Первоначальные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение первоначальных теорий мотивации, их сущности и возможностей практического применения.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть сущность мотивации;
- Охарактеризовать различные методы стимулирования персонала;
- Проанализировать первоначальные теории мотивации;
- Найти возможности практического применения первоначальных теорий мотивации.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.98 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время управление персоналом представляет сложную систему теорий, правил и закономерностей. Изучение этих аспектов имеет огромное значение при выборе тактики и стратегии  управления организацией. Персонал в  любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие  из этого – что-то производить, добиваться своей цели в деятельности. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников  организации работать на нее, на достижение неких целей. Именно поэтому, сегодня  актуально изучение принципов и  методов эффективной мотивации  персонала. Сейчас же мы имеем неограниченную свободу в выборе того или иного  способа организации управления, но чтобы не повторять ошибки, известные  из международного опыта, при выборе основы для создания структуры организации, нужно очень тщательно отнестись  к анализу принципов мотивации  в управлении.

     Объектом  исследования  в настоящей работе выступает механизм мотивации персонала, так как именно анализ этого механизма  дает нам возможности вариации в  выборе наиболее эффективной для  некой отдельно взятой организации  технологии управления.

     Предметом исследования является влияние механизма  мотивации на управление персоналом в целом.

     Как уже упоминалось выше, вся система  управления организацией строится на стремлении к достижению поставленных целей, а для этого нужна слаженная  работа, сотрудничество руководящих  органов и рядовых сотрудников, которые и достигаются за счет эффективной мотивации персонала. От степени заинтересованности в  выполнении своих обязанностей зависит, прежде всего, производительность труда. Именно система управления отвечает за то, чтобы трудовая деятельность персонала была максимально эффективна для данной организации в конкретных условиях. При этом основным инструментом служит мотивация сотрудников. Эффективное  управление  невозможно без понимания  мотивов и потребностей человека и правильного использования  стимулов к труду. 

     Анализируя  различные первоначальные теории мотивации, направленные на удовлетворение потребностей человека, мы попытаемся выявить плюсы  и минусы в каждой из них, рассмотреть  возможность реализации на практике в той или иной ситуации. 

     Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

     Целью курсовой работы является: изучение первоначальных теорий мотивации, их сущности и возможностей практического применения.

     Задачи  курсовой работы:

    • Рассмотреть сущность мотивации;
    • Охарактеризовать различные методы стимулирования персонала;
    • Проанализировать первоначальные теории мотивации;
    • Найти возможности практического применения первоначальных теорий мотивации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ

     1.1. СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ

     Почему  некоторые люди в одних и тех  же условиях работают с интересом  и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения  высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что  побуждает его к активной деятельности?

     Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Также мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов  деятельности и поведения субъекта. Цель – это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и  может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с  деятельностью человека.  

 
 
 
 
 

Рис. 1. Взаимосвязь элементов, формирующих понятие мотивации

     Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние  движущие силы. Как правило, человек  совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой  их диспозицию. Диспозиция мотивов  и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда  и особенности личности. Мотив  определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек  может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в  некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

     В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.

  1. Возникновение потребности.
  2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
  3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
  4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

     Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания  жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают  биологические и социальные потребности.

     Биологические потребности – это потребности  в пище, воде, воздухе, продолжении  рода, жилище и другие, необходимые  для поддержания организма в  нормальном жизнедеятельном состоянии.

     Социальные  потребности – это потребность  принадлежать к роду, национальности, социальной группе, самовыражаться, строить  свою карьеру, быть признанным и прочее. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к  росту как для отдельного человека, так и для общества в целом.

     Важное  значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения  человека. Различают четыре основные формы стимулов.

  1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
  2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
  3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
  4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.

     Теория  мотивации стала активно разрабатываться  в XX в.. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы:

    • первоначальные;
    • содержательные;
    • процессуальные.

     Первая  предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие  у субъекта потребностей - такое  же фундаментальное условие его  существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения  одного и того же.

     В своих первичных биологических  формах потребность есть состояние  организма, выражающее его объективную  нужду в дополнении, которое лежит  вне его.  Какие именно потребности, какой сам человек, в какой  среде он находится и какие способы их удовлетворения он видит, можно понять только из конкретной ситуации, рассмотрев ее всесторонне.

     Человек осуществляет определенные действия в  соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних  по отношении к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому многие отечественные и  зарубежные ученые приходят к мысли, что невозможно однозначно описать  процесс мотивации.

     Мотивация человеческого поведения является объектом изучения ряда наук: социологии, психологии, социальной психологии, менеджмента  и ряда других. В психологии мотивом  или системой мотивов выступают  в качестве важнейших факторов, актуализирующих  поведение индивида в той или  иной конкретной социальной ситуации, придающего ему личностно значимый смысл и определенную направленность. В этой связи мотивация рассматривается  как специфический вид психической  регуляции, субъективная детерминация человеческого поведения, которая  определяет его направленность, устойчивость и алгоритм, способствует формированию осознанного решения о характере, способах и форме его реализации.

     Труд  – базовая форма деятельности, а не один из видов деятельности на ряду с другими. Поэтому, основные аспекты мотивации человеческого  поведения имеют более или  менее выраженную трудовую направленность. Это мотивы более устойчивого  характера, фундаментальные мотивы, линии жизни человека, кардинально  определяющие вектор его поведения  в длительной временной перспективе. Они являются обоснованием, своеобразным фундаментом целого комплекса мотивов  ситуационного поведения, которые  формируются дискретно в рамках положительно небольшого промежутка времени.

     На  основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию  и содержание процесса мотивации. Теории мотивации в менеджменте принято  делить на две большие группы: на процессуальные теории, и на содержательные. О них мы поговорим ниже.

     1.2. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

     Мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет  непосредственное отношение к памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического и социологического знания.

     Еще великие мыслители древности  положили начало мотивационным процессом  стимулирования персонала - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая не только привела  в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести речь, язык и  привычку к труду.

     В качестве базиса руководители чаще всего  используются поведенческие модели Маслоу, Альдерфера и Ф. Герцберга, которые  призваны объяснить некоторые существующие “странности” в поведении людей. Почему голодные и практически бездомные  сограждане не будут эффективно трудиться  на благо общества - об этом рассказывают теории Маслоу и Альдерфера.

     В общем случае деятельность людей  направлена на достижение следующих  основных целей:

     -Материальные  блага;

     -Власть  и слава;

     -Знания  и творчество;

     -Духовное  совершенствование.

     На  эти факторы в основном опираются  все руководители, и в зависимости  от этого мотивируют своих сотрудников.

     Экономическое стимулирование персонала

     Экономические методы стимулирования персонала - денежные вознаграждения, конкурсы и соревнования за обеспечение, за привлечение новых  клиентов, за лучшую презентацию новых  продуктов, за повышение квалификации и прочее.

     Система мотивации персонала, учитывающая  особенности функционирования предприятия, позволяет обеспечить повышение  экономической эффективности. В  таких условиях особую важность приобретают  мотивация и материальное стимулирование персонала, направленные на повышение  ответственности работников в достижении общих целей организации, что  позволит обеспечить рост экономической  эффективности и конкурентоспособности  с другими предприятиями.

     Теоретические и методологические основы мотивации  и стимулирования персонала были заложены в работах: А. Смита, Ф. Тейлора, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клеланда и др. Большой вклад в развитие данного направления внесли Д.М. Гвишиани, П.М. Керженцев, Г.Х. Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин и многие другие ученые.

Информация о работе Первоначальные теории мотивации