Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:04, реферат
Планирование инвестиций является сердцевиной управления инвестиционной деятельностью предприятия. Все инвестиционные решения по осуществлению реальных инвестиционных проектов и программ, вложению денежных средств в финансовые активы, а также решения по их финансированию объективно взаимосвязаны, а значит, их
нельзя принимать порознь и нужно использовать инструменты планирования для связи этих решений.
Бизнес-план инвестиционного проекта — форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики.
Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта.
Бизнес-план необходим:
• инвестору — для определения экономической целесообразности
• органу управления реализацией инвестиционного проекта — для выработки программы действий и руководства в процессе реализации;
• кредиторам — для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;
• органам государственного управления — для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования.
Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвестиционного проекта, — обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и прочие данные должны быть достоверными. Важнейшими принципами составления бизнес-плана инвестиционного проекта являются:
• объективность и надежность входной и выходной информации;
• необходимость и достаточность параметров выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по проекту на всех фазах и циклах его реализации;
• комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления инвестиционного проекта;
• возможная краткость. Обычный бизнес-план не должен превышать 15—20 страниц, за исключением сложных сфер бизнеса (в частности венчурных проектов), где проект может достигать 40—50 страниц. Все обосновывающие материалы необходимо приводить в Приложении, а в основном тексте должны содержаться только итоговые показатели и данные;
• выделение привлекательных и доказанных преимуществ проекта;
• отсутствие общих и неконкретных формулировок, приукрашиваний и искаженной интерпретации данных, влияющих на принятие решений по проекту.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от масштаба инвестиционного проекта и сферы бизнеса, к которой он относится. Кроме того, в зависимости от продвинутое™ проектов бизнес- планы на разных стадиях их осуществления, сохраняя свою структуру и разделы, могут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией содержащихся в них данных, а их первоначальное содержание
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта жестко не регламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифицированный характер в большинстве стран с рыночной экономикой.
Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:
• общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;
• краткая характеристика проекта (резюме);
• характеристика предприятия и отрасли;
• сущность инвестиционного проекта;
• оценка рынков сбыта и конкурентов;
• план маркетинга;
• инвестиционный план; • производственный план;
• организационный план;
• финансовый план и показатели эффективности проекта;
• анализ рисков (анализ чувствительности);
• приложения.
Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес предприятия — инициатора проекта, название проекта, время разработки бизнес-плана.
Раздел «Общие сведения» содержит данные об основных реквизитах предприятия — инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности.
Здесь же указываются общие и конкретные цели инвестиционного проекта, технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости, другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов.
Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес- планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Раздел «Резюме» является кратким отображением сути и возможных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Оно в определенной степени должно отвечать требованиям рекламы инвестиционного проекта в целях привлечения инвесторов и кредитных средств для финансирования проекта и т.п. Основными составляющими раздела обычно являются:
• обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и качества выпускаемой продукции (услуг) на других предприятиях и производствах аналогичного направления и профиля, существующих или находящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения;
• данные о потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта; • экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучшение качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны и т.д.);
• данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т.п. Резюме может содержать и другие важные итоговые характеристики и показатели инвестиционного проекта, а также сведения, относящиеся к организационному процессу его реализации. Резюме составляется в последнюю очередь, после разработки всех остальных разделов бизнес-плана и проведения всех необходимых обоснований и расчетов.
Раздел «Характеристика предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение предприятия — инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции (работах, услугах) на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок. Важно, чтобы в разделе были указаны потенциальные конкуренты на рынке намечаемой к выпуску продукции, отражены их сильные и слабые стороны; определено, на какого именно потребителя рассчитана намечаемая к производству продукция; отражена динамика продаж в отрасли, факты и возможности появления новых видов или аналогов продукции.
Данный раздел содержит:
• анализ текущего состояния и перспектив развития производства намечаемой к выпуску продукции в отрасли;
• данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства в отрасли;
• географическое положение и состояние отраслевого рынка (включая перечень и характеристику потенциальных покупателей, их возможностей, фактический объем продаж, объем неудовлетворенного спроса, тенденции развития рынка).
«Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых разделов,
отражающий основные идеи проекта, его достоинства, условия осуществимости, возможные результаты реализации, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Данный раздел включает:
• описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта, ее функциональное назначение, свойства, технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;
• изложение следующих стадий развития проекта — идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания; данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по организации сбыта, созданию дилерской сети и т.д.;
• изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной;
• аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.
«Оценка рынков сбыта и конкурентов».
В бизнес-плане оценка производится в последовательности: изучение и характеристика рынка— сегментирование рынка — определение потенциальных покупателей — оценка уровней продаж — определение возможностей и путей продвижения продукции — определение прогрессивных форм реализации — определение сети дилеров и посредников в реализации продукции — определение сети гарантийного и послегарантийного обслуживания.
При изучении рынков сбыта продукции их обычно делят на три вида: рынки, на которых потребители не знают о продукции и, ее свойствах в сравнении с аналогичной продукцией; рынки, на которых потенциальные покупатели знают о продукции, но не покупают ее, а покупают продукцию фирм-конкурентов; рынки, на которых приобретают намечаемую к выпуску продукцию. На основе изучения и оценки состояния указанных рынков определяются ниша предприятия — инициатора проекта, емкость рынка, возможный объем сбыта, предполагаемые цены продажи продукции. В данном разделе необходимо оценить потенциальные возможности каждого конкурента на рынке и определить, имеет ли преимущества планируемая к выпуску продукция по сравнению с конкурентами.
По каждому виду намечаемой к выпуску продукции в рамках оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:
•
качество, технико-экономические
• цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;
• форма сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), система доставки и складирования;
• система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);
• система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и условиями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).
Кроме того, раздел оценки рынков сбыта и конкурентов содержит сведения:
• об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции;
• объеме и ценах продаж, перспективах расширения и сбыта продукции;
• размерах, уровне и тенденциях развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки;
• путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;
• стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации и ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, мер по стимулированию сбыта;
• потенциальных и действующих конкурентах, их доле на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.
Раздел «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и поэтому иногда их объединяют. План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стратегия управления производством — это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продукцию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений. Маркетинговая стратегия ориентирует товаропроизводителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму прибыли на вкладываемый в проект капитал. Эта задача решается и в рамках обоснований инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, являются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завоевания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.