  хода производственного процесса, протекающего в цехах, на участках.

Оперативное планирование является, с одной стороны, завершающим  звеном в системе планирования деятельности предприятия, а с другой — средством  обеспечения текущего управления производством.

В процессе оперативного управления осуществляется детальная  привязка планов предприятия к его подразделениям — отдельным производством, цехам, производственным участкам, бригадам даже к рабочим местам — на небольшие промежутки времени (месяц, декаду, рабочую неделю, сутки, смену). При этом разработка планов органически сочетается с решением вопросов организации их выполнения и поточного регулирования производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методика планирования нефтедобычи, основана на следующих основных положениях:

-объектом планирования является каждая скважина во всеми ее индивидуальными особенностями;

-на основе достижений в технике и технологии нефтепромыслового дела следует проектировать полное использование добывных возможностей каждой скважины;

-в основу планирования нефтедобычи должно быть положено техническое нормирование, предусматривающее получение оптимальных дебитов по всем скважинам;

установлено в  практике планирования добычи нефти  понятие норма добычи или норма  выработки, которая может быть получена при технически грамотном использовании  нефтепромыслового оборудования.

Планирование  объёмов добычи буровых и НГД предприятий базируется на исходных показателях проектов разработки нефтяных и газовых месторождений, при этом показатели по нефтяной компании определяются как средневзвешенные по месторождению.

Информация о работе Планирование предприятия