Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучение первоначальных теорий мотивации, их сущности и возможностей практического применения.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть сущность мотивации;
- Охарактеризовать различные методы стимулирования персонала;
- Проанализировать первоначальные теории мотивации;
- Найти возможности практического применения первоначальных теорий мотивации.
Этот метод стимулирования персонала эффективен для тех людей, для которых важно денежные вознаграждения и власть. Руководитель должен знать этих людей и мотивировать их этими факторами.
Неэкономические методы стимулирования персонала
Неэкономические методы стимулирования персонала - грамоты, "доска почета", собрания с "похвалой", обеспечение в первоочередном порядке информационно-техническими средствами, участие лучших в корпоративных мероприятиях, направления на обучение и прочее не экономические блага.
К
неэкономическим методам
Этот метод стимулирования персонала эффективен для тех людей, для которых важно выделение из группы, похвальные грамоты.
1.3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Метод «Кнута и пряника»
Метод «Кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную – наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты).
Важное
место в системе мотивирования
работников занимают методы, использующие
поощрения с одной стороны
и наказания – с другой. Поощрение
нацелено на развитие, стимулирование
морального удовлетворения личности.
А взыскание связано с
Основной перечень поощрении, которые могут применяться к работникам за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшения качество продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе, определяет Трудовой кодекс РФ. Это могут быть:
Трудовой кодекс РФ также устанавливает и перечень взысканий за
нарушение трудовой дисциплины, которые администрация предприятия (организации) может применять к своим работникам:
Правилами
внутреннего трудового
Этот метод малоэффективен в современных условиях, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпеть морального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится.
Теория "Х"
В этой теории проявляется простота использования мотивов и стимулов, в ее основе лежит отношение человека к труду. Эту теорию разработал Ф. Тейлор (в 20-е годы XX ст.), а затем развил и дополнил Д. Мак-Грегор (в 60-е годы XX ст.). Она отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента.
Основными в этой теории являются такие положения:
Таким
образом, теория "X" рассматривает
человека как плохого, недобросовестного
и безынициативного работника с
задатками рабской психологии. Этим
объясняется необходимость
Теория "У"
Теория "Y", также разработанная в 60-е годы XX ст., является антиподом теории "X" и ориентирована совсем на другую группу людей. Она отражает взгляды на работников представителей поведенческого менеджмента. К основным положениям теории "Y" относятся следующие:
Модель теории "Y" описывает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории распознаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Удельный вес работников, соответствующих этой теории, невелик — 15-20 % численности коллектива, чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свой талант в социальной группе.
Современная расширенная интерпретация теории "Y" Д. Мак-Грегора
Немецкие
специалисты в области
Любые организационные действия должны быть осмысленны. Прежде всего это относится к руководителю, требующему соответствующего поведения от других.
Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность за свой труд, если реализована их потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, посетителями, поставщиками). Люди хотят, чтобы их деятельность была полезной.
Каждый сотрудник желает доказать свою значимость и важность своего рабочего места; желает принимать участие в решении вопросов, в которых компетентен.
Почти каждый работник имеет собственную точку зрения, как улучшить результаты своей деятельности; желает реализовать свои цели, не боится санкций, рассчитывая на понимание со стороны руководства; очень остро переживает, если его наказывают за инициативу.
Каждый
работник стремится к успеху и
прилагает для этого
Подчиненные оценивают свою значимость в глазах руководства по своевременности и полноте получаемой информации. Если доступ к информации затруднен, она приходит с опозданиями не в полном объеме, то у работников возникает чувство униженности, поскольку с их мнением не считаются.
Работники испытывают недовольство, если решения об изменениях в их работе (даже позитивные) принимаются без их ведома.
Каждый работник желает знать, как оценивается его работа, его отношение к выполнению обязанностей, а также критерии оценки труда, иначе ему трудно своевременно вносить коррективы в свою работу.
Внешний
контроль (со стороны) неприятен человеку,
поэтому очень важен
Большинство людей стремятся получать новые знания, позволяющие им развиваться профессионально.
Если
подчиненным предоставлена
Эти важнейшие положения, подтвержденные практикой, необходимо учитывать в работе по управлению мотивацией персонала.
Теория Z
Эту теорию в 1981 г. разработал американский профессор У. Оучи на основе японского опыта управления в дополнение к теориям "X" и "Y" Д. Мак-Грегора. Основная отличительная черта этой теории — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно теории "Z", мотивация работников должна исходить из ценностей "производственного клана", т. е. предприятия как одной большой семьи. Эти ценности необходимо развивать у сотрудников с помощью соответствующей организации и стимулирования отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям.
Основные идеи теории "Z" заключаются в следующем:
Теория "Z" описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний, однако такие работники есть практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения этой теории определяется удельным весом таких людей в коллективе.
Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией "Z", эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение.
В
целом первоначальные теории мотивации,
дающие общую картину человека-