Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучение первоначальных теорий мотивации, их сущности и возможностей практического применения.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть сущность мотивации;
- Охарактеризовать различные методы стимулирования персонала;
- Проанализировать первоначальные теории мотивации;
- Найти возможности практического применения первоначальных теорий мотивации.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время управление персоналом
представляет сложную систему теорий,
правил и закономерностей. Изучение
этих аспектов имеет огромное значение
при выборе тактики и стратегии
управления организацией. Персонал в
любой организации является ее неотъемлемой
частью, организация не может существовать
без людей, а как следствие
из этого – что-то производить, добиваться
своей цели в деятельности. Управление
персоналом, прежде всего, базируется
на принципах заинтересованности сотрудников
организации работать на нее, на достижение
неких целей. Именно поэтому, сегодня
актуально изучение принципов и
методов эффективной мотивации
персонала. Сейчас же мы имеем неограниченную
свободу в выборе того или иного
способа организации
Объектом исследования в настоящей работе выступает механизм мотивации персонала, так как именно анализ этого механизма дает нам возможности вариации в выборе наиболее эффективной для некой отдельно взятой организации технологии управления.
Предметом исследования является влияние механизма мотивации на управление персоналом в целом.
Как
уже упоминалось выше, вся система
управления организацией строится на
стремлении к достижению поставленных
целей, а для этого нужна слаженная
работа, сотрудничество руководящих
органов и рядовых сотрудников,
которые и достигаются за счет
эффективной мотивации
Анализируя различные первоначальные теории мотивации, направленные на удовлетворение потребностей человека, мы попытаемся выявить плюсы и минусы в каждой из них, рассмотреть возможность реализации на практике в той или иной ситуации.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.
Целью курсовой работы является: изучение первоначальных теорий мотивации, их сущности и возможностей практического применения.
Задачи курсовой работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ
1.1. СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ
Почему некоторые люди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного человека нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что побуждает его к активной деятельности?
Мотивация
– это процесс побуждения человека
к деятельности для достижения целей.
Также мотивацию можно
Рис. 1. Взаимосвязь элементов, формирующих понятие мотивации
Мотив – это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа.
Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Различают биологические и социальные потребности.
Биологические потребности – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии.
Социальные
потребности – это потребность
принадлежать к роду, национальности,
социальной группе, самовыражаться, строить
свою карьеру, быть признанным и прочее.
Потребности находятся в
Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
Теория
мотивации стала активно
Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей - такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же.
В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Какие именно потребности, какой сам человек, в какой среде он находится и какие способы их удовлетворения он видит, можно понять только из конкретной ситуации, рассмотрев ее всесторонне.
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношении к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому многие отечественные и зарубежные ученые приходят к мысли, что невозможно однозначно описать процесс мотивации.
Мотивация
человеческого поведения
Труд
– базовая форма деятельности,
а не один из видов деятельности
на ряду с другими. Поэтому, основные
аспекты мотивации
На
основе эмпирических исследований было
разработано несколько
1.2. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет непосредственное отношение к памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического и социологического знания.
Еще великие мыслители древности положили начало мотивационным процессом стимулирования персонала - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести речь, язык и привычку к труду.
В
качестве базиса руководители чаще всего
используются поведенческие модели
Маслоу, Альдерфера и Ф. Герцберга, которые
призваны объяснить некоторые
В общем случае деятельность людей направлена на достижение следующих основных целей:
-Материальные блага;
-Власть и слава;
-Знания и творчество;
-Духовное совершенствование.
На эти факторы в основном опираются все руководители, и в зависимости от этого мотивируют своих сотрудников.
Экономическое стимулирование персонала
Экономические методы стимулирования персонала - денежные вознаграждения, конкурсы и соревнования за обеспечение, за привлечение новых клиентов, за лучшую презентацию новых продуктов, за повышение квалификации и прочее.
Система
мотивации персонала, учитывающая
особенности функционирования предприятия,
позволяет обеспечить повышение
экономической эффективности. В
таких условиях особую важность приобретают
мотивация и материальное стимулирование
персонала, направленные на повышение
ответственности работников в достижении
общих целей организации, что
позволит обеспечить рост экономической
эффективности и
Теоретические и методологические основы мотивации и стимулирования персонала были заложены в работах: А. Смита, Ф. Тейлора, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клеланда и др. Большой вклад в развитие данного направления внесли Д.М. Гвишиани, П.М. Керженцев, Г.Х. Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин и многие другие ученые.