Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Что действительно следует считать проблемой, так это то, что жизнь в регионе представляется российским гражданам бесперспективной, непрестижной, а часто и временной. Потерян драйв, который присутствовал в ходе освоения территории Российской империей и во времена СССР. Иначе говоря, жизнь стала «тоскливой».2 И эту ситуацию не переломит ввод в строй нескольких новых крупных месторождений. Между тем справиться с таким настроем крайне важно. Без этого невозможно закрепление населения и интенсивное развитие территории.

Оглавление

Введение 4
Общая характеристика Дальнего Востока 5
История освоения Дальнего Востока 5
Физико – географическое положение 6
Экономико – географическая характеристика 8
Проблемы развития территории Дальнего Востока 13
Анализ факторов социально – экономического развития 13
Основные проблемы ДФО 19
Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока 27
Заключение 31
Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 65.90 Кб (Скачать)

6. Слабое развитие  финансовой инфраструктуры и  высокая финансовая зависимость  от федерального бюджета.

Банковская система ДФО играет крайне незначительную роль в банковской системе Российской Федерации. Региональные структуры пока играют несущественную роль. По количеству кредитных организаций Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов Российской Федерации.  
Финансовая инфраструктура ДФО характеризуется доминированием филиалов московских и санкт-петербургских организаций.  
Количество филиалов кредитных организаций своего региона в ДФО составило 45, филиалов банков из других регионов-163. По сравнению со странами АТР объем фондового рынка ДФО составляет 0,003% капитализации таких стран, как Китай, Австралия, Южная Корея и 0,0007% от капитализации лидера региона - Японии.16

Глубокая дифференциация по уровню дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионы ДФО. Если в бюджете Сахалинской области дотации не достигают 10% в сумме доходов бюджета, то бюджет Камчатского края, Амурской области на 30% формируется за счет дотаций. Остальные регионы находятся в диапазоне от 12 до 18%.  
Показатели финансовой зависимости по ДФО выше, чем в среднем по России.

Вертикальная несбалансированность налоговой системы приводит постепенно к сокращению возможностей реализации концепции финансовой самодостаточности регионов.

7. Сложная социальная  и демографическая ситуация.

Ухудшение экономических условий жизнедеятельности вызывает большую убыль населения. С 1990 г. население Дальнего Востока сократилось с 8,1 до 6,5 млн. чел., или на 19,8 %. При этом доля миграционного оттока в общей структуре убыли населения региона составляет 57,5 %, а естественной убыли - 42,5 %.  
С 1993 гг. естественная убыль населения увеличилась по Дальнему Востоку почти в 3 раза (292,3 %), а по России - на 15,7%.  
При сохранении существующих тенденций в период 2015-2025 гг. регион может попасть в «демографическую яму», что приведет к ежегодным дополнительным потерям примерно 1,6 %ВРП.17

Коэффициент рождаемости в ДФО - 11,5%, мал даже для простого воспроизводства населения (общие коэффициенты рождаемости менее 16,0% считаются низкими).  
Сокращение численности населения в столь важном для страны стратегическом районе может обернуться непредсказуемыми последствиями для будущего его социально-экономического развития.  
Привлекаемые трудовые мигранты не замещают уезжающих из края высококвалифицированных специалистов.  
Сокращение населения, его постарение будут создавать определенные ограничения для экономического развития региона.  
Деформируется возрастно-половая структура населения, население "стареет", сокращается численность экономически активного населения, увеличивается демографическая нагрузка на занятое население.

По росту старения населения ДФО - "лидер" в стране. 
Необходимо установить контроль над ценами, поскольку даже в условиях повышения зарплаты, пенсии, стипендии граждане реально не чувствуют улучшения. Необходимо, чтобы не было высоких цен на электроэнергию, на проезд на транспорте. Особенно авиационный и железнодорожный.  
Для создания на российском Дальнем Востоке равных условий жизни, сравнимых с базовыми районами страны, необходимо, чтобы общий фонд материальных благ и услуг в расчете на одного жителя превышал среднероссийский уровень в 1,4 - 1,6 раза.  
Создание же преимуществ, как показывают расчеты, потребует превышения в 1,7 - 1,9 раза.18

Выделяются три зоны, которые делятся по степени благоприятности: 
1. Неблагоприятная для жизни человека — Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Корякский автономный округ, северная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской области. В данной зоне проживает 17,7 % населения.  
2. Благоприятная — Приморский край. В этой зоне проживает 30,9 % населения.  
3. Средне благоприятная — вся остальная территория. В данной зоне проживает 51,4 % населения.

Несмотря на положительную оценку Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г." и Программы переселения соотечественников на Дальний Восток, отмечаются их недочеты: в частности, это отсутствие финансовых средств на строительство жилья и объектов соцкультбыта для переселяемых трудовых мигрантов. Сначала необходимо создать условия жизни, прекращающие отток населения, а уже потом разрабатывать миграционные программы переселения соотечественников.

8. На всех рынках  ДВФО наблюдается разрыв между  способностью производить товары  и услуги и качеством жизни.

Увеличился разрыв в доходах населения - коэффициент Джини более чем на 10% по РФ и на 40,2% по ДФО.  
Величина прожиточного минимума в регионе на 44,3% выше, чем в среднем по России.  
Доля населения с доходами, ниже уровня прожиточного минимума в регионе, составляет 21,2 % (в среднем по России -17,6 %).  
Практически во всех регионах ДФО средний размер трудовой пенсии меньше территориального прожиточного минимума.

Отклонение среднего размера трудовой пенсии от территориального прожиточного минимум.

В январе 2008 г. стоимость минимального набора продуктов питания на Дальнем Востоке составила 2534,2 руб., что на 22% больше, чем в среднем по России.

Деформированное ценообразование - все позиции "потребительской корзины", определяются непомерно высокими теплоэнергетическими, жилищно-коммунальными, а также, конечно, транспортными тарифами (транспортная составляющая в цене товаров в ДФО находится в пределах 55-70% при среднероссийском значении в 25%).  
• Темпы роста тарифов по электроэнергии и теплу на Дальнем Востоке в 2 раза выше темпов роста соответствующих тарифов у западных регионов.  
• Стоимость жилищно-коммунальных услуг в ДФО по сравнению со среднероссийскими выше на 73% при сохранении темпов роста стоимости услуг на уровне РФ.

 

3  ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

 

Решая вышеперечисленные проблемы, необходимо стремиться к формированию в регионе среды, привлекательной как для инвестиций, так и для жизни людей. А это возможно, только если экономический рост в регионе будет диверсифицированным, а не чисто сырьевым. Причем совсем не обязательно в нем должна доминировать инновационная составляющая. Главное — разумное разнообразие возможностей, технологичность и ориентация на реальные потребности местного населения и стран АТР.

Не следует концентрироваться только на гигантских инфраструктурных и сырьевых проектах. Прежде всего, необходимо содействовать запуску большого числа средних по размеру инвестиционных проектов потребительской направленности, например, в следующих секторах.

Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в состоянии в значительной степени обеспечить себя качественной продукцией, а также радикально нарастить экспорт. Здесь есть огромные земельные резервы, а климат в южной части региона вполне подходит для ведения сельского хозяйства.

Еще в советские времена на Дальнем Востоке успешно развивались тепличные хозяйства, но теперь этот сектор нужно возрождать на новой технической базе. Многообещающее направление — выращивание и переработка сои. Есть большой потенциал в увеличении мощностей по глубокой переработке рыбы, а также по развитию аквакультуры. Климат большинства регионов позволяет производить свинину и курятину. Перспективы есть и у экспорта российской кондитерской продукции в Китай.

Туризм. На Дальнем Востоке имеются хорошие перспективы в сфере горнолыжного, оздоровительного, познавательного и круизного туризма (прежде всего на Камчатке и в зоне Амура). О потенциале этой отрасли говорят давно и много, но реального развития почти не происходит. Дальневосточные регионы могут резко активизировать инвестиционный процесс, если будут активно включаться в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)», ориентированную на создание отраслевых кластеров. Кроме того, перспективным видится путь создания на Дальнем Востоке федеральными структурами аналога ОАО «Курорты Северного Кавказа».19

Деревообработка. Очень актуально создание на Дальнем Востоке современных производств по глубокой переработке леса (вплоть до мебели и домостроительных комплектов). Конечно, во многих регионах существует проблема невысокого качества сырьевой базы, однако и под такой ресурс вполне реально создавать технологичные производства.

Новой крупной отраслью на Дальнем Востоке и в Забайкалье может стать металлургия, особенно вблизи крупных и перспективных источников электроэнергии. Сейчас здесь действуют лишь разрозненные и не очень большие металлургические предприятия. Но для этого потребуются значительные вложения в инфраструктуру и, возможно, предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию крупных проектов.

В части инфраструктуры наиболее актуальными представляются усилия по развитию транспорта. А для этого, прежде всего, необходимо разработать подробную перспективную транспортную схему региона. В ходе такой работы потребуется провести серьезный анализ грузо- и пассажиропотоков, сформировать оптимальные маршрутные сети, определить потребности в создании (реконструкции) инфраструктурных объектов. Старые наработки уже потеряли актуальность. Кроме того, потребуются специальные расчеты для определения эффективных направлений и объемов субсидирования пассажирских перевозок. При этом перспективы промышленного развития Дальнего Востока будут сильно зависеть от возможности снижения для региона железнодорожных тарифов (особенно в части несырьевых и нетранзитных грузоперевозок).

Огромный потенциал в части активизации инвестиционной деятельности имеет использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Причем это касается как инфраструктурных, так и промышленных проектов. И здесь большое значение будет иметь качество предварительной проработки проектов. Кроме того, регионы должны содействовать созданию привлекательных условий для инвесторов: обеспечивать формирование необходимых земельных участков, брать на себя обязательства по строительству внешней инфраструктуры, предоставлять налоговые льготы, пониженные арендные ставки и т. д. Отдельно стоит упомянуть целесообразность передачи в концессию многих существующих инфраструктурных систем (прежде всего аэропортов и водоканалов крупных городов).

Говоря об инновациях, необходимо быть реалистами. Пока российский Дальний Восток имеет относительно малый потенциал в этой сфере. Но это не значит, что заниматься инновационной тематикой здесь бесперспективно. Просто цели и усилия должны соответствовать ситуации.

Для постепенного увеличения инновационного потенциала целесообразно создание в регионах технопарков и венчурных фондов, что потребует и бюджетного финансирования. Кроме того, на федеральном уровне стоит простимулировать подготовку специальных соглашений между крупнейшими российскими технологичными корпорациями («Ростехнологии», ОАК, ОСК, «РОСНАНО» и т. д.) и дальневосточными регионами. В рамках таких соглашений можно определить комплекс мероприятий по созданию новых производств, в том числе в формате совместных предприятий с ведущими иностранными корпорациями. В идеале было бы желательно, чтобы Минэкономразвития России провело для Дальнего Востока отдельный конкурс по созданию инновационных территориальных кластеров.

Еще один вопрос, имеющий крайне важное для долгосрочных перспектив развития Дальнего Востока значение, — это разработка и запуск проектов формирования агломераций, что позволит создать на Дальнем Востоке привлекательные центры концентрации населения. Агломерационные проекты должны получить дополнительное федеральное финансирование на развитие инфраструктуры, создание крупных культурных и спортивных объектов, стимулирование малоэтажного строительства. Основные кандидаты на роль таких центров — Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский.

В части международного сотрудничества хотелось бы отметить целесообразность усиления акцента на привлечение японских, корейских и американских инвесторов с целью балансировки неизбежно возрастающего влияния Китая.

Параллельно работе в инвестиционной сфере должна быть запущена масштабная программа создания и продвижения бренда территории, реализация которой поможет устранить негативные эффекты от восприятия региона как «далекой, отсталой окраины России» и придать Дальнему Востоку новый современный облик. Такая программа должна радикально отличаться от подобных программ других российских территорий значительной ориентацией не на внешнего, а на внутреннего потребителя.

При этом необходима организация плотной работы с федеральными СМИ над полноценным включением региона в общую новостную повестку. Для решения такой задачи потребуется постоянное создание качественных информационных поводов и их продвижение в журналистской среде. Возможно, координацию такой системной имиджевой работы могло бы взять на себя Министерство РФ по развитию Дальнего Востока.

В целом же крайне важно широкое вовлечение местного населения в решение проблем региона, создание ощущения общего дела. Должны быть сформулированы четкие и понятные людям целевые показатели по крайней мере на десять лет и запущена их активная пропаганда. Только в случае реальной и широкой поддержки местным населением предпринимаемых властями инициатив возможно ускоренное возрождение российского Дальнего Востока.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате наших исследований установлено, что основными проблемами Дальнего Востока являются:

- Непоследовательная политика Правительства РФ по поддержке Дальнего Востока;

- Превращение региона в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии;

- Наличие мощных конкурентов в лице китайских и корейских производителей, особенно на потребительском рынке;

- Снижение демографического потенциала из-за низкой рождаемости и высокой смертности;

- Миграционный отток из региона в связи с отставанием в уровне жизни от европейских регионов РФ;

- Недостаток квалифицированных управленцев, инженерных кадров, высококвалифицированных рабочих;

- Нарастание экологических проблем.

Говоря о задачах перспективного развития Дальнего Востока, следует особо подчеркнуть сложность реализации программы социального и экономического развития территорий, так как масштаб хозяйственного освоения здесь довольно большой - потребуются всемерные усилия всей страны для выделения различных ресурсов: трудовых, финансовых, материальных, научно-технических.

Существуют правительственные программы по развитию Дальнего Востока и его территории в частности, одной из них является "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года". Программа предусматривает комплексное развитие региона: подготовку кадров, решение социальных вопросов, развитие образования, здравоохранения, закрепления населения – все это расписано в 12 подпрограммах. Кроме того, в программу по развитию ДВР вошли две федерально-целевые программы - "Дальний Восток и Байкальский регион" (до 2018 г.) и "Развитие Курил" (до 2015 г.).

Информация о работе Перспективные направления освоения и развития территории Дальнего Востока